Дело № 2а-7/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2017г. Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Яковенко М.Ю.
при секретаре Горбатенко Е.С.
с участием представителя административного истца ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы г.Невинномысска ФИО3 к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, № от 27.04.2016г.
у с т а н о в и л :
Глава администрации г.Невинномысска ФИО4 обратился в суд с административным иском к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, № от 27.04.2016г.
В обоснование заявленных требований ФИО4 ссылается на то, что Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу - ведущим специалистом-экспертом Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1. вынесено постановление о назначении административного наказания № от 27 апреля 2016г., которым глава администрации города Невинномысска ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований к охране водного объекта р.Большой ФИО5 (не надлежащий контроль за сбросом сточных вод из трубы в поверхностный водный объект р.Большой ФИО5 с земельного участка, государственная собственность на который не разграничена), которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. Кроме того, в адрес главы администрации города Невинномысска ФИО4 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, № от 27 апреля 2016г. (получено 23 мая 2016г.), в соответствии с которым глава администрации города Невинномысска обязан принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, а именно усилить контроль за соблюдением природоохранного законодательства, за сбросом в поверхностный водный объект р.Большой ФИО5. С вынесенным представлением глава администрации города Невинномысска ФИО4 не согласен, считает его незаконным, не обоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В ходе проведения административного расследования установлено, что неустановленным лицом осуществляется сброс сточных вод в р.Большой ФИО5 трубы, выпуск которой находится на свободных землях города, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>. Согласно протоколу об административном правонарушении № 21.04.2016г. в 16 часов 00 минут в результате проведенного административного расследования, возбужденного в рамках рейдовой проверки, проводимой на основании приказа Департамента Росприроднадзора по СКФО «О проведении планового (рейдового) осмотра водоохраной зоны и акватории р.Большой ФИО5 в границах муниципального образования города Невинномысска Ставропольского края» от 04 марта 2016г. № 666, обнаружено, что должностное лицо - глава администрации города Невинномысска ФИО4 в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей допустил ненадлежащий контроль за сбросом сточных вод из трубы в поверхностный водный объект р.Большой ФИО5, которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение с земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. В постановлении о назначении административного наказания № от 27 апреля 2016г. указано, что глава администрации города Невинномысска ФИО4 не осуществил надлежащий контроль за сбросом сточных вод из трубы в поверхностный водный объект р.Большой ФИО5, которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение с земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и который находится в ведении администрации города Невинномысска. К полномочиям органов местного самоуправления и их должностных лиц не относится осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства, в том числе арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. На момент составления протокола об административном правонарушении административным органом источник сброса сточных вод не установлен. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен по договору аренды земельного участка от 14.01.2011г. № Обществу с ограниченной ответственностью «Пандора». В соответствии с пунктом 5.4.8. договора аренды арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории. Во исполнение определения Департамента Росприроднадзора по СКФО № от 25.03.2016г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, как арендодателем, было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого действия, приводящие к ухудшению экологической обстановки на данном земельном участке, а также нарушения пункта 5.4.8. вышеуказанного договора аренды земельного участка не установлены. Указанная информация была направлена в Департамент Росприроднадзора по СКФО. Установленный государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по СКФО сброс сточных вод не относится к сбросам ливневой канализации с территорий общего пользования города Невинномысска. Для реализации полномочий по водоотведению в городе Невинномысске Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края был предоставлен в пользование для сброса сточных вод по 6-ти водовыпускам водный объект - река Кубань на основании 6-ти решений о предоставлении водного объекта в пользование от 16.12.2014 г. со сроком водопользования до 16.12.2019г. Для целей сброса сточных вод в реку Кубань в городе Невинномысске имеется закрытая дождевая канализация протяженностью 23 500 м (железобетонные трубы диаметром от 300 до 1600 мм, ливнеприемники, ливневые колодцы) и открытая ливневая канализация протяженностью 1500 м (откосы из железобетонных плит, монолит из бетона). При осуществлении муниципального земельного контроля, а также при исполнении полномочий арендодателя земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, администрация города Невинномысска не вправе обследовать производственные мощности землепользователей, а также требовать документы, подтверждающие право арендатора на использование водного объекта, так как это не относится к предмету муниципального земельного контроля, в связи с чем должностные лица администрации города Невинномысска не имеют возможности установить, кем осуществляется сброс сточных вод в р.Большой ФИО5. В соответствии с пунктами 11, 24, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Полномочия собственника водного объекта администрация города Невинномысска может осуществлять только в пределах полномочий, установленных Водным кодексом Российской Федерации, согласно которому в муниципальной собственности может находиться только пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию. Учитывая, что река Большой ФИО5 протекает по территории нескольких субъектов Российской Федерации, она относится к водным объектам федеральной собственности. Во исполнение указанных полномочий органов местного самоуправления городского округа - города Невинномысска решением Думы города Невинномысска от 19 декабря 2012г. №323-30 утверждены Правила благоустройства территории города Невинномысска (далее Правила), которыми регламентирована процедура сбора, транспортировки и утилизации твердых бытовых отходов. В соответствии со статьей 34 Правил организации и граждане в зависимости от принадлежности к основной и прилегающей территории обязаны: своевременно заключить договоры на предстоящий год на вывоз бытовых и промышленных отходов со специализированной организацией; производить сбор бытовых и промышленных отходов в контейнеры на специально оборудованных контейнерных площадках; обеспечить установку достаточного количества контейнеров для сбора бытовых и промышленных отходов. С целью реализации данных положений в заключенные с арендаторами земельных участков договоры аренды включены условия (п.5.4.8), согласно которым арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории. Кроме того, согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. Кроме того, учитывая, что часть арендуемых земельных участков расположена в границах водоохраной зоны реки Б.ФИО5, арендаторы и другие лица, использующие земельные участки на законных основаниях, обязаны соблюдать требования, установленные Водным кодексом РФ, в том числе статьи 65 Водного кодекса РФ, согласно которой в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов. Постановлением главы города Невинномысска от 08.05.2007 № 977 утверждены Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории города Невинномысска, для личных и бытовых нужд, кроме того, администрацией города Невинномысска обеспечен свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования. Полномочия главы администрации города Невинномысска определены частью 2 статьи 38.1 Устава города Невинномысска, согласно которой Глава администрации города обладает следующими полномочиями: формирует администрацию города в соответствии со структурой администрации города, утвержденной Думой города, организует ее работу, определяет основные направления деятельности администрации города и ее органов; руководит деятельностью администрации города на принципах единоначалия; обеспечивает осуществление администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Ставропольского края; осуществляет контроль за исполнением должностными лицами администрации города и ее органов полномочий по решению вопросов местного значения, а также отдельных переданных государственных и иных полномочий; осуществляет иные полномочия. Федеральным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами к полномочиям администрации города Невинномысска и к полномочиям главы администрации города Невинномысска не отнесено осуществление контроля за сбросом сточных вод в поверхностный водный объект, находящийся в федеральной собственности. Учитывая изложенное, главой администрации города Невинномысска в полном объеме выполняются требования к охране водных объектов, установленные действующим законодательством. Согласно ст.24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях. В ч.1 ст.29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Частью 2 указанной статьи установлено, что организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление. По своей правовой природе представление представляет собой акт, исходящий от государственного органа, обладающего властными полномочиями, содержащий властное волеизъявление, имеющий обязательный характер, порождающий правовые последствия для конкретной организации (заявителя), и для его исполнения устанавливается определенный срок. На основании представления № от 27 апреля 2016г. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу обязал главу администрации города Невинномысска ФИО4 усилить контроль за соблюдением природоохранного законодательства, а именно за сбросом в поверхностный водный объект р.Большой ФИО5. Осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства не отнесено к полномочиям главы администрации города Невинномысска. Возложение указанной обязанности нарушает права ФИО4 как должностного лица органа местного самоуправления, так как возлагает на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами и противоречит требованиям ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.27 Водного кодекса РФ, Устава города Невинномысска.
Определением от 09.08.2017г. в соответствии со ст.44 ч.2 ГПК РФ произведена замена административного истца ФИО4 на главу г.Невинномысска ФИО3
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просит признать представление я № от 27 апреля 2016г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, в отношении главы администрации города Невинномысска ФИО4 незаконным и отменить.
Представитель административного ответчика Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца ФИО2, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004г. № 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела сотрудниками Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на основании приказа Департамента «О проведении планового (рейдового) осмотра водоохранной зоны и акватории р.Большой ФИО5 в границах муниципального образования города Невинномысска Ставропольского края» от 04.03.2016г. № 666 была проведена рейдовая проверка.
В ходе проверки установлено, что должностное лицо – глава администрации города Невинномысска Ставропольского края ФИО4 в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей, допустил ненадлежащий контроль за сбросом сточных вод из трубы в поверхностный водный объект р.Большой ФИО5, которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение (координаты трубы <данные изъяты>) с земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и находится в ведении администрации города Невинномысска Ставропольского края.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу - ведущим специалистом-экспертом Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1. № от 27 апреля 2016г. глава администрации города Невинномысска ФИО4 привлечен к административной ответственности по ст.8.13 ч.4 КоАП РФ за нарушение требований к охране водного объекта р.Большой ФИО5 (не надлежащий контроль за сбросом сточных вод из трубы в поверхностный водный объект р.Большой ФИО5 с земельного участка, государственная собственность на который не разграничена), которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 26.04.2017г. постановление о назначении административного наказания № от 27 апреля 2016г. оставлено без изменения, жалоба ФИО4 - без удовлетворения.
27.04.2016г. в адрес главы администрации г.Невинномысска ФИО4 вынесено представление № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и на должностное лицо возложена обязанность принять меры по устранению выявленных нарушений в области охраны окружающей среды. Указанное представление получено административным истцом 23.05.2016г.
Согласно ч.1 ст.29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из содержания указанной статьи следует, что основанием для внесения должностным лицом представления об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, является рассмотрение этим должностным лицом дела об административном правонарушении, а также установление должностным лицом факторов, порождающих административное правонарушение и облегчающих его совершение.
Целью внесения представления является предупреждение совершения новых правонарушений путем устранения причин и условий, способствовавших совершению рассмотренного должностным лицом правонарушения.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об оспаривании представления должностного лица об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, входит, в том числе, факт совершения административного правонарушения, подтверждаемый вступившим в силу постановлением о привлечении к административной ответственности. При этом обстоятельства, положенные в основу этого постановления, исходя из которых административным органом сделан вывод о наличии события правонарушения, не подлежат выяснению по делу об оспаривании представления должностного лица, вынесенного в порядке ст.29.13КоАП РФ.
Таким образом, в рамках рассмотрения данного дела не могут быть приняты во внимание доводы, которые даны в подтверждение незаконности внесенного административным органом представления, но направлены на правовую оценку наличия либо отсутствия вмененных нарушений законодательства, установленных постановлением о привлечении к административной ответственности.
При таком положении оспариваемое представление было вынесено должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу обоснованно, в установленной форме и при наличии соответствующих оснований в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое предписание выдано в установленном порядке, уполномоченным на то должностным лицом и при наличии предусмотренных законом оснований. Требованиям закона оспариваемое предписание не противоречит. А потому оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления главы г.Невинномысска ФИО3 к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, № от 27.04.2016г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 06.10.2017г.
Судья Яковенко М.Ю.