ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-233/19 от 26.04.2019 Наримановского районного суда (Астраханская область)

№ 2а-233/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2019 года г. Астрахань

Наримановский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Успановой Г.Т.,

при секретаре Евдокимовой Е.Д.,

с участием административных истцов Соколова А.Ю., Соколовой О.В.,

представителя административного ответчика Бадмаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-233/2019 по административному исковому заявлению Соколова Александра Юрьевича, Соколовой Ольги Васильевны к администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области о признании незаконным действия об отказе в восстановлении в списке участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, признании незаконным и отмене постановлений, внесении изменений в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной подпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включении в список,

УСТАНОВИЛ:

Соколов А.Ю., Соколова О.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области о признании действий об отказе в восстановлении в списке участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей незаконным, восстановлении в очереди на 20 апреля 2017 года.

В обоснование своих требований истцы указали, что распоряжением администрации муниципального образования «Волжский сельсовет» от 9 июля 2009 года -р Соколов А.Ю.(Самошкин) принят на учет малоимущих граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На основании заявления истца Соколова А.Ю. от 26 мая 2015 года, постановления администрации МО «Наримановский район» от 28 мая 2015 года их семья признана имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающий размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» 2011-2015 годы. В соответствии с постановлением администрации МО «Наримановский район» от 16 июня 2015 года их семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» 2011-2015 годы.

В 2017 году им стало известно о том, что постановлением администрации МО «Волжский сельсовет» от 26 декабря 2014 года Соколов А.Ю. (Самошкин) снят с учета граждан, как нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с получением, приобретением земельного участка и приобретением в собственность жилого помещения.

В результате обращения истца Соколова А.Ю. в прокуратуру Наримановского района Астраханской области, на основании постановления администрации МО «Волжский сельсовет» от 19 сентября 2018 года «О внесений изменений в постановление администрации МО «Волжский сельсовет» от 26 декабря 2014 года », истец Соколов А.Ю. вновь включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма.

На момент исключения из сводного списка молодых семей, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» от 20 апреля 2017 года семья Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В. состояла в сводном списке под номером .

10 января 2019 года истец обратился в администрацию муниципального образования «Наримановский район» с заявлением о восстановлении семьи в список участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей. Однако 21 января 2019 года ими был получен ответ о невозможности восстановления их семьи в данном списке в связи с отсутствием основания для внесения изменения в список молодых семей основного мероприятия в соответствии с п.4.1 Порядка формирования уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области списка молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденным Постановлением агентства по делам молодежи Астраханской области от 06 марта 2018 N 1. Поскольку поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является конституционной обязанностью органов государственной и муниципальной власти, выполнение которой предусмотрено путем реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», истцы просили признать незаконным действия администрации муниципального образования «Наримановский район» об отказе в восстановлении семьи Соколова А.Ю. и Соколовой О.В. в списке участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, обязать администрацию МО «Наримановский район» в течение одного месяца восстановить семью Соколова А.Ю. и Соколовой О.В. в составе трех человек в очереди участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, согласно ранее установленной очередности на ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии истцы в порядке ст.46 КАС РФ уточнили исковые требования, просили признать действия администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области об отказе в восстановлении в списке участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей незаконным, восстановлении в очереди, согласно ранее установленной очередности на 7 июня 2017 года путем внесения изменений в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной подпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Наримановскому району.

Административные истцы Соколов А.Ю. и Соколова О.В. в судебном заседании уточнили исковые требования, просили признать незаконным действия администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области об отказе в восстановлении в списке участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, признать незаконным и отменить постановление администрации МО «Наримановский район» от 7 июня 2017 года «О внесений изменений в постановление администрации МО «Наримановский район» от 30 августа 2016 года » в части пункта «Об исключении из сводного списка молодой семьи Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В., в части пункта «О признании утратившим силу постановления администрации МО «Наримановский район» от 16 июня 2015 года » «О признании молодой семьи Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; постановление администрации МО «Наримановский район» от 22 апреля 2019 года «Об отмене постановления администрации МО «Наримановский район» от 28 мая 2015 года » и внести изменения в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной подпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включив семью Соколова А.Ю. и Соколовой О.В. в список под номером .

Представитель административного ответчика – администрации МО «Наримановский район» Астраханской области Бадмаева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать в полном объеме, в том числе по пропуску истцами срока обращения в суд.

Заинтересованные лица – представитель администрации МО «Волжский сельсовет» Наримановского района Астраханской области и представитель Агентства по делам молодежи в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, обратились в суд с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников судебного разбирательства, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Указанным Постановлением Правительства РФ утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья их использования, являющихся приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п.7 указанных Правил, в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.8 Правил, порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, Постановлением Правительства Астраханской области от 19 апреля 2011 года N 109-П утвержден порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п.2 указанного Порядка, признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области (далее - орган местного самоуправления) по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Условиями признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, являются: наличие на счете в банке или иной кредитной организации средств, принадлежащих членам молодой семьи, в сумме, необходимой для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; возможность получения в банке или иной кредитной организации кредита (займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечного жилищного кредита, в сумме, необходимой для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (в том числе с помощью созаемщиков в лице родителей или иных лиц); наличие недвижимого, движимого имущества в собственности членов молодой семьи, стоимость которого составляет не менее суммы, необходимой для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; наличие государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с учетом размера материнского (семейного) капитала, которым может распорядиться молодая семья; наличие гарантийного письма на получение регионального семейного капитала, с учетом размера регионального семейного капитала, которым может распорядиться молодая семья (п.3 Порядка).

В соответствии с п.7 Порядка, орган местного самоуправления принимает решение о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы, в случае, если подтвержденные доходы либо иные денежные средства больше или равны расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Также Постановлением Правительства Астраханской области от 19 апреля 2011 года N 109-П утвержден Порядок формирования уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области списка молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Согласно п.2 данного Порядка, молодая семья, признанная в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, прилагаемых к подпрограмме (далее - Правила), нуждающаяся в жилом помещении, желающая принять участие в подпрограмме, подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, указанные в пунктах 15 или 15(1) Правил.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 или 15 (1) Правил, и в 10-дневный срок с даты их представления принимает решение о признании либо отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья уведомляется письменно в 5-дневный срок способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения.

На основании п. 3 Порядка, органы местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формируют списки молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - список молодых семей - участниц подпрограммы), по форме согласно приложению к настоящему Порядку в хронологической последовательности с даты принятия решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы и представляют их в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Астраханской области по реализации подпрограммы.

Молодые семьи, признанные участницами подпрограммы в один и тот же день, включаются в список молодых семей - участниц подпрограммы в алфавитном порядке. Молодые семьи, решения о признании участницами по которым вынесено после 1 сентября текущего года, включаются в порядке очередности в список молодых семей - участниц подпрограммы на последующий год.

Список молодых семей - участниц подпрограммы формируется ежегодно и является продолжением каждого предыдущего, в том числе списка молодых семей - участниц подпрограммы, сформированного во время действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В соответствии с п.4.1 Порядка, основаниями для внесения изменений в список молодых семей - участниц подпрограммы являются: заявление об отказе молодой семьи от дальнейшего участия в подпрограмме; получение молодой семьей государственной поддержки в рамках иной государственной программы на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета (кроме материнского (семейного) капитала) или бюджета Астраханской области; достижение одним из членов молодой семьи или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего возраст, установленный подпунктом а) пункта 6 Правил; решение суда, вступившее в законную силу, содержащее требования о внесении изменений в список молодых семей - участниц подпрограммы; утрата молодой семьей права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что истцы Самошкин А.Ю. и Соколова О.В. с 8 августа 2008 года состоят в зарегистрированном браке. От данного брака имеют <данные изъяты> сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании свидетельств о перемене имени, фамилии истцов изменены на Соколов А.Ю. и Соколова О.В.

Также установлено, что на основании заявления Самошкина А.Ю. от 18 июня 2009 года о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием жилого помещения, распоряжением администрации МО «Волжский сельсовет» -р от 09 июля 2009 года истец Соколов А.Ю. (Самошкин А.Ю.) принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Из материалов учетного дела также установлено, что административные истцы Самошкин А.Ю. и Самошкина О.В. 26 мая 2015 года и 9 июня 2015 года обращались в администрацию МО «Наримановский район» с заявлениями о признании семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Постановлением администрации МО «Наримановский район» от 28 мая 2015 года, семья Самошкиной А.Ю. и Самошкиной О.В., зарегистрированная по адресу: <адрес> признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

16 июня 2015 года постановлением администрации МО «Наримановский район» семья Самошкиной А.Ю. и Самошкиной О.В., зарегистрированная по адресу: <адрес> признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

30 августа 2016 года постановлением администрации МО «Наримановский район» Астраханской области утвержден список молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году по муниципальному образованию Наримановский район».

7 июня 2017 года в вышеуказанное постановление администрации МО «Наримановский район», постановлением администрации МО «Наримановский район» Астраханской области внесены изменения, из сводного списка исключена семья Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В., постановление администрации МО «Наримановский район» от 16 июня 2015 года «О признании молодой семьи Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» признана утратившей силу.

22 апреля 2019 года на основании постановления администрации МО «Наримановский район» Астраханской области отменено постановление администрации МО «Наримановский район» от 28 мая 2015 года «О признании молодой семьи Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В., имеющей достаточные доходы».

Как следует из объяснений представителя административного ответчика Бадмаевой А.А. основанием для исключения семьи истца из сводного списка молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и отмены постановления «О признании молодой семьи Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В., имеющей достаточные доходы» явилось снятие истца Соколова А.Ю. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с этим правовых оснований для признания семьи истца, имеющей достаточные доходы и включения истцов в список молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» у администрации МО «Наримановский район» не имелось.

При проверке указанных доводов представителя административного ответчика, судом установлено, что постановлением администрации МО «Волжский сельсовет» от 26 декабря 2014 года Самошкин А.Ю. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи получением, приобретением земельного участка для строительства жилого дома и приобретением в собственность жилого помещения.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в связи с обращением Соколовой О.В. в прокуратуру Наримановского района Астраханской области о проверке соблюдения жилищных прав и на основании внесенного заместителем прокурора Наримановского района Астраханской области представления, постановлением администрации МО «Волжский сельсовет» от 19 сентября 2018 года в постановление администрации МО «Волжский сельсовет» от 26 декабря 2014 года о снятии Самошкина А.Ю. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, внесено изменение, из постановления исключены слова «Самошкина Александра Юрьевича».

Кроме того, как следует из материалов дела, на основании заявления Соколова А.Ю. от 10 декабря 2018 года, истец Соколов А.Ю. включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, согласно дате подачи заявления (18 июня 2009) о принятии его на учет в качестве гражданина в составе семьи: супруга- Соколова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указанное обстоятельство подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии администрации МО «Наримановский район» от 11 декабря 2018 года.

В обоснование доводов о незаконности снятия истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истцом Соколовым А.Ю. суду представлен договор аренды от 18 июля 2011 года, заключенный между ним и администрацией МО «Наримановский район» Астраханской области, а также соглашение о расторжении данного договора от 12 ноября 2015 года.

Таким образом, в связи с восстановлением истца Соколова А.Ю. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, административные истцы, отвечающие условиям Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» вправе быть признанной молодой семьей, имеющей достаточные доходы, а также вправе быть включенной в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной подпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

При этом, постановления, вынесенные в отношении административных истцов, административным ответчиком подлежали приведению в соответствие с требованиями закона.

Вследствие установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что постановления, вынесенные административным ответчиком в отношении административных истцов, подлежат отмене, поскольку нарушают права и законные интересы административных истцов.

Кроме того, как следует из материалов дела, администрацией МО «Наримановский район» в соответствии с положениями ст. 48 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», самостоятельно были отменены нормативные акты, принятые ими ранее, следовательно, в силу своих полномочий администрация МО «Наримановский район» не лишена была возможности отмены постановлений, вынесенных в отношении административных истцов после установления факта восстановления истца Соколова А.Ю. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Поскольку суд пришел к выводу, что постановления, вынесенные административным ответчиком, подлежат отмене, суд также полагает требования истцов о внесении их в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной подпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и включении их в список под 198 подлежащими удовлетворению.

При разрешении доводов представителя ответчика о пропуске истцами срока обращения в суд, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).

Судом из материалов дела установлено, что уведомление об исключении семьи Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В. из сводного списка было направлено истцам 13 июня 2017 года, однако документов, подтверждающих получение указанного уведомления истцами, материалы дела не содержат.

Как следует из объяснений административного истца Соколовой О.В. уведомление от 13 июня 2017 года ими получено не было, об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» им стало известно в ходе проведения прокурорской проверки. Для подтверждения данного факта в декабре 2018 года супруг Соколов А.Ю. обратился с заявлением в администрацию МО «Наримановский район» Астраханской области.

Указанные доводы административного истца подтверждается заявлением Соколова А.Ю. от 17 декабря 2018 года о подтверждении факта исключении исключения из списка участников федеральной целевой программы «Жилище».

На данное заявление, администрацией МО «Наримановский район» Астраханской области 20 декабря 2018 года Соколову А.Ю. был дан ответ, из которого следует, что постановлением администрации МО «Наримановский район» от 7 июня 2017 года семья Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В. исключена из сводного списка молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в связи с отсутствием основания для участия в мероприятиях программы, а именно в связи с отсутствием у семьи статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию «Наримановский район». На момент исключения из сводного списка, семья Самошкина А.Ю. и Самошкиной О.В. состояла в сводном списке под номером

Как следует из объяснений истца Соколовой О.В. и не оспаривается представителем ответчика, сообщение администрации МО «Наримановский район» было получено истцами 30 декабря 2018 года.

Также из материалов дела следует, что 10 января 2019 года истец Соколов А.Ю. обратился в администрацию МО «Наримановский район» Астраханской области о восстановлении его семьи в составе трех человек в очереди участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, согласно ранее установленной очередности на 20 апреля 2017 года.

21 января 2019 года сообщением администрации МО «Наримановский район» в восстановлении семьи истца в списке молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» было отказано со ссылкой на п.4.1 Порядка формирования уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области списка молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Данное сообщение получено истцом 21 января 2019 года.

Принимая во внимание, что истцам о нарушении их прав стало известно 30 декабря 2018 года, следовательно срок на обращение в суд с данными административными требованиями, истцами не пропущен.

Кроме того, действия административных истцов свидетельствуют о намерении оспаривания действий (бездействия) административного ответчика.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также учитывая, что вынесенные административным ответчиком в отношении административных истцов постановления нарушают права и законные интересы административных истцов, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Соколова Александра Юрьевича, Соколовой Ольги Васильевны – удовлетворить.

Признать действия администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области об отказе в восстановлении семьи Соколова Александра Юрьевича и Соколовой Ольги Васильевны в списке участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей незаконным.

Признать незаконными и отменить в течение одного месяца постановление администрации МО «Наримановский район» Астраханской области № 1048 от 7 июня 2017 года «О внесений изменений в постановление администрации МО «Наримановский район» от 30 августа 2016 года » в части пункта «Об исключении из сводного списка молодой семьи Самошкина Александра Юрьевича и Самошкиной Ольги Васильевны» в части пункта «О признании утратившим силу постановления администрации МО «Наримановский район» от 16 июня 2015 года » «О признании молодой семьи Самошкина Александра Юрьевича и Самошкиной Ольги Васильевны участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; постановление администрации МО «Наримановский район» от 22 апреля 2019 года «Об отмене постановления администрации МО «Наримановский район» от 28 мая 2015 года «О признании молодой семьи Самошкина Александра Юрьевича и Самошкиной Ольги Васильевны, имеющей достаточные доходы».

Внести в течение одного месяца изменения в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной подпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включив семью Соколова Александра Юрьевича и Соколовой Ольги Васильевны под номером в список молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», об исполнении сообщить в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Наримановский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Г.Т. Успанова

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2019года

Судья Г.Т. Успанова