Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-42/2022
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Григор А.Н.,
при участии представителя Феодосийского городского совета Республики Крым ФИО1, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО2, старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Феодосии Республики Крым, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании нормативных правовых актов недействующими в части, выслушав объяснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, позицию прокурора,
У С Т А Н О В И Л
ФИО3 (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими Генеральный план муниципального образования городской округ ФИО4, утвержденный решением 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31 октября 2018 года № 1078, и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО4, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года № 1171, в части включения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в охранную зону особо охраняемой природной территории.
Определением 27.12.2021 года указанное выше административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Представитель Феодосийского городского совета Республики Крым ( далее Совет) в судебном заседании 13.01.2022 года возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставив письменные возражения на административное исковое заявление.
Определением от 13.01.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Феодосии Республики Крым.
Представитель истца на электронный адрес Верховного Суд Республики Крым 28.02.2022 года направила ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании 02.03.2022 года представители Совета и Администрации города Феодосии Республики Крым (далее Администрация) возражали против удовлетворения заявленных требований.
Определением от 02.03.2022 года привлечено к участию в деле заинтересованным лицом Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр«Институт биологии южных морей имени А.О.Ковалевского РАН» ( далее Учреждение).
В адрес Верховного Суда Республики Крым 23.03.2022 года поступили пояснения Учреждения, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Определением от 07.04.2022 года привлечено к участию в деле заинтересованным лицом Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым ( далее Министерство).
Представитель истца в адрес Верховного Суда Республики Крым 14.04.2022года направила дополнительные обоснования заявленных требований, заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия истца и его представителя.
Совет 18.04.2022 года направил отзыв на дополнительные обоснования заявленных требований, поступившие 14.04.2022 года в Верховный Суд Республики Крым, ходатайство о рассмотрения дела без участия его представителя.
Определением от 21.04.2022 года рассмотрение дела было отложено по причине не предоставления Советом истребованных документов, отсутствия пояснений Министерства.
Представитель истца направила 11.05.2022 года ходатайство о рассмотрении дела по имеющимся в нем материалам без участия истца и его представителя, указав, что все необходимые, по её мнению, обоснования заявленных требований и доказательства были ранее направлены в адрес Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании 18.05.2022 года представитель Совета возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставив истребованные документы, представитель Министерства возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав, что материалы дела не подтверждают нарушение прав истца.
Администрация, Учреждение явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о днях и времени их проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела или невозможности его рассмотрения без участия их представителей не направили.
Верховный Суд Республики Крым, изучив ходатайство представителя истца, выслушав мнение представителей Совета, Министерства, прокурора, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), определил продолжить рассмотрение дела с участием представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание.
Прокурор в судебном заседании 18.05.2022 года предоставил заключение по административному исковому заявлению, указав на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив исковое заявление, выслушав пояснения представителей участников процесса, принимавших участие в судебных заседаниях, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31.10. 2018 года № 1078 ( далее Решение №1078) утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ ФИО4 (далее Генеральный план).
Решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 29.03.2019года №1171 (далее Решение №1171) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО4 (далее Правила землепользования и застройки).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец на основании договора купли-продажи от 19.09.2017 года является собственником земельного участка площадью 748 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., с кадастровым номером №, (далее Земельный участок).
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектом отношений, регулируемых решениями № 1078 и №1171.
В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в п. 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).
Согласно ст. 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения.
Ч. 5 ст.28 Закона №131-ФЗ установлено, что по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Процедура проведения общественных обсуждений оговорена в ч. 4 ст.5.1ГрКРФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с ч. 23 ст.5.1 ГрК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Ч.24 ст.5.1 ГрК РФ установлено, что уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован ст. 31 ГрКРФ, согласно ч.5 которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Согласно п. 29 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования городской округ ФИО4, утверждённого решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17.11.2014 года № 65, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа Феодосия относятся утверждение генеральных планов городского округа Феодосия, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа Феодосия документации по планировке территории.
По вопросам местного значения население городского округа Феодосия непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа Феодосия принимают муниципальные правовые акты, в систему которых входят решения Городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Феодосия, принимаемые по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом (ч. 1, п. 3.1 ч. 3 ст. 42 Устава).
Порядок принятия муниципальных правовых актов городского округа Феодосия регламентирован ст. 44 Устава, ч.1 которой определяет, что Совет по вопросам своего ведения принимает на заседании Феодосийского городского совета Республики Крым открытым, в том числе поимённым, или тайным голосованием решения – правовые акты нормативного и иного характера.
Согласно ст. 45 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (часть 4). Обнародование муниципального правового акта осуществляется путём размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа Феодосия, издавшего муниципальный правовой акт (часть 8).Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учреждённых органами местного самоуправления городского округа Феодосия, либо иных печатных средствах массовой информации, определяемых органами местного самоуправления городского округа Феодосия (часть 9).
Решением 20 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 20.04.2015года № 318 официальным сайтом Феодосийского городского совета Республики Крым признан сайт feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым.
Согласно ч.5 ст. 16 Устава по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учётом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ ФИО4 определяется соответствующим Положением, утверждённым решением 99 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29.06.2018 года № 1018 (далее Положение № 1018).
Процедура и этапы проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности предусмотрены Разделом 4 Положения № 1018.
Согласно п. 4.18 Раздела 4 Положения № 1018 публичные слушания по проекту, выносимому на публичные слушания, считаются завершёнными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого вопроса, оформления протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний, которое доводится до сведения участников публичных слушаний путём обнародования в газете «Победа» Феодосийского городского совета и размещения на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым.
П. 7.7. Положения № 1018 предусмотрено, что заключение о результатах публичных слушаний, общественных обсуждений подлежит размещению на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым на официальном Портале Правительства Республики Крым и опубликованию в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым течение пяти дней со дня его подписания.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что Советом 13.07.2018 года принято Решение № 1030 «О назначении публичных слушаний», в соответствии с которым были назначены дата, время и место проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО4, утверждён персональный состав Оргкомитета по проведению публичных слушаний.
Это решение, оповещение о начале проведения публичных слушаний с указанием сроков, времени и мест их проведения, сроков и мест размещения экспозиции, а также сроков подачи возражений и замечаний, были опубликованы в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым № 73 от 19.07.2018 года, эта информация также была размещена на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).
По результатам проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО4 были составлены 18 соответствующих протоколов, а именно: от 23.08.2018 года №№ 1, 2, 3; от 24.08. 2018 года №№ 4, 5, 6, 7, 8, от 27.08. 2018 года № 9, 10, 11, от 29.08.2018 года №№ 12, 13; от 13.08. 2018 года №№ 14, 15, 16, 17 ; от 31.08. 2018года № 18, а также заключения о результатах публичных слушаний от 25.08.2018 года на основании протоколов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; от 30.08.2018 года на основании протокола № 12, от 31.08.2018 года на основании протоколов № 13, 14, 15, 16, 17 ; от 03.09.2018 г. на основании протокола № 18, в соответствии с которыми представленные предложения и замечания граждан, принявших участие в публичных слушаний, подлежали направлению автору проекта для рассмотрения возможности их учета в разрабатываемом проекте Генеральном плане, либо для подготовки аргументированного отказа в принятии к сведению заявленных предложений (замечаний). Материалы дела свидетельствуют о том, что по ряду поступивших предложений (замечаний) были приняты решения об их отклонении.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что результаты рассмотрения предложений и замечаний, внесённых в ходе проведения публичных слушаний при подготовке проекта Генерального плана, были отражены в соответствующей таблице, размещены на сайте Совета feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым, заключения о результатах публичных слушаний размещены на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).
Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа регламентированы ст.25 ГрК РФ, ч.9 которой устанавливает, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в ч. 7 ст. 25 ГрК РФ органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии.
В ч.10 и ч.11 ГрК РФ определен порядок работы согласительной комиссии с целью завершения процедуры разработки Генерального плана.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определённой части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (ч.12 ст.25ГрКРФ).
В материалы дела представлены документы, подтверждающие соблюдение положений ст.25 ГрКРФ по согласованию проекта Генерального плана.
Глава администрации 26.10.2018 года за № 2-43-4308 направил главе муниципального образования городской округ ФИО4 – председателю Феодосийского городского совета проект Генерального плана, а также карту разногласий по замечаниям федеральных органов исполнительной власти и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, подлежащих согласованию.
Указанный проект был получен Советом 29.10. 2018 года входящий № 03-35/1978.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 31.10.2018 года состоялась 108 сессия Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва, на которой из общего количества избранных депутатов (28 депутатов), присутствовали 23 депутата. В повестку дня указанной сессии (п.1) был поставлен вопрос об утверждении Генерального плана, за принятие решения по которому проголосовали 23 депутата.
Феодосийским городским советом Республики Крым 1 созыва на 108 сессии 31.10.2018 г. принято решение № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ ФИО4».
Решение № 1078 (без приложений) было опубликовано в газете «Победа» Феодосийского городского совета № 121 от 10.11.2018 года, а также размещено 08.11. 2018 года на официальной странице Совета на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).
Верховным Судом Республики Крым также установлено, что постановлением Администрации от 09.01.2017 года № 29 (с изменениями) создана комиссия по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО4.
Постановлением Администрации от 25.04.2017 года № 1273 «О подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО4» (с изменениями) утверждён Порядок проведения работ по подготовке соответствующего проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО4.
Решением Совета № 1079 от 15.11.2018 года «О назначении публичных слушаний по Проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО4» были назначены дата, время и место проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ ФИО4, утверждён персональный состав Оргкомитета по проведению этих публичных слушаний.
Решение № 1079 и оповещение о начале проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки с указанием сроков, времени и мест их проведения, сроков и мест размещения экспозиции, а также сроков подачи возражений и замечаний опубликовано в газете «Победа» № 124 от 17.11.2018года, размещено на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).
Проект Правил землепользования и застройки и правки к нему 06.11.2018 года и 21.11.2018 года были обнародованы на официальной странице Совета на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).
Материалы дела свидетельствуют о том, что по результатам проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки были составлены 18 протоколов, а именно от 18.01.2019 года №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, от 21.01.2019 года №№ 7, 8, 9, от 22.01.2019 года № 10, от 23.01.2019 года №№ 11, 12, от 25.01. 2019 года №№ 13, 14, 15, 16, 17 и от 29.01.2019 года № 18, а также заключения о результатах публичных слушаний, от 23. 01.2019 года на основании протоколов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, от 25.01.2019 года основании протоколов №№ 10, 11, 12, от 29. 01. 2019 года на основании протоколов № 13, 14, 15, 16, 17 и от 31.01.2019 года на основании протокола № 18.
Заключения о результатах публичных слушаний от 29.01.2019года и от 31.01.2019 года по проекту Правил землепользования и застройки были опубликованы в газете «Победа» № 11 от 02.02.2019 года, все заключения были размещены 01.02.2019 года на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).
Верховным Судом Республики Крым установлено, что 04.02.2019 года состоялось заседание Комиссии, на котором были рассмотрены предложения (замечания) участников публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки.
Глава Администрации 05.03.2019 года направил письмом исходящий № 2-43-1525/1в адрес Главы муниципального образования городской округ ФИО4 - председателя Феодосийского городского совета проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО4», проект Правил землепользования и застройки, протоколы публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по указанному проекту, которые 06.03.2019 года был получен Советом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 29.03.2019 года состоялась очередная 121 сессия Совета первого созыва, на которой из общего количества депутатов (28 человек) присутствовал 21 депутат. В повестке дня этой сессии был поставлен вопрос об утверждении Правил землепользования и застройки. По данному вопросу, после выступления докладчика – начальника Муниципального казённого учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО5, за принятие решения №1171 проголосовали 20 депутатов, против – 1, воздержались - 0.
Решение №1171 (без приложений) было опубликовано в газете «Победа» № 35 от 04.04.2019 года, а также размещено 03.04.2019 года на официальной странице Феодосийского городского совета Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что решение №1078 и решение №1171 приняты полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этих решений, включающая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена, что не оспаривается участниками процесса.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Ч.1 ст.4 ГрК РФ устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее градостроительные отношения).
Положениями ч. 3 ст. 4 ГрК РФ предусмотрено, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации,
В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Документы территориального планирования в силу прямого указания ч. 3 ст. 9 ГрК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В ч. 2 ст. 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 ГрКРФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п.п. 3,9 ст.31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст.34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В ч.1 ст.94 ЗК РФ определено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, особо ценные земли (ч.2 ст.94 ЗК РФ).
Согласно ч.3 ст.94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ( далее Закон №33-ФЗ), в котором определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
П.1 ст.2 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
В соответствии с п.2 и п.5 ст.2 Закона №33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий устанавливаются государственные природные заповедники, которые относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий, в частности, на государственные природные заповедники, на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны, положения о которых утверждается Правительством Российской Федерации, которые содержат ограничения использования земельных участков и водных объектов в их границах (п.10 ст.2 Закона №33-ФЗ).
П.4 ст.2 Закона №33-ФЗ определяет, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об них, в которых в случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
П.1 ст.3.1 Закона №33-ФЗ установлено, что населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством ( п.2 ст.3.1 Закона № 33-ФЗ).
Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории ( п.3 ст.3.1 Закона №33-ФЗ).
В соответствии с п. 1 и п.2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории; порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Крым от 05.06. 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Феодосия наделён статусом - городской округ Феодосия, в состав которого входят город <адрес>
Как указано выше, истец на основании договора купли-продажи от 19.09.2017года является собственником Земельного участка, который в соответствии с выкопировкой из карты функционального зонирования Генерального плана, утвержденного Решением №1078, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, охранной зоне Карадагского природного заповедника, и согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением №1171, он находится в зоне Ж-1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в охранной зоне особо охраняемой территории (Карадагского природного заповедника).
Верховный Суд Республики Крым при сопоставлении положений Генерального плана и Правил землепользования и застройки установил совпадение территориальной зоны, в границы которой входит принадлежащий истцу Земельный участок, с функциональной зоной, определённой Генеральным планом.
Согласно ч.10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населённых пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включённые в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Аналогичные положения закреплены в ч.12 ст.35 ГрК РФ.
При рассмотрении настоящего дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что Карадагский природный заповедник Национальной академии наук Украины создан на основании постановления Совета министров Украинской ССР от 09.08.1979 года № 386 «Об организации Карадагского государственного заповедника».
Постановлением Совета министров Украинской ССР от 07.07.1983 года № 292 «Об отводе земель Карадагскому государственному заповеднику и выделении его охранкой зоны» Заповеднику в постоянное пользование отведено 1485,21 га земель и выделена охранная зона но суше на плато «Тепсены», площадью 20,9 га, и по морю 1 км вдоль границ заповедника.
Решением исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 05.10.1982года № 629 согласованы границы охранной зоны по суше и по акватории Чёрного моря, предписано обратиться в Совет министров Украинской ССР с просьбой разрешить изъятие из землепользования Судакского района и отведение в его постоянное пользование для расширения заповедных территорий земельные участки общей площадью 1276,11 га. В приложении №2 к решению исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 05.10.1982года № 629 были определены границы охранной зоны Карадагского государственного заповедника по суше.
Положением об охранной зоне Карадагского государственного заповедника (приложение №4), утверждённым 23.09.1982 года председателем Госкомитета УССР по охране природы, установлено, что Заповедник имеет однокилометровую охранную зону вдоль всей линии заповедной морской акватории, площадью 809 га, и частичную охранную зону со стороны суши - в основном в северной части заповедника в районе пгт. Планерское ( советское наименование пгт. Коктебель), площадью 20,9 га.Данная территория была выделена и оформлена соответствующим решением ещё в советский период времени, поскольку на ней располагается археологический памятник – плато Тепсень.
Председателем Госкомитета УССР по охране природы 22.09.1982 года утверждено Положение об охранной зоне Карадагского государственного заповедника, п.2 которого дано описание наземной территории этой зоны.
Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины 10.02.1998 года утверждено Положение о Карадагском природном заповеднике Академии наук Украины (далее Заповедник), п. 1.4. ч.1 которого установлено, что вдоль границ Заповедника, на прилегающих территориях для обеспечения необходимого режима охраны природных комплексов, объектов заповедника и исключения негативного влияния на них хозяйственной деятельности заповедник имеет однокилометровую морскую охранную зону вдоль всей заповедной акватории (площадью 940 га) и частичную охранную зону на суше в северной части заповедника в районе п. Коктебель на плато Тепсень (площадью 20,9 га).
Ст.18 Земельного Кодекса Украины (далее ЗК), действовавшего на территории Республики Крым до 21.03.2014 года. Было установлено, что по основному целевому предназначению земли Украины включали такую категорию, как земли природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения.
В соответствии с ч.1 ст.112 ЗК охранные зоны создавались, в том числе, вокруг особо ценных природных объектов.
Согласно ст.150 ЗК к особо ценным землям относились земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения.
Ст.7 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» № 2456 –XII от 16.06.1992 года ( далее Закон №2456) было установлено, что землями природно-заповедного фонда являются участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, которые имеют особенную природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность, которым в соответствии с законом предоставлен статус территории и объекта природно-заповедного фонда. Границы территорий и объектов природно-заповедного фонда устанавливаются в натуре согласно законодательства. До установления границ территорий и объектов природно-заповедного фонда в натуре их границы определяются в соответствии с проектами создания территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что установление границ охранной зоны по всему периметру Заповедника было продолжено после 2005 года с учетом положении проекта создания Заповедника, разработанного до 01.01.1992 года.
Так в соответствии с Проектом организации территории и охраны природных комплексов Карадагского природного заповедника Национальной академии наук Украины, утвержденным приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины №59 от 14.02.2006 года, площадь охранной зоны Заповедника на суще составляла не менее 502 га, размер которой уточнялся в 2010году и составил 506,3 га, включая 20,9 га уже существующей охранной зоны в районе пгт.Коктебель плато Тепсень.
Руководство Карадагского государственного заповедника с 2012 года вело активную работу по разработке, организации и установке охранной зоны Заповедника, результатам чего явилось принятие представительными органами местного самоуправления (Коктебельским поселковым советом и Щебетовским сельским советом ) пгт. Коктебель и с. Щебетовка, на территории которых согласно решению Крымского областного совета народных депутатов от 05.10.1982года № 629 были определены границы охранной зоны Карадагского государственного заповедника по суше, целого ряда решений для организации и установления её границ.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что решением 25 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета №1041 от 20.03.2012 года утвержден Генеральным план пгт. Коктебель, в соответствии с которым земельный участок площадью 748 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>., с кадастровым номером № находился на территории усадебной жилой застройки в границах охранной зоне Карадагского природного заповедника, требующей корректировки границ.
Решением 27 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета №1185 от 31.05.2012 года Заповеднику было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по организации и установке границ охранной зоны ориентировочной площадью 124 га согласно Генеральному плану пгт.Коктебель, утвержденного решением №1041 от 30.03.2012 года.
Решением 45 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета №1748 от 20.06.2013 года Заповеднику продлен до 20.06.2014 года срок разработки проекта землеустройства по организации и установке границ его охранной зоны.
Решением 28 сессии 6 созыва Щебетовского сельского совета № 810 от 31.07.2012 года было дано согласие на разработку проекта землеустройства по установлению границ охранной зоны Заповедника на землях Щебетовского поселкового совета с учетом границ населенных пунктов и разрабатываемых генеральных планов пгт.Щебетовка и пгт. Курортное.
Решением 52 сессии 6 созыва Щебетовского сельского совета № 1369 от 30.12.2013 года было согласовано установление охранной зоны заповедника ориентировочной площадью 640 га в административных границах Щебетовского поселкового совета, в том числе 13,137 га в границах пгт.Курортное, а также указано на необходимость обращения в Верховный Совет Автономной Республики Крым с заявлением об установлении указанной охранной зоны.
Решением 63 сессии 6 созыва Щебетовского сельского совета №1523 от 12.09.2014 года был продлен срок на разработку документации по землеустройству.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Согласно ч.1 ст.23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст.1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Генеральный план муниципального образования, определяя стратегию градостроительного развития и планирование территории, направлен с учетом, в том числе, существующего на момент его утверждения зонирования, на развитие территории, представляющее собой их возможное изменение в будущем.
При этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также обеспечивать соблюдение публичных интересов, связанных, в частности, с сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями ст. 2, 9 и 23 ГрК РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28.01. 2016 года №109-О и от 26. 05.2016 года №1145-О, от 25.10. 2016 года № 2302-О).
Истец, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что нахождение Земельного участка в границах охранной зоны Заповедника нарушает его права, ограничивая возможность по ведению строительства объектов недвижимости на нем, предоставив копии соответствующих документов, свидетельствующих об осуществлении им действий по регистрации по «дачной амнистии» права собственности на объект недвижимости- жилой дом, возведенный на нем после 2017 года.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что Советом при принятии Решений № 1078 и №1171 функциональное и территориальное зонирование муниципального образования городской округ ФИО4, в состав которого входит пгт.Коктебель, было осуществлено с соблюдением указанных выше положений ГрКРФ, ЗК РФ, Закона №33-ФЗ, а также с учетом, в том числе, ранее действовавшего генерального плана пгт.Коктебель, утвержденного решением 25 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета от 30.03.2012года № 1041.
Согласно частям 1, 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Материалы дела свидетельствуют о том, что принадлежащий истцу Земельный участок как по состоянию на 19.09.2017 года ( на момент подписания договора купли-продажи), так по состоянию на 19.09.2019 года ( на момент подачи документов по регистрации по «дачной амнистии» права собственности на объект недвижимости- жилой дом, возведенный на нем) находился и продолжает находиться в границах охранной зоны Заповедника, в вследствие чего может им использоваться с учетом особенностей, определенных в ГрК РФ, ЗК РФ, Законом №33-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 года №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
С учетом всех изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание соблюдение Советом порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемых в части решений № 1078 и №1171, соответствие их положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обеспечение органом местного самоуправления при регламентации градостроительной деятельности баланса публичных и частных интересов, Верховный Суд Республики Крым в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.215 КАС РФ считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
При этом Верховный Суд Республики Крым отмечает следующее.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 года № 1743-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского - природный заповедник РАН» (далее ФГБУН «КНС - ПЗ РАН»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09. 2018 года № 1091 Заповедник отнесён к ведению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.03.2019 года № 11н утверждено Положение о Государственном природном заповеднике «Карадагский», в соответствии с которым площадь охранной зоны на суше составляет 209 000 кв.м. Указанная охранная зона, установленная в соответствии с Постановлением Совета Министров УССР от 07.07. 1983 года № 292, расположена в районе пгт. Коктебель плато «Тепсень», частично соответствует требованиям п.10. ст.2 Закона №33-ФЗ.
Согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18. 09. 2018 года № 689 ФГБУН «КНС - ПЗ РАН» с 15.06.2019 года прекратило свою деятельность путём реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского РАН» с последующем переименованием в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН», которое является правопреемником первого.
На базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» 03.07.2019 года зарегистрировано обособленное подразделение Карадагская научная станция им. Т.И.Вяземского – природный заповедник РАН – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН».
Материалы дела свидетельствуют о том, что Учреждением в настоящее время проводятся мероприятия по уточнению охранной зоны Заповедника во исполнение, в том числе, положений Федерального закона от 03.08.2018 года №342 – ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.8 ст. 26 которого определяет, что до 01.01. 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01. 2025 года одним из следующих способов:
Учреждением представлены документы свидетельствующие о том, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015года № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» осуществляются действия по уточнению границ охранной зоны Заповедника, изменению её конфигурации, что в конечном итоге, приведет к пересмотру как ёё площади, так и очертаний, следствием чего станет изменение функционального и территориального зонирования муниципального образования городской округ ФИО4, в том числе с учетом возникшей ранее застройки пгт.Коктебель, исключение из её состава Земельного участка, принадлежащего истцу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Феодосии Республики Крым, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании нормативных правовых актов недействующими в части.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>