В окончательной форме решение суда принято 11 сентября 2019 года
Дело № 2а-2339/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 10 сентября 2019 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре – Глековой А.А., с участием истцов – ФИО1, ФИО2, представителя истцов – ФИО3, представителя ответчика – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО5, Валиевой Гюльбаниз к Управлению Министерства внутренних дел по городу Ялте, начальнику отделения по вопросам миграции Отдела полиции № 1 «Алупкинский» УМВД России по городу Ялте ФИО6, с участием заинтересованного лица – Администрации города Ялта о признании отказа в регистрации незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском о признании незаконными действий Отдела полиции № 1 «Алупкинский» УМВД России по городу Ялте по отказу в удовлетворении заявления ФИО2 о регистрации по адресу: <адрес>; возложении обязанности на Отдел полиции № 1 «Алупкинский» УМВД России по городу Ялте осуществить регистрацию ее места проживания по вышеуказанному адресу.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются супругами. ФИО1 принадлежит на праве собственности ? доля квартиры № 7 в доме №<номер> по <адрес>, в которой они совместно проживают. 04 февраля 2019 года ФИО2 обратилась в Отдел миграции с заявлением о ее регистрации по месту своего жительства, однако ей было в этом отказано в виду отсутствия согласия второго совладельца указанной квартиры. Считают отказ незаконным, поскольку собственником второй доли квартиры являлся ФИО-1, который умер <дата>. Принадлежащее ему имущество никем из наследников не принято, вымороченным также не признавалось, в связи с чем истцы лишены возможности получить согласие другого совладельца и соответственно реализовать право ФИО2 на регистрацию по месту ее проживания.
Представитель ответчика – УМВД России по городу Ялте просил принять суд решение в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик – начальник отделения по вопросам миграции ФИО6 просила рассмотреть дело в ее отсутствие и принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Ялта в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика и заинтересованного лица.
Выслушав истцов, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что граждане Российской Федерации – ФИО1 и ФИО2 состоят с 07 августа 2009 года в зарегистрированном браке.
ФИО1 является собственником ? доли квартиры № 7, расположенной в доме №<номер> по <адрес>, на основании договора дарения доли квартиры от 02.10.2006 года, зарегистрирован по месту проживания по вышеуказанному адресу с 27 октября 2006 года.
07 февраля 2019 года ФИО2 обратилась в Отдел миграции УМВД России по городу Ялте с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос о ее регистрации по месту проживания в <адрес>. С заявлением были представлены копия ее паспорта и копия паспорта супруга, копия свидетельства о заключении между ними брака; копия договора дарения доли квартиры; копия ответа БТИ; копия технического паспорта; копия выписки из ЕГРН; копия свидетельства о смерти ФИО-1
На заявление ФИО2 ей был дан ответ за подписью начальника ОВМ ОП № 1 «Алупкинский» УМВД России по городу Ялте от 06.03.2019 года, в котором указано на невозможность ее регистрации по месту жительства, по тем основаниям, что второй собственник жилья умер, наследство на принадлежащую ему долю квартиры не оформлено, а регистрация возможна лишь при наличии согласия всех совладельцев квартиры.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, гражданин Российской Федерации для регистрации по месту жительства обязан обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
При этом предъявляются: документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Документами, служащими основаниями для вселения в жилое помещение, являются: договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедший государственную регистрацию договор, или иной документ, выражающий содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
Предъявление для регистрации указанных правоустанавливающих документов соответствует требованию ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Из материалов дела следует, что квартира № 7 дома №<номер> по <адрес> принадлежит на праве собственности в равных долях ФИО1, который является супругом ФИО2 и дал согласие на ее регистрацию в принадлежащем ему помещении, а также ФИО-1.
При этом ФИО-1 умер <дата>.
Согласно ответу нотариуса Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым ФИО-2, наследственное дело к имуществу ФИО-1, умершего <дата>, не заводилось.
Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта был дан ответ ФИО1 на его обращение, в котором указано, что на сегодняшний день ? доля квартиры № 7 по <адрес>, в казне муниципального образования городской округ Ялта не значится и право собственности за муниципалитетом, согласно сведений ЕГРН, не зарегистрировано.
Вместе с тем, ? доля квартиры имеет признаки вымороченного имущества, и Администрацией города Ялта будет проведена соответствующая процедура с целью оформления права собственности за муниципалитетом.
Из материалов дела следует, что на момент обращения ФИО2 с заявлением о регистрации по месту проживания, начальник ОВМ Отдела полиции № 1 «Алупкинский» располагала сведениями о смерти второго собственника квартиры и отсутствии наследников, принявших наследство после его смерти, что также отражено в оспариваемом истцами отказе в регистрации.
Таким образом, суд считает, что располагая сведениями о смерти ФИО-1, у должностного лица органа миграции не имелось оснований для отказа в совершении регистрационных действий в связи с отсутствием его согласия на регистрацию ФИО2 по месту проживания.
Кроме того, как указано в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом длительное бездействие органа местного самоуправления и не принятия им мер по оформлению прав в отношении имущества, имеющего признаки вымороченного, не должно препятствовать лицу в реализации его прав на регистрацию по месту жительства, а также исполнения связанных с такой регистрацией обязанностей.
Учитывая отсутствие на сегодняшний день иных титульных собственников либо законных владельцев жилого помещения – квартиры № 7 дома №<номер> по <адрес>, кроме ФИО1, права иных лиц регистрацией в данном помещении его супруги нарушены быть не могут.
Поскольку ФИО1 согласен на регистрацию супруги в принадлежащем ему помещении, суд считает, что действия ФИО2 направлены на добросовестное использование своих прав, связанных с регистрацией в жилом помещении, в связи с чем отказ в такой регистрации является незаконным, а требования истицы о возложении на ответчика обязанности произвести ее регистрацию по месту жительства – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ начальника ОВМ Отдела полиции № 1 «Алупкинский» УМВД России по городу Ялте от 06 марта 2019 года в регистрации Валиевой Гюльбаниз по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Обязать начальника ОВМ Отдела полиции № 1 «Алупкинский» Управления Министерства внутренних дел России по городу Ялте зарегистрировать ФИО2 Гюльбаниз по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова