РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 15 июля 2020 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Оняновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2338/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования г.Братска Иркутской области о признании незаконным постановление администрации муниципального образования г.Братска Иркутской области от 17.03.2020 № 534 и об обязании администрации муниципального образования г.Братска Иркутской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в Братский городской суд с административным иском к администрации г. Братска, в котором просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования города Братска от 17.03.2020 № 534, обязать администрацию муниципального образования города Братска повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка (СРЗУ) на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование иска административный истец указала, что она обратилась в администрацию города Братска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (СРЗУ) и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Согласно постановлению администрации города Братска №534 от 17.03.2020 административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Административный ответчик, ссылаясь на п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, ст. 11.9 ЗК РФ в обоснование отказа, указал:
1. СРЗУ разработана с нарушением предусмотренных требований к образуемым земельным участкам, а именно, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
2. СРЗУ не соответствует требованиям к ее подготовке, а именно, при подготовке СРЗУ не учтены сведения о зонах с особыми условиями использования территории.
Считает отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В силу п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Ссылаясь на положения ст. 11, 9, п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, административным ответчиком не указано, в какой части представленный вариант границ земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (имеет ли место наличие всех перечисленных недостатков, одного из них или несколько).
Указанная в постановлении формулировка создает неопределённость в установлении мотивов и основании для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления административного истца, чем нарушается положения п.п. 7, 17 ст. 39.15 ЗК РФ.
Согласно подп. 3, 16 ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ): охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны/
В силу подп. 1, 4, 5, 6 ст. 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены:
порядок подготовки и принятия, решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон;
требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон, за исключением случаев, если требования к таким предельным размерам и (или) правилам определения размеров зон установлены федеральным законом;
порядок обозначения границы зоны с особыми условиями использования территории и (или) местоположения объекта, в связи с размещением которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, на местности;
перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом, а также перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть установлены на водном объекте в случае, если в границы зоны с особыми условиями использования территории включаются акватория водного объекта, ее часть.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение-прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (ч. 6 ст. 106 ЗК РФ)
На основании ч. 10 ст. 106 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 24 ст. 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
На основании изложенного следует, что сам факт наличия коммуникаций без принятия уполномоченным органом решения об установлении охранной зоны, не подтверждает наличие охранных зон и, соответственно, возникновение ограничений использования земельного участка.
Таким образом, в обоснование своих доводов о наличии на испрашиваемом земельном участке охранных зон (ЗОУИТ), административным ответчиком должны быть представлены: в первую очередь - решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей охранной зоны, а так же подтверждение того, что сведения об охранной зоне внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Между тем соответствующие сведения, об установлении охранной зоны в отношении испрашиваемой территории, административным ответчиком не указаны.
Принимая во внимание изложенное, в отсутствие мотивированного отказа в утверждении СРЗУ и предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятый административным ответчиком муниципальный правовой акт препятствует административному истцу на реализацию прав, предусмотренных ст.ст. пп. 14 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.15 ЗК РФ, и нарушает его законные интересы.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явились, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Братска по доверенности ФИО2 не явилась, будучи надлежаще извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила письменные возражения, где указала, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена но основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.
Согласно топографической съемке на испрашиваемой ФИО1 территории расположены подземные и надземные инженерные коммуникации (линейные сооружения канализации, воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ, подземные кабельные линии высокого напряжения 10 кВ, а также связанный с ними распределительный пункт осуществления передачи электрической энергии).
На испрашиваемой территории западнее земельного участка с кадастровым номером 38:34:012603:110, проходят сооружения, принадлежащие на праве собственности АО «Братская электросетевая компания».
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросезевого хозяйства без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов. Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.
Также на испрашиваемой ФИО1 территории проходят действующие сети канализации, обслуживаемые МП «ДГИ».
Согласно «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, расстояние от водопровода и канализации до фундаментов ограждений должно составлять 3 м, до фундаментов зданий и сооружений 5 м.
Согласно координатам, указанным в приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка, границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы многоконтурного земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН (кадастровый номер 38:34:012601:1467, для размещения линейного объекта - сооружения ЛЭП-0,4 кВ), что является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренным статьями 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Учитывая изложенное, утверждение схемы расположения земельного участка па кадастровом плане территории не представляется возможным на основании подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Таким образом, требования истца удовлетворению не подлежат, просит отказать в административном иске.
Изучив доводы и основания административного иска, доводы письменных возражений на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьями 226, 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение законных прав, свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что ФИО1 является инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2015 № 0294094.
В силу части 1 статьи 9 Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" (далее - Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ) инвалидам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов на срок 20 лет в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
Так, руководствуясь ст.ст. 39.15, 39.18 ЗК РФ, ФИО1 обратилась в администрацию г. Братска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал 38:34:012601), со следующими характеристиками:
Площадь земельного участка: 807 кв.м. | ||
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
X | Y | |
и предварительно согласовать предоставление данного земельного участка. Вид права: аренда, сроком на 20 лет; цель использования: индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрений и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 17.03.2020 № 534 ФИО1 отказано в удовлетворении указанного заявления, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных требований к образуемым земельным участкам, а именно, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами; схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, а именно, при подготовке схемы не учтены сведения о зонах с особыми условиями использования территории).
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762. Схема расположения земельного участка подготавливается на основании сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе материалы и сведения о зонах с особыми условиями использования территории, об утвержденных документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.
Согласно статье 23 ГрК РФ на картах генерального плана определяются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Пункт 2 статьи 85 ЗК РФ говорит о том, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 9 статьи 31 ГрК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ установил, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Оспаривая постановление № 534 от 17.03.2020, административный истец ссылается на то, что в данном постановлении не указано в какой части представленный вариант границ земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Судом установлено, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе а предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762.
Согласно топографической съемке на испрашиваемой ФИО1 территории расположены подземные и надземные инженерные коммуникации (линейные сооружения канализации, воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ, подземные кабельные линии высокого напряжения 10 кВ, а также связанный с ними распределительный пункт осуществления передачи электрической энергии).
На испрашиваемой территории западнее земельного участка с кадастровым номером 38:34:012603:110, проходят сооружения, принадлежащие на праве собственности АО «Братская электросетевая компания».
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросезевого хозяйства без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов. Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.
Также на испрашиваемой ФИО1 территории проходят действующие сети канализации, обслуживаемые МП «ДГИ».
Согласно «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, расстояние от водопровода и канализации до фундаментов ограждений должно составлять 3 м, до фундаментов зданий и сооружений 5 м.
Согласно координатам, указанным в приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка, границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы многоконтурного земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН (кадастровый номер 38:34:012601:1467, для размещения линейного объекта - сооружения ЛЭП-0,4 кВ), что является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренным статьями 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Учитывая изложенное, утверждение схемы расположения земельного участка па кадастровом плане территории не представляется возможным на основании подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, так как образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению требований установленных ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, постановление от 17.03.2020 № 534 административного ответчика в отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого ФИО1 земельного участка является законным, обоснованным и не нарушающим права административного истца. Учитывая, что судом необходимая совокупность условий, предусмотренная ч. 2 ст. 227 КАС РФ по настоящему делу не установлена, обстоятельства, на которые указаны в административном иске, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований административному истцу ФИО1, предъявленных к административному ответчику администрации муниципального образования г.Братска Иркутской области о признании незаконным постановление администрации муниципального образования г.Братска Иркутской области от 17.03.2020 № 534 и об обязании администрации муниципального образования г.Братска Иркутской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2020 года.
Судья Т.А. Павлова