ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2336/19 от 07.03.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-2336/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,

при секретаре судебного заседания Пак В.Э.,

с участием:

административного истца ФИО2,

представителя административных ответчиков администрации г. Хабаровска, департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска ФИО8,

представителя заинтересованного лица ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации г. Хабаровска, департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска о признании разрешения на строительство от 26.11.2018 года №27-23-516-2018, выданного администрацией города Хабаровска в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования недействительным,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, разрешением администрации <адрес> в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ Ван ФИО7 выдано разрешение на реконструкцию части жилого дома, <адрес> под магазин с устройством отдельного входа в <адрес>. Из ответа департамента архитектуры, строительства и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешение на реконструкцию части жилого дома было выдано по заявлению Ван ФИО7, согласно представленных последним документов в соответствии с ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе копии протокола собственников многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. Однако общее собрание собственников многоквартирного жилого дома в вышеуказанную выше дату не проводилось. Напротив, согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>,3% от общего числа голосов собственников помещений многоквартирного дома (жильцы) проголосовали о запрете проводить реконструкцию помещения под магазин и запрете незаконно использовать общее имущество дома в виде несущих конструкций, плиты балкона, холодных подсобных помещений, холодного тамбура и земельного участка придомовой территории. Собственник помещения Ван ФИО7 вопрос об уменьшении части общего имущества путем его присоединения к нежилому помещению в результате его реконструкции под магазин перед собственниками помещений многоквартирного дома на обсуждение не ставил, согласие всех собственников на уменьшение размера общего имущества путем его реконструкции не получал. В силу пп.1 п.2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта. Для разрешения вопроса, связанного с реконструкцией объекта капитального строительства необходимо соблюсти предусмотренную законом процедуру предоставления необходимой документации. Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданное департаментом архитектуры, строительства и землепользования Ван ФИО7 на реконструкцию части жилого помещения дома, <адрес> является незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы, как истца, так и иных собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Разрешение не содержит необходимых сведений о проекте планировки и проекте межевания территории, проектной документации объекта капитального строительства, об инженерном оборудовании многоквартирного дома, согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на реконструкцию. В соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Как следует из ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В результате произведенной реконструкции Ван ФИО7<адрес> путем разрушения части несущей стены под оконным проемом, устройством отдельного входа в нежилое помещение, тамбур, реконструкции лоджии, фасада здания, присоединена часть общего имущества, ограждающая несущие стены многоквартирного дома. Осуществляемая Ван ФИО7 реконструкция помещения влечет фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. В соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такого согласия Ван ФИО7 не получал, представив лишь протокол общего собрания, которое не проводилось. На основании изложенного ФИО1 просил суд признать разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией <адрес> в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования недействительным.

В судебном заседании представитель администрации <адрес>, департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес>ФИО4, действующая на основании доверенностей № ДД.ММ.ГГГГ-353 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объектов капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением соответствующих документов, предусмотренных данной нормой. Уполномоченный орган проверяет как наличие всех документов, так и их содержание, после чего принимает решение по вопросу выдачи разрешения на строительство, реконструкцию. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Ван ФИО7 и приложенных документов, департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> в соответствии с ч. 7. ст. 51 ГрК РФ, в том числе, с учетом протокола собрания собственников МКД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, было выдано оспариваемое разрешение. В полномочия ответчиков не входит проверка подлинности представленных заявителем документов. Оспариваемое разрешение на строительство объекта капитального строительства «Реконструкция части жилого дома, <адрес> под магазин с устройством отдельного входа в <адрес>» выдано уполномоченным органом департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> законно, с соблюдением установленного порядка, выданное разрешение на строительство не нарушает права и законные интересы заявителя, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Просила суд в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Ван ФИО7 - ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения административных исковых требований, представила суду письменный отзыв на административное исковое заявление, дала суду пояснения, аналогичные доводам письменного отзыва. Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица, устройство лестницы, пандуса, благоустройство территории, изменение фасада в границах помещения <адрес> не нарушают прав третьих лиц, в том числе, собственников МКД. Уменьшение размера общего имущества не предусматривается данной реконструкцией. Границы и размер земельного участка конкретно под жилым домом 6 по <адрес> не установлены в соответствии с земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации. Отсутствуют сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занимаемого конкретно МКД по <адрес>. Предусмотренная проектом металлическая лестница и пандус не являются капитальными конструкциями, не носят характер пристройки и не изменяют параметры объекта капитального строительства — многоквартирного жилого дома. Согласно доводам представителя заинтересованного лица, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта. Учитывая, что реконструкция многоквартирного жилого дома (в том числе с его расширением или надстройкой) отсутствует, а также из представленной проектной документации не усматривается уменьшение размера общего имущества, устройство отдельного входа для использования помещения под магазин не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Также согласно п. 4.1 ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников. Часть стены под оконным проемом не разрушалась. Проем шириной 1200 мм существующий и не подлежал изменению, расширению. Образуемые холодные тамбуры располагаются в границах балкона <адрес>. Доступ на данный балкон осуществляется исключительно собственником <адрес>, как и на любой балкон, принадлежащий любой квартире. Ограждающие конструкции балкона (металлические решетки, металлические листы) заменены на фасадные японские панели, т. е. отдельный элемент конструкции заменен на иные улучшающие показатели таких конструкций элементы, что допускается в порядке п. 14 ст. 1 ГрК РФ. Изменение фасада в границах помещения <адрес> не уменьшает размер общего имущества МКД. В границах жилого помещения - <адрес> (внешние границы) предусматривается обшивка японскими фасадными фиброцементными панелями. Данный фасад конструктивно не затрагивает внешние границы иных помещений, обслуживающие более одного помещения. Фасад во внешних границах <адрес> обслуживает исключительно границы <адрес> ничьи более границы не затрагивает. В то же время, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, является достаточным, если на собрании проголосовало за изменение фасада простое большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений МКД. Такое решение собственников имеется. В связи с этим, фасад в границах <адрес> не затрагивает интересы истца и не нарушает их. Уменьшение размера общего имущества МКД не усматривается. Пределы использования земельного участка устройством лестницы и пандуса не меняются. Общее имущество собственников МКД не уменьшается. Границы, размер и площадь земельного участка по <адрес> не определены и не установлены. Следовательно, в отношении земельного участка отсутствует режим общего имущества собственников помещений в МКД по <адрес>. Собрание по вопросу о пределах использования земельного участка не может быть проведено, пока не будут установлены конкретные границы земельного участка, занимаемого конкретно данным домом. На сегодняшний момент невозможно определить территорию, относящуюся к общему имуществу МКД. Градостроительный регламент в данной территориальной зоне (ЦО-2) не содержит основной вид использование земельного участка — под многоквартирный жилой дом. Данный вид использования относится к условно-разрешенному виду. Разрешение на условно-разрешенный вид использовании под МКД отсутствует. Уменьшение размера общего имущества МКД не осуществляется. Согласование собственника земельного участка в лице Министерства обороны РФ на обустройство отдельного входа, благоустройства территории в границах <адрес> получено. В то же время, на обустройство отдельного входа не требуется проведение общего собрания собственников МКД, поскольку не происходит уменьшение размера общего имущества МКД, что также указано в письме Министерства строительства и ЖКХ РФ от 25.02.2019г. Г/04.

Использование <адрес> под магазин с устройством отдельного входа и пандуса, согласно разработанной проектной документации от 2018г. ООО «Стройпроект», возможно без проведения собрания собственников МКД, поскольку уменьшение размера общего имущества МКД не предусматривается. Имущество, обслуживающее более одного помещения, не затрагивается работами, предусмотренным проектом. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не определены в соответствии с законодательством РФ. В связи с этим, невозможно определить, в каких размерах и границах многоквартирный жилой дом по <адрес> занимает земельный участок, чтобы отнести его к общему имуществу МКД. На сегодняшний момент деятельность по торговле в помещении не ведется. Ремонтные работы окончены. Разрушение и порча общего имущества не осуществлены. Захват придомовой территории не осуществлен. По мнению представителя заинтересованного лица, доводы заявления надуманы, необоснованны, сводятся к созданию конфликтной ситуации. Существующая прилегающая территория не благоустроена, никогда не была благоустроенной. Проектом реконструкции предусматривается благоустройство территории за счет средств собственника <адрес>. Тем самым, на подавшего жалобу, или на иного собственника помещения в данном доме не возлагается какая-либо финансовая обязанность в связи с реконструкцией помещения <адрес>, чтобы утверждать, что их права нарушаются. Поскольку реконструкция многоквартирного дома не производится, а осуществляется реконструкция <адрес>, то в соответствии с п. 6.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, не требуется. Представленный в комплекте документов протокол собрания от 20.07.2018г. носит информационный характер, а не характер необходимого документа для принятия решения о выдаче разрешения на реконструкцию помещения под магазин. Его наличие или отсутствие не влияет на выдачу разрешения на реконструкцию помещения. Орган местного самоуправления проверил соответствие проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и принял соответствующее решение о выдаче разрешения на реконструкцию помещения. Орган местного самоуправления не превысил свои полномочия, правильно оценил имеющиеся в деле документы. Представленная проектная документация выполнена в соответствии с установленными требованиями в области проектирования и утвержденного в <адрес> градостроительного зонирования. Учитывая, что права истца не нарушаются, какие-либо затраты на него не возлагаются, представитель заинтересованного лица просила суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Выслушав пояснения административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФИО4, представителя заинтересованного лица ФИО5, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав, осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно материалам дела, оспариваемое разрешение на строительство выдано ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением об оспаривании данного ненормативного акта административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов

В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением соответствующих документов, предусмотренных данной нормой.

Согласно п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В п. 21.1. ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится, что действие разрешения на строительство прекращается в прямо предусмотренных законом случаях. Перечень оснований исчерпывающий и связан он с принудительным прекращением прав на землю

В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец ФИО1, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, имеет в собственности квартиру, общей площадью 62,9 кв.м., на первом этаже по адресу: <адрес>.

Ван ФИО7 является собственником <адрес> в <адрес>, общей площадью 45.9 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Ван ФИО7 администрацией <адрес>, в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования выдано разрешение на строительство , согласно которому в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация <адрес> в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования разрешает реконструкцию объекта капитального строительства, наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией "Реконструкция части жилого дома, <адрес> под магазин с устройством отдельного входа в <адрес>".

Указанное разрешение выдано в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно представленным документам, в том числе представленной копии протокола от ДД.ММ.ГГГГ собственников многоквартирного жилого дома по <адрес>.

Считая, что указанное разрешение на строительство, выданное Ван ФИО7, нарушает права, свободы и законные интересы истца, создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, ФИО1 обратился с административным иском в суд.

В судебном заседании установлено, что Ван ФИО7 обратился в администрацию <адрес>, департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) части жилого дома, <адрес> под магазин с устройством отдельного входа в <адрес>, срок строительства - 12 месяцев, проектная документация на реконструкцию объекта разработана ООО "Стройпроект"; основные показатели объекта: общая площадь магазина 47,7 кв.м., общая площадь земельного участка - 205842,0 кв.м., высота помещения - 2.5 м, площадь застройки - 3,7 кв.м.

К заявлению заявителем представлены документы, указанные в приложении к заявлению, в том числе: выписка из ЕГРЮЛ на квартиру; градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; письмо ООО "Строительная экспертиза ДВ" от ДД.ММ.ГГГГ о том, что реконструкция части жилого дома <адрес> под магазин с устройством отдельного входа по <адрес> не затрагивает конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта, в связи с чем, в порядке ст. ст. 1, 49 ГрК РФ не требуется экспертиза проектной документации реконструируемого объекта; справка ООО УК "Домоуправление" от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, инженерное подключение <адрес> для использования под магазин после реконструкции остается в пределах существующих лимитов по существующей схеме (водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение); пояснительная записка; план до реконструкции; копия протокола внеочередного общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по <адрес>, проведенного в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, которым принято решение о согласовании собственнику <адрес> реконструкции <адрес> с устройством отдельного входа для использования под магазин в соответствии с разработанным проектом реконструкции, согласовании использование земельного участка для устройства лестницы, благоустройства прилегающей территории, устройства автопарковки; план после реконструкции.

Приложенные к заявлению документы соответствуют требованиям ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно градостроительному плану земельного участка №RU273, в территориальной зоне центра обслуживания и коммерческой активности на территориях, подпадающих под действия ограничений ЦО, подзоне 2 устанавливаются в том числе основной вид разрешенного использования «объект торгового назначения, в том числе магазин».

В соответствии с выданным ДД.ММ.ГГГГ Ван ФИО7 разрешением на строительство , кадастровый номер реконструируемого объекта 27:23:0030411:1772, проектная документация разработана ООО "Стройпроект" в 2018 году, общая площадь объекта 47,7 кв.м, срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ, определен в соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с копией протокола внеочередного общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по <адрес>, проведенного в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> вместе с заявлением, общим собранием собственников указанного МКД принято решение о согласовании собственнику реконструкции <адрес> с устройством отдельного входа для использования под магазин в соответствии с разработанным проектом реконструкции, согласовании использование земельного участка для устройства лестницы, благоустройства прилегающей территории, устройства автопарковки.

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ общего внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, приняты решения о запрете реконструкции помещения в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> под магазин; запрете незаконно использовать общедомовое имущество в виде несущих конструкций, плиты балкона, холодных подсобных помещений (2 шт.), холодного тамбура (1 шт.) и землю придомовой территории.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ван ФИО7 советом собственников квартир многоквартирного дома направлено уведомление, согласно которому потребовано прекратить дальнейшую реконструкцию и переоборудование общего домового и придомового имущества, восстановить благоустройство прилегающей к дому территории, разрушенную часть несущей стены под оконным проемом, убрать с общей домовой территории металлические конструкции, демонтировать конструкции, установленные на общем домовом и придомовом имуществе, восстановить фасад здания, лоджию, и все, что связано с реконструкцией и присоединением части общедомового имущества.

Согласно письму департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации -ОГ/04 от ДД.ММ.ГГГГ фасад многоквартирного дома как ограждающая несущая конструкция, обслуживающая более одного помещения в доме, в силу статьи 290 ГК РФ, статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 Правил относится к общей долевой собственности собственников многоквартирного дома, его обшивка проводится при достижении согласия большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с письмом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации -ОГ/04 от ДД.ММ.ГГГГ, последним даны разъяснения, что в случае перевода нежилого помещения в жилое помещение, в том числе при обустройстве отдельного входа в такое помещение, уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не происходит, проведение общего собрания собственников не требуется. В соответствии с разъяснениями, указанное письмо не является нормативно-правовым актом, не содержит правовых норм, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, содержащееся в нем разъяснение не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Представленные заинтересованным лицом указанные письма не относятся к рассматриваемому предмету спора, в связи с чем, не имеется оснований для оценки данных доказательств с учетом заявленных требований.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно п. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на реконструкцию помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Из приведенных выше норм жилищного законодательства следует, что проведение реконструкции с расширением и увеличением общей площади многоквартирного жилого дома возможно лишь в случае получения согласия всех сособственников реконструируемого жилого помещения.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию». В соответствии с указанным регламентом муниципальная услуга «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» предоставляется администрацией <адрес> в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования. В соответствии с п. 2.6.1 Административного регламента установлено, что для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства заявитель направляет заявление о выдаче разрешения на строительство по форме согласно приложению к настоящему регламенту, предоставляет самостоятельно документы, определенные указанным регламентом, в том числе решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме.

Представленные к заявлению Ван ФИО7 о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) документы, в том числе, протокол внеочередного общего собрания собственников многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, решения внеочередного общего собрания собственников многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, недействительными не признавались, являются действующими, на момент выдачи разрешения на строительство не были отменены, в связи с чем, у муниципального органа не было оснований для проверки подлинности представленных документов, а также для отказа в выдаче разрешения.

Ссылка административного истца на наличие иного судебного производства, в котором оспаривается решение внеочередного общего собрания собственников многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется правового значения для рассматриваемого дела, поскольку в случае удовлетворения требований по признанию решения общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, незаконным, административный истец не лишен возможности обратиться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ выдано компетентным органом, при выдачи разрешения соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия администрации <адрес>, департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> на принятие оспариваемого решения, соблюден порядок принятия оспариваемого решения, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, указанное разрешение на строительство (реконструкцию) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, при этом, судом не установлены нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу о законности указанного разрешения на строительство и отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании разрешения недействительным.

Представленные истцом протокол внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в период рассмотрения заявления и выдаче разрешения на строительство указанные в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ решения общего собрания приняты не были, представленные документы были созданы после выдачи оспариваемого разрешения.

Представленные административным истцом документы, в том числе, доверенность собственников помещений в МКД по адресу: <адрес>, на имя председателя совета МКД ФИО6, список собственников помещений, фотографии, копия плана по выявлению инженерных сетей, копия поэтажного плана первого этажа не свидетельствуют о недействительности выданного разрешения на строительство, не подтверждают доводы истца о нарушении прав и законных интересов ФИО1

Доводы истца о захвате части его балкона (<адрес>) суд во внимание не принимает, поскольку балкон истца огорожен им самостоятельно, без содействия заинтересованного лица, не влечет недействительность разрешения на строительство.

Доводы административного истца о нарушении его прав организацией погрузо-разгрузочных работ на газоне на фасаде здания в непосредственной близости от входа в жилой дом, порча придомовой территории, существенном ухудшении условий проживания в доме всем прочим собственникам судом также не принимаются, так торговая деятельность к помещении, принадлежащем Ван ФИО7, не ведется, указанные доводы не влекут признания разрешения на строительство незаконным, недействительным, направлены на несогласие с действиями заинтересованного лица по реконструкции и осуществлению ремонтных работ.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации <адрес>, департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> о признании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией <адрес> в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования недействительным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 12.03.2019 года.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко

Копия верна.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко