ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2339/2017 от 09.03.2017 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-2339/17 09 марта 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО3

с участием помощника Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, Комитету по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании пункта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «По приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>» не действующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Всеволожский городской прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в обоснование требований указав, что в декабре 2016 г. была проведена проверка исполнения федерального законодательства по вопросу соблюдения прав несовершеннолетних на общедоступное дошкольное образование.

В ходе проверки изучен Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, утвержденный Постановлением главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованный в газете «Всеволожские вести» от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным регламентом (раздел 4) предусмотрена процедура устройства детей в дошкольные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования. В частности, определен порядок действия должностных лиц в случае отсутствия вакантных мест в таких организациях.

Так, согласно п.4.3.3.2 Административного регламента после того, как на все вакантные места в образовательной организации выданы направления, заявителям, стоящим следующими в очереди формируется предложение (предложение о предоставлении альтернативной формы обучения): предложение о направлении ребенка в другую образовательную организацию, не указанную в заявлении и расположенную на территории Всеволожского муниципального района <адрес>, в которой имеются свободные места в группах полного дня для возрастной категории ребенка заявителя. При отсутствии вакантных мест в группах полного дня в альтернативных организациях формируется альтернативное предложение о направлении ребенка заявителя в группу кратковременного пребывания в заявленные организации.

В этих целях, специалист органа местного самоуправления формирует в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» уведомление о предоставлении альтернативной формы обучения, форма которого указана в приложении к Административному регламенту. Статус заявления меняется на «альтернативное предложение». Срок действия предложения – 14 календарных дней со дня формирования альтернативного предложения.

Как следует из п.4.3.3.2 Административного регламента, в случае отказа заявителя, а также по истечению срока предложения (14 календарных дней), статус заявления изменяется на «отказ от альтернативного предложения». Специалист ставит заявление на учет для зачисления в образовательную организацию в следующем учебном году, статус заявления меняется на «заявление на учете», форма уведомления указана в приложении к Административному регламенту, передает уведомление о постановке в очередь следующего года заявителю.

Действующим Законодательством Российской Федерации, закреплено, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Исходя из пункта 1.2 Административного регламента, для целей данного нормативно-правового акта под образовательной организацией понимается организация, реализующая основную образовательную программу дошкольного образования.

Таким образом, п.4.3.3.2 (абз.1) Административного регламента допускает возможность выдачи заявителю при отсутствии вакантных мест в выбранной им образовательной организации уведомления о направлении ребенка в альтернативную организацию, реализующую основную образовательную программу дошкольного образования, в том числе не являющуюся муниципальной, а также оказывающую образовательные услуги на платной основе, расположенную не на территории проживания граждан.

Также п.4.3.3.2 Административного регламента предусматривает направление заявителю уведомления об альтернативной форме обучения.

Пункт 4.3.3.2 Административного регламента предусматривает возможность переноса срока зачисления ребенка в образовательную организацию на следующий учебный год на основании направления уведомления как о предоставлении места в иной муниципальной дошкольной образовательной организации, так и, например, о получении ребенком дошкольного образования в семейной форме.

Данные положения Административного регламента, по мнению административного истца, согласно п.п. «ж» п.3, п.п. «в» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, являются коррупциогенными, поскольку содержат коррупциогенный характер, выражающийся в отсутствии или неполноте административных процедур – отсутствие порядка совершения органом местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; юридико-лингвистической неопределенности – употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

В связи с чем административный истец просит суд:

- признать п.4.3.3.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «По приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, утвержденного Постановлением главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованного в газете «Всеволожские вести» от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим в части, предусматривающей возможность выдачи заявителю, при отсутствии вакантных мест в выбранной им образовательной организации, уведомления о направлении ребенка в альтернативную организацию, не являющейся муниципальной, а также оказывающую образовательные услуги на платной основе, расположенную не на территории проживания граждан;

- признать п.4.3.3.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованного в газете «Всеволожские вести» от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим в части, предусматривающей возможность направления заявителю уведомления об альтернативной форме обучения, под которой может подразумеваться как иное муниципальное дошкольное образовательное учреждение, так и семейная форма обучения и самообразование;

- признать п.4.3.3.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованного в газете «Всеволожские вести» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим в той части, в какой в силу положений данного пункта «отказ от альтернативного предложения» позволяет ставить заявление на учет для зачисления в образовательную организацию в следующем учебном году.

В настоящем судебном заседании помощник Всеволожского городского прокурора ФИО5 административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном иске, указав на то, что административный истец не намерен уточнять административные исковые требования.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> возражала против удовлетворения административного иска, представила письменные возражения, отказалась от ранее заявленного ходатайства о применении срока исковой давности, полагая его необоснованным.

Представитель административного ответчика – Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, привлеченного к участию в деле Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч.3 ст.208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст.35 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу положений ст.3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность.

Материалами административного дела установлено, что Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>», утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), разработан на основе Методических рекомендаций, размещенных на внутреннем портале <адрес> – vplo.lenobl.ru в разделе «административные регламенты» подраздел - одобренные «типовые регламенты» муниципальных услуг.

В отношении Административного регламента (в первой редакции от ДД.ММ.ГГГГ) Всеволожской городской прокуратурой <адрес> проводилась проверка, по итогам которой в Администрацию был направлен Протест Всеволожской городской прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

После чего, с целью принятия пунктов Протеста был подготовлен проект Постановления о внесении изменений в Административный регламент, который в соответствии со ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был размещен на официальном сайте муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в сети «Интернет».

Проект постановления был представлен во Всеволожскую городскую прокуратуру <адрес>, о чем свидетельствует письмо Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> во Всеволожскую городскую прокуратуру <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.015, письмо Комитета по образованию во Всеволожскую городскую прокуратуру <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

По утверждению стороны административного ответчика, замечаний и предложений по указанному проекту постановления в Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> не поступало, доказательств, свидетельствующих об обратном в материалы настоящего административного дела не представлено.

В обоснование настоящих административных исковых требований, Всеволожский городской прокурор <адрес> указывает, что положения административного регламента, согласно п.п. «ж» пункта 3, п.п. «в» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, является коррупциогенным, поскольку содержат коррупциогенный фактор, выражающийся в отсутствии или неполноте административных процедур – отсутствие порядка совершения органом местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий, либо одного из элементов такого порядка; юридико-лингвистической неопределенности – употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Суд не соглашается с доводами административного истца, по следующим основаниям.

Пунктом 4.3.3.2. Административного регламента (в редакции Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ) установлено следующее: «После того, как на все вакантные места в группах полного дня в образовательной организации выданы направления, заявителям, стоящим следующими в очереди формируется альтернативное предложение (предложение о предоставлении альтернативной формы обучения): предложение о направлении ребенка в другую образовательную организацию, не указанную в заявлении и расположенную на территории Всеволожского муниципального района, в которой имеются свободные места в группах полного дня возрастной категории ребенка заявителя (далее – альтернативная организация). При отсутствии вакантных мест в группах полного дня в альтернативных организациях формируется альтернативное предложение о направлении ребенка заявителя в группу кратковременного пребывания в заявленные образовательные организации».

Согласно третьему абзацу п. 4.3 «Предложение о направлении ребенка заявителя в альтернативную образовательную организацию осуществляется в случае отсутствия вакантных мест в выбранной заявителем образовательной организации». Из чего следует, что заявление переводится на учет для зачисления в образовательную организацию в следующем учебном году не из-за «отказа от альтернативного предложения», а из-за отсутствия свободных мест.

Между тем, родители вправе отказаться или согласиться с альтернативным предложением.

В случае отказа родителя (законного представителя) от альтернативного предложения – ребенок остается на учете в Автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» (далее – АИС ЭДС).

Пункт 4.3.5. Административного регламента (в редакции Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ) установлено следующее: «Критерием принятия решения является наличие вакантного места в образовательной организации. При наличии в образовательной организации свободных мест (при появлении свободных мест в течение календарного года) начало процедур, связанных с выдачей направления заявителю для зачисления ребенка в образовательную организацию, осуществляется в течение всего календарного года».

Таким образом, переход заявления на следующий учебный год осуществляется в связи с завершением планового комплектования на текущий год и дети, стоящие в электронной очереди в АИС ЭДС для зачисления в образовательную организацию переводятся из режима планового комплектования в режим текущего комплектования с датой предполагаемого зачисления (в АИС ЭДС указывается как дата желаемого зачисления) 01 сентября следующего учебного года.

Дата желаемого зачисления не влияет на получения места в образовательном учреждении, так как в случае высвобождения мест(а) – ребенок(дети) будет(ут) доукомплектован(ны) согласно электронной очереди.

Федеральный закон №210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ раскрывает понятие муниципальной услуги: «муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».

При этом, муниципальная услуга не может быть предоставлена не муниципальной организацией (не муниципальным учреждением).

Пункт 4 статьи 2 ФЗ №210-ФЗ раскрывает понятие административного регламента: «административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги».

Административным регламентом (п.1.2., п.2.2.) установлено, что муниципальная услуга предоставляется органом местного самоуправления МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, осуществляющим управление в сфере образования, то естьКомитетом
по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>.

В Положении о Комитете по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, утвержденном Решением совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении новой редакции Положения о Комитете по образованиюадминистрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, закреплено, что «Комитет по образованию руководит деятельностью подведомственных муниципальных учреждений, в том числе автономных, перечень которых утверждается постановлением администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>».

Постановлением Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> ежегодно утверждается титульный список муниципальных учреждений, подведомственных Комитету по образованию (Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Обутверждениититульногоспискаучреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>»).

Таким образом, Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> не вправе осуществлять какие-либо действия в отношении учреждений ему не подведомственных, в том числе выдавать заявителю уведомление о направлении ребенка в альтернативную организацию, не являющуюся муниципальной, а также оказывающую образовательные услуги на платной основе, расположенную не на территории проживания граждан.

Уведомления о направлении ребенка в альтернативную муниципальную организацию формируются посредствомАИС ЭДС, Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> уполномочен выдавать соответствующие направления исключительно в подведомственные Комитету по образованию образовательные учреждения.

Согласно ст.63 СК РФ, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами; родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

В соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Пунктом 2.9 Административного регламента предусмотрен «Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги», одним из оснований которого является: обращение заявителя, выбравшего в отношении ребенка семейную форму получения дошкольного образования и проинформировавшего об этом выборе орган местного самоуправления МО «Всеволожский муниципальный район) <адрес>, на территории которого он проживает.

Приложение Административного регламента «Уведомление о предоставлении альтернативной формы обучения» четко указывает, что альтернативное предложение может быть выдано только в образовательную организацию.

В случае принятия родителями (законными представителями) ребенка решения о получении ребенком образования в форме семейного образования и самообразования и уведомления об этом Комитета по образованию (как органа предоставляющего муниципальную услугу) – такой ребенок не подлежит постановке на учет в АИС ЭДС.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями внесенными постановлениями Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ разработаны и утверждены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, доводы административного иска не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, в связи с чем административные исковые требования Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-226, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, Комитету по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании пункта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «По приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>» не действующим в части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: