Дело № 2а-233/2022
91RS0020-01-2022-000263-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2022 года Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Бражника И.С.,
при секретаре - Самокоз Н.И.,
при участии помощника прокурора
Советского района
Республики Крым - ФИО1,
рассмотрев административное исковое заявление прокурора Советского района Республики Крым, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым, о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
прокурор Советского района Республики Крым, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, 11 марта 2022 г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. Заявленные требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения администрацией Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым требований законодательства при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме, по результатам которой выявлено незаконное бездействие Администрации, выразившееся в непредоставлении в электронной форме муниципальных услуг заявителям. Прокурор обратился в суд и прости признать бездействие незаконным и обязать Администрацию устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Помощник прокурора Советского района Республики Крым в судебном заседании просила удовлетворить административное исковое заявление по основаниям изложенным в нем.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения администрацией Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым (далее — Администрация) требований законодательства при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме, по результатам которой выявлены следующие нарушения законодательства.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В силу п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме.
Согласно п. 2 ст. 2 названного закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Основным принципом предоставления государственной и муниципальной услуги п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
К числу прав заявителя при получении государственных и муниципальных услуг относится, в том числе: получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ).
Данному праву корреспондирует п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ в соответствие, с которым органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
При этом п. 6 ст. 2 Закона № 210-ФЗ определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Под порталом государственных и муниципальных услуг п. 7 названной статьи понимается государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
При этом перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Частью 6 ст. 11 названного закона предусмотрено, что реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Формирование и введение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (ч. 7 ст. 11).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р (далее — Распоряжение № 1993-р) утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями (приложение №1), а также сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (приложение №1(1)).
Раздел III Услуги в сфере социальной защиты населения, раздел VII Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, раздел VII Услуги в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и — регулирования предпринимательской деятельности приложения № 1 к Распоряжению № 1993-р содержат перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде.
В соответствии с этапом V, этапов перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, утвержденного вышепоименованным Распоряжением № 1993-р(приложение №2), органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона № 210-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 были утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. Указанный документ устанавливает требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - услуги) федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Пунктом 2 Требований закреплено, что при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается: а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги; 6) запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос); в) формирование запроса; г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги; д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг); е) получение результата предоставления услуги; ж) получение сведений о ходе выполнения запроса; з) осуществление оценки качества предоставления услуги; и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего; к) анкетирование заявителя (предъявление заявителю перечня вопросов и исчерпывающего перечня вариантов ответов на указанные вопросы) в целях определения варианта государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги, соответствующего признакам заявителя; п) предъявление заявителю варианта предоставления государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги.
Пунктом 3 Требований закреплено, что состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной информационной системе «Портал государственных услуг Республики Крым», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 19.05.2016 № 215, Государственная информационная система «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Крым» обеспечивает возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги; доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов; возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме; возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в такой форме запрещено федеральным законом; возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг, осуществляемой посредством взаимодействия Государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Крым» с информационной системой Федерального казначейства.
Согласно ст. 2 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В нарушение указанных требований на региональном портале услуги, входящие в перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде администрацией Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым в электронном виде не предоставляются.
В этой связи 01 декабря 2021 прокуратурой района главе администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым внесено представление об устранении нарушений закона в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. По результатам рассмотрения, которого в удовлетворении требований прокурора отказано.
Распоряжением администрации Черноземненского сельского совета Советского района Республики Крым от 26 декабря 2020 № 69 утвержден План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде на 2021 год.
Распоряжением администрации Черноземненского сельского совета Советского района Республики Крым от 28 октября 2021 № 56 «О внесении изменений в распоряжение администрации Черноземненского сельского совета Советского района Республики Крым от 26 декабря 2020 № 69 «Об утверждении плана - график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде на 2021 год» утвержден перечень муниципальных услуг в электронном виде на 2021 — 2022 годы и дата завершения по переходу муниципальной услуги в электронный вид:
- Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- Выдача разрешения на проведение земляных работ;
- Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда);
- Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме;
- Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение;
- Присвоение, изменение и аннулирование адресов объекта недвижимости;
- Предоставление сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования;
- Предварительное согласование предоставления земельного участка;
- Предоставление недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность;
- Установление сервитута (публичного сервитута);
- Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;
- Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений;
- Предоставление земельных участков на торгах;
- Перераспределение земельных участков;
- Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
- Постановка на учет льготной категории граждан, в целях предоставления земельного участка бесплатно в собственность или аренду, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства;
- Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- Заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, несмотря на реализуемую в стране государственную политику, направленную на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, Администрацией в нарушение п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ не осуществлены действия к переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.
В нарушение указанных требований на региональном портале услуги, входящие в перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде администрацией Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым в электронном виде, не предоставляются.
Указанное свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц Администрации сельского поселения от решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий, являются следствием низкого уровня исполнительской дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Обращение прокурора в суд с данным иском в порядке ст. 39 КАС РФ связано с тем, что неисполнение возложенных на администрацию муниципального образования обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, а также по учету природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Учитывая данные обстоятельства административное исковое заявление прокурора Советского района Республики Крым подлежит удовлетворению.
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2022 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.39, ч.2 ст.22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Советского района Республики Крым, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым, о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым, выразившееся в непредоставлении в электронной форме муниципальных услуг заявителям.
Обязать администрацию Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, обеспечив возможность получения в электронной форме муниципальных услуг заявителям, оказываемых (предоставляемых) администрацией Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым:
- Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- Выдача разрешения на проведение земляных работ;
- Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда);
- Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме;
- Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение;
- Присвоение, изменение и аннулирование адресов объекта недвижимости;
- Предоставление сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования;
- Предварительное согласование предоставления земельного участка;
- Предоставление недвижимого имущества, — находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность;
- Установление сервитута (публичного сервитута);
- Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;
- Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений;
- Предоставление земельных участков на торгах;
- Перераспределение земельных участков;
- Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
- Постановка на учет льготной категории граждан, в целях предоставления земельного участка бесплатно в собственность или аренду, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства;
- Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- Заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья: И.С.Бражник