ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2340/19 от 25.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-2340/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иваново 25 октября 2019 г.

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., единолично, при ведении протокола секретарем Мокровой А.О.,

с участием представителя административного истца старшего помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягина Алексея Александровича,

представителя ответчика Комитета Ивановской области по лесному хозяйству Журловой Натальи Юрьевны,

представителя заинтересованного лица Администрации города Иваново Чернодед Анны Владимировны,

представителя заинтересованного лица Ивановского городского Комитета по управлению имуществом Ворониной Марины Александровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела

по административному иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству о признании бездействия не законным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, в котором просил суд признать незаконным бездействие Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по непринятию мер по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственных регламентов лесов, находящихся в собственности Ивановской области, а также обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство и разработать лесохозяйственные регламенты лесов, находящихся в собственности Ивановской области.

В окончательной редакции, воспользовавшись предоставленным ст. 46 КАС РФ правом на изменение оснований иска, прокурор просит суд признать незаконным бездействие Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по непринятию мер по проведению лесоустройства лесов и разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств, входящих в границы лесов, находящихся в собственности Ивановской области, а именно:

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», расположенных на земельном участке с кадастровым номером ;

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», расположенных на земельных участках с кадастровым номером ;

- лесных насаждений на территории парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», расположенных на земельном участке с кадастровым номером .

Обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство лесов, находящихся в собственности Ивановской области, а именно:

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», расположенных на земельном участке с кадастровым номером

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами

- лесных насаждений на территории парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», расположенных на земельном участке с кадастровым номером .

Обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать лесохозяйственные регламенты лесничеств, входящих в границы лесов, находящихся в собственности Ивановской области, а именно:

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», расположенных на земельном участке с кадастровым номером 37:24:030701:26;

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 37:24:030304:1, 37:24:030226:17, 37:24:020346:15;

- лесных насаждений на территории парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», расположенных на земельном участке с кадастровым номером , обосновывая свои требования следующим.

Административный истец настаивает на необходимости проведения лесоустройства и разработки лесохозяйственных регламентов лесов, находящихся в собственности Ивановской области, в частности, лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях Ивановской области, а именно:

лесных насаждений на территории МУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», расположенных на земельном участке с кадастровыми номерами ;

лесных насаждений на территории МУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами .

Лесных насаждений на территории парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», расположенных на земельном участке с кадастровым номером (л.д. 208-210, 232 т.1).

Прокурор отмечает, что указанные леса расположены на территории г. Иваново, и не относятся к федеральному лесному фонду.

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 122 Лесного кодекса РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Правовой режим защитных лесов определен ст. ст. 110-116 главы 17 Лесного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

При этом законом выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса.

Вышеуказанные участки лесных насаждений, находящихся в собственности Ивановкой области, расположены на особо охраняемых природных территориях (ст. 112 ЛК РФ) и в границах населенного пункта (ст. 116 ЛК РФ). Отдельные участки данных лесов входят в границы водоохранных зон водных объектов (ст. 113 ЛК РФ).

По мнению прокурора, спорные лесные участки должны быть отнесены к категории защитных лесов «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях», как к особому, специальному режиму защиты лесов, стоящему не первом месте в указанном в ч. 2 ст. 111 Лесного кодекса РФ перечне категорий защитных лесов.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (далее также - ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Таким образом, в границы ООПТ могут входить водные объекты с их водоохранными зонами, земли населенных пунктов, имеющие соответствующее особое значение и иные природные объекты, в отношении которых профильными законами устанавливается определенный правовой режим.

Создание ООПТ на соответствующей территории, в том числе на территории лесов влечет дополнительные ограничения в использовании, и дополнительные требования к их охране. Соответственно режим ООПТ рассматривается как специальный по отношению к режимам иных природных объектов.

Лесной кодекс РФ в действующей редакции не устанавливает требований о признании или об отнесении участков зеленых (лесных) насаждений к лесам.

Понятие леса изложено в ст. 5 Лесного кодекса РФ, не связано с признанием леса правовым актом уполномоченного органа власти (местного самоуправления), а также с естественным или искусственным способом возникновения лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 68.2 Лесного кодекса РФ по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.

В силу ч. 1.1 ст. 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относится принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах.

Прокурор настаивает, что принятие данного решения осуществляется уполномоченными органами после проведения работ по лесоустройству в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ.

Необходимость проведения лесоустройства спорных лесов и обязанность по проведению такого лесоустройства Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству мотивируется следующим.

В силу ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса (земли обороны и безопасности, на которых расположены леса; земли населенных пунктов, на которых расположены леса; земли особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса).

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Согласно ст. 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся (в том числе) следующие полномочия в области лесных отношений:

- владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (п. 1);

- организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 7.1);

- организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (п. 7.2);

- иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия (п. 8).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны (в том числе) осуществлять мероприятия по охране лесов.

В соответствии с п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также право пользования лесами (ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ) обеспечиваются, в том числе, путем проведения лесоустройства. В связи с этим собственник земельных участков, на котором расположены леса (в рассматриваемом случае - Ивановская область), обязан принять меры по законному использованию и охране лесов путем обеспечения проведения лесоустройства.

В соответствии 1.1. Положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству (далее - Комитет), утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 № 441-п, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области.

К основным задачам Комитета относится:

- проведение государственной политики в области лесных отношений в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, повышения эффективности управления лесами (п. 2.1.1.);

- осуществление государственного управления и координации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (п. 2.1.1.);

- реализация отдельных полномочий Ивановской области в области лесных отношений, а также отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Ивановской области (п. 2.1.З.);

- обеспечение законных прав и интересов участников лесных отношений (2-1.6.).

В силу п. 2.2.1. Положения Комитет владеет, пользуется, распоряжается лесными участками, находящимися в собственности Ивановской области.

Согласно п. 4.3.6. Положения Комитет издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Комитета.

Владение лесными участками включает в себя обеспечение их охраны и развития в соответствии с законодательством. Бездействие Комитета в отношении обеспечения лесоустройства лесов, находящихся в собственности Ивановской области, нарушает вышеизложенные требования федерального законодательства и права неопределенного круга лиц.

По этим же основаниям Комитет обязан разработать лесохозяйственные регламенты лесничеств, входящих в границы лесов, находящихся в собственности Ивановской области.

В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (ч. 1).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (ч. 2).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч. 3).

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (ч. 5).

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (ч. 6).

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 7).

В соответствии с п. 10 Порядка разработки лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72, разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, прокурор настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного истца – старший помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягин А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Дополнительно пояснил, что требования прокурора заключаются в необходимости лесоустройства земель, а не лесничеств, поскольку лесоустройство лесничеств не проводится, наоборот лесничество является следствием лесоустройства. Обстоятельство того, что зеленые насаждения являются лесными, подтверждается материалами комплексного экологического обследования данных территорий, так как там дана экологическая оценка природных составляющих данных территорий, том числе, описывается состояние деревьев и иной растительности. Описание обитаемых на данной территории животных, климатических особенностей, особенностей рельефа позволяет описать все это как экологическую систему. В ЕГРН не может содержаться сведений об отнесении данных участках к землям лесного фонда, либо к лесничествам, поскольку они не составляют государственный лесной фонд. В кадастровых выписках отражаются сведения о лесах после того, как границы этих лесов будут поставлены на государственный кадастровый учет, которые будут определены после проведения лесоустройства.

Представитель административного ответчика – Комитета Ивановской области по лесному хозяйству Журлова Н.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований, прося отказать в иске, по основаниям письменного отзыва и дополнений к нему, существо которых сводится к следующему.

В представленных Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в суд материалах отсутствуют сведения об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами: к лесным.

Согласно выпискам из ЕГРН данные земельные участки отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, для размещения парка «Харинка», парка культуры и отдыха имени Революции 1905 года, особо охраняемой природной территории регионального значения «Сад им. 1-го Мая».

Согласно Положению о комитете, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 № 441-п «Об утверждении Положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству» (далее - Положение), комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области.

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности Ивановской области (п. 2.2.1 Положения).

В настоящее время в государственном лесном реестре не содержатся сведения о лесных участках, находящихся в собственности Ивановской области. Вместе с тем, полномочия Комитета распространяются только на земли лесного фонда.

Согласно ст. 67 ЛК РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса (землях лесного фонда; обороны и безопасности, на которых расположены леса; насаленных пунктов, на которых расположены леса; особо охраняемых природных территориях, на которых расположены леса).

Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом. (Рослесхозом).

В отношении земельных участков парка «КиО им. Революции 1905 года», парка «Харинка», парка «Сад им. 1 Мая» Рослесхозом не принималось решения о включении границ парков в границы лесничеств (лесопарков) Ивановской области.

Приказом Рослесхоза от 20.09.2017 №480 установлены границы Ивановского лесничества в Ивановской области. Земельные участки вышеуказанных парков города Иванова в границы Ивановского лесничества не входят.

Для организации работы охране и защите зеленых насаждений, произрастающих на территориях ООПТ МУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», парка МУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», парка МУК «Парк культуры и отдыха «Сад имени 1 Мая» предусмотрены иные меры по сохранению зеленых насаждений, охране окружающей среды и минимальному нанесению ущерба природе ООПТ в процессе их эксплуатации как мест общего отдыха - дендрологические исследования, включающие составление дендроплана и перечетной ведомости с указанием данных о местоположении всех деревьев и кустарников, произрастающих на территории.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ Комитету (как органу государственной власти Ивановской области, осуществляющему отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений) переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, проектированию лесных участков на землях лесного фонда; разработке и утверждению лесных плана Ивановской области, лесохозяйственных регламентов, ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ивановской области и т.д.

На переданные полномочия выделяется финансирование в соответствии с бюджетными классификаторами. Виды мероприятий по охране и защите лесов финансируемых за счет субвенций, перечислены в Лесном кодексе. В указанные перечни не входят мероприятия проведению лесоустройства на землях, не являющихся землями лесного фонда, поэтому финансирование на данные цели Федеральным агентством лесного хозяйства не выделяется. Ивановской областью также не выделяется финансирование на осуществление деятельности Комитета.

Расходование средств Федерального бюджета на вышеуказанные цели будет являться нецелевым использованием бюджетных средств (л.д. 233 – 239 т.1, 86 -88 т.2).

Представитель заинтересованного лица – Администрации г. Иваново по доверенности Чернодед А.В. возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что согласно положениям части 1 статьи 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничества.

В материалах данного административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что земельные участки с указанными прокурором кадастровыми номерами отнесены к отмеченным правовым категориям.

По мнению Администрации города Иваново, фактической целью настоящего иска является возможность (невозможность) возникновения и последующего формирования лесничеств на указанных в иске земельных участках - новой правовой категории, отличной от ранее существовавшей.

Данные обстоятельства указывают на наличие спора о праве - наличие (отсутствие) возможности формирования лесничеств на спорных земельных участках.

При отсутствии в материалах рассматриваемого акта государственного органа о формировании на спорных участках лесничеств, участковых лесничеств, вопросы, связанные с возникновением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме того, земельные участки, в отношении которых природоохранная прокуратура просит осуществить работы по лесоустройству, не отнесены к землям лесного фонда, также не отнесены к категории лесничеств.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Таким образом, в силу пункта 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, принятие решений о создании либо упразднении лесничеств является исключительно компетенцией Рослесхоза.

Однако приказ Рослесхоза о создании на указанных в иске земельных участках лесничеств отсутствует.

На основании изложенного, при отсутствии на рассматриваемых земельных участках сформированных лесничеств, Администрация города Иваново полагает требования прокурора не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, согласно выписок из ЕГРН на спорные земельные участки, в ссылки на отнесение указанных земель к лесным участкам отсутствуют.

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 11.08.2017 в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Поэтому, принимая во внимание отсутствие в ЕГРН и в Лесном реестре сведений о сформированных на спорных земельных участках лесничеств, обозначенный в иске вопрос, связанный фактически с проектированием лесничеств, не может быть предметом разбирательства в административном процессе.

По мнению Администрации города Иваново, для проведения обозначенных в иске мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов должны сначала появиться соответствующие территориальные единицы управления в сфере лесопользования (лесничества, участковые лесничества), поскольку появление объектов лесоустройства - это результат комплексной работы Рослесхоза и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающей в себя в соответствии с положениями ст. ст. 68, 68.1 Лесного кодекса РФ, работы по проектированию и закреплению на местности границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (п. 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736 «О федеральном агентстве лесного хозяйства», приказом Рослесхоза от 14.05.2007 №212 «Об организации работ по установлению границ лесничеств, лесопарков, а также определению их количества»).

Согласно представленных в материалы настоящего административного дела документов, на спорных земельных участках соответствующие территориальные единицы управления в сфере лесопользования не сформированы. В этой связи, Администрация города Иванова полагает, что доводы прокурора не находят своего подтверждения и заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат (л.д. 21- 22 т.2).

Представитель заинтересованного лица Ивановского городского Комитета по управлению имуществом Воронина М.А. присоединилась к позиции, высказанной Чернодед А.В., также полагала требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, уведомленного о месте судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился.

В материалах дела имеется отзыв на иск, из которого следует, что отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в статье 2 названного федерального закона различаются категории данных территорий. Согласно пункту 3 этой же статьи законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В соответствии со статьей 6 Закона Ивановской области от 06.05.2011 № 39-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Ивановской области» определено, что на территории Ивановской области различаются, в том числе, категории особо охраняемых природных территорий регионального значения в виде парков культуры и отдыха Ивановской области.

На основании решений малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 14.07.1993 N 147 «О памятниках природы Ивановской области», от 14.07.1993 N 148 «Об установлении границ территорий с особым правовым режимом использования земель» памятниками природы находящимися на территории области объявлены, в том числе природные объекты, имеющие историческую, экологическую, культурную и научную ценность: «Парк КиО им. Революции 1905», «Парк Харинка», «Сад им. 1-е Мая».

Постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2015 № 514-п «О парке культуры и отдыха Ивановской области «Сад имени 1 Мая» утверждено Положение о парке культуры и отдыха Ивановской области «Сад имени 1 Мая», в соответствии с которым определен режим особой охраны особо охраняемой природной территории с учетом ее функционального зонирования.

Кроме того, Департаментом также разработаны проекты положений о парках культуры и отдыха Ивановской области «Парк КиО им. Революции 1905», «Парк Харинка», в соответствии с которыми определен режим особой охраны особо охраняемой природной территории. В соответствии с указанным режимом охраны на территории особо охраняемых природных территорий запрещаются, в том числе повреждение, рубка отдельных деревьев и кустарников (кроме рубок по согласованию с исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения); сжигание опавшей листвы и сгребание опавшей листвы, за исключением сгребания с участков ООПТ, прилегающих к объектам инфраструктуры в зонах массового активного отдыха, тихого отдыха, сметания с дорожек и тропинок.

По мнению Департамента, необходимость проведения лесоустройства и разработка лесохозяйственных регламентов лесов в целях обеспечения охраны и защиты лесов на указанных особо охраняемых природных территориях отсутствует (л.д. 198 – 199 т.1).

Представители заинтересованных лица МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка» и МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года» - директора Кленова Л.В. и Павлова Н.Л. в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Павловой Н.Л. выражена позиция о необходимости отказа прокурору в иске (л.д. 18 т.2, 90 т.2).

Председатель Комитета по культуре Администрации г. Иваново Фролов С.И., в судебное заседание не явился, уведомлен в установленном законом порядке, ране высказывал позицию, аналогичную позиции административного ответчика о необходимости отказа прокурору в иске.

Департамент управления имуществом Ивановской области, уведомлённый о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, пролагал, что заинтересованным лицом не является и просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 85 т.2).

Выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 39 КАС РФ).

В соответствии с нормами ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации).

Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 – 123 настоящего Кодекса (ст. 6 того же кодекса).

В силу норм ст. 120 Лесного кодекса Российской Федерации и использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 2 той же статьи).

На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса (п. 1 ст. 122 Лесного кодекса Российской Федерации).

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 – 119 настоящего Кодекса (ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 110 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе, принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах (ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 111 Лесного кодекса Российской федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Пунктом 2 той же статьи выделены следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (п.1 ст. 112 Лесного кодекса Российской Федерации).

Принятие уполномоченным органом решения об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах осуществляется уполномоченными органами после проведения работ по лесоустройству.

На основании норм п. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса, к которым в силу норм указанной статьи отнесены лесничества – основные территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств, которые могут создаваться, в том числе, на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

При этом в силу норм ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (п. 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122).

Судом установлено, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по результатам которой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства.

В частности, установлены факты не принятия Комитетом мер по обеспечению охраны и законного использования лесов Ивановской области. В собственности Ивановской области находятся земельные участки, на которых находятся леса. К ним относится Парк КиО им. Революции 1905 г., Парк «Харинка», а так же «Сад им. 1 Мая». Данные парки находятся на территории г. Иваново, являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Вместе с тем, лесоустройство на территории лесных земель Ивановской области не проведено, земли, как лесные участки на кадастровый учет не поставлены, мероприятия по охране данных лесов Комитетом не осуществляются. Причиной указанных нарушений явилось, как указано прокурором, ненадлежащее отношение к исполнению требований законодательства ответственными должностными лицами, а условием – отсутствие должного контроля за работой подчинённых со стороны Комитета.

Представлением об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, причин и условий им способствующих, от 20 марта 2019 г. № 07-08-2019 Комитету Ивановской области по лесному хозяйству вменена необходимость проведения лесоустройства на территории вышеуказанных лесных земель Ивановской области (л.д. 7 – 12, 19 т.1).

Рассмотрев представление в указанной части, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству не нашел оснований по несению ответственности за отсутствие лесоустройства в отношении парков города Иванова, поскольку в отношении земельных участков парков КиО им. Революции 1905 г., «Харинка», а так же «Сад им. 1 Мая» Росслесхозом не принималось решения о включении границ парков в границы лесничеств (лесопарков) Ивановской области. По мнению Комитета, земельные участки парков г. Иваново в силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации не являются лесными участками и должны быть отнесены к городским лесам, мероприятия по которым должны осуществляться муниципальными образованиями Ивановской области (л.д. 13 – 18, 20 т.1).

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Ивановского межрайонного природоохранного прокурора с настоящим иском в суд.

Судом установлено, что особо охраняемая природная территория регионального значения «Парк «Харинка» признана памятником природы Ивановской области Решением Ивановского облисполкома № 164 от 22 февраля 1965 г.

Особо охраняемая природная территория регионального значения «Водохранилище на р. Харинке» имеет статус памятника природы Ивановской области по Решению Ивановского облисполкома № 2/6 от 27 января 1975 г.

Статус памятников был подтвержден решениями малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 14 июля 1993 г. № 147 «О памятниках природы Ивановской области» и от 14 июля 1993 г. № 148 «Об установлении границ территорий с особым правовым режимом использования земель».

В соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области 14 октября 2009 г. № 297-п «Об установлении категории ООПТ регионального значения Парк культуры и отдыха Ивановской области от 6 мая 2011 г. № 39 – ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Ивановской области» целесообразно реорганизовать путем их объединения в единую особо охраняемую природную территорию и перевести ее в категорию «Парк культуры и отдыха Ивановской области» как составляющие единый комплекс.

Рекомендуемая категория ООПТ – Парк культуры и отдыха Ивановской области, значение – региональное.

Лесная растительность представлена как естественными, так и искусственными (лесные посадки) насаждениями: хвойными сосняками, ельниками), мелколиственными (березняками, осинниками), хвойно-мелколитсвенными лесами, ольховниками. Возраст сосны 50-60 лет, возраст березы от 30-40 до 50-60 лет, осины 30 лет (л.д. 128 – 148 т.1).

Особо охраняемая природная территория регионального значения «Парк КиО им. Революции 1905 г.» признана памятником природы Ивановской области Решением Ивановского облисполкома № 164 от 22 февраля 1965 г.

Особо охраняемая природная территория регионального значения «Водохранилище на р. Талке» имеет статус памятника природы Ивановской области по Решению Ивановского облисполкома № 2/6 от 27 января 1975 г.

Статус памятников был подтвержден решениями малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 14 июля 1993 г. № 147 «О памятниках природы Ивановской области» и от 14 июля 1993 г. № 148 «Об установлении границ территорий с особым правовым режимом использования земель».

В соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области 14 октября 2009 г. № 297-п «Об установлении категории ООПТ регионального значения Парк культуры и отдыха Ивановской области от 6 мая 2011 г. № 39 – ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Ивановской области» целесообразно реорганизовать указанные территории путем их объединения в единую особо охраняемую природную территорию и перевести ее в категорию «Парк культуры и отдыха Ивановской области» как составляющие единый комплекс.

Рекомендуемая категория ООПТ – Парк культуры и отдыха Ивановской области, значение – региональное.

Лесная растительность представлена как естественными, так и в меньшей степени искусственными насаждениями. Площадь, занятая древесно-кустарниковыми насаждениями, составляет более 80% от всей площади парковой части ООПТ.

В результате исследований 2015 г. в парке были выделены различные типы лесов: сосняк травянистый, сосняк с березой черничный, сосняк с елью черничный, ельник кисличник, березняк с сосной травянистый.

Возраст сосны составляет 60-80 лет, 90-100 лет, березы – 100 лет (л.д. 149 – 172 т.1).

Сад им. 1 Мая признан памятником природы решением Ивановского облисполкома № 164 от 22 февраля 1965 г. «Об охране памятников природы Ивановской области.

Статус памятника был подтвержден решением малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 14 июля 1993 г. № 147 «О памятниках природы Ивановской области».

В соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 14 октября 2009 г. № 297-н «Об установлении категории ООПТ регионального значения Парк культуры и отдыха Ивановской области и законом Ивановской области от 6 мая 2011 г.№ 39-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Ивановской области» на основании проведенных комплексных экологических исследований целесообразно придать территории статус «Парк культуры и отдыха Ивановской области».

Растительность представлена искусственными насаждениями деревьев и кустарников. Среди деревьев преобладают старовозрастные экземпляры липы сердцелистной, из которой сформированы аллеи. Состояние большинства деревьев липы вполне удовлетворительное, стволы находятся в хорошем состоянии, кроны нормально сформированы. Доминируют деревья диаметром ствола 30-40 см, возрастом около 100 лет. Все древесные породы дают хороший самосев, сеянцы разного возраста формируют густой подрост, разнообразен флористический состав кустарников (л.д. 173 – 179 т.1).

Вышеизложенное следует из Материалов комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения «Парк «Харинка», «Парк КиО им. Революции 1905 г.», «Сад им. 1 Мая», где даны соответствующие природные характеристики территории МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года» и парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая».

Следует обратить внимание, что в материалах комплексного экологического обследования парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», обосновывающих его реорганизацию, произрастающие на нем деревья действительно не характеризуются как лесные насаждения, в отличие от МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года». Вместе с тем, описанное в материалах биологическое разнообразие деревьев, кустарников, позвоночных и беспозвоночных животных в совокупности также образуют экологическую систему живых организмов, характерную для понятия леса, установленного ст. 5 Лесного кодекса РФ.

Лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в содержащем общие для экологического законодательства нормы Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (статья 1), определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Лесное законодательство, в свою очередь, регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суд соглашается с позицией административного истца о том, что Лесной кодекс РФ в действующей редакции не устанавливает требований о признании или об отнесении участков зеленых (лесных) насаждений к лесам и понятие леса, не связано с признанием леса правовым актом уполномоченного органа власти (местного самоуправления), а также с естественным или искусственным способом возникновения лесов.

Следовательно, указанные в административном исковом заявлении прокуратуры участки относятся к лесам в силу положений ст. 5 Лесного кодекса РФ и ст. ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым лес является экологической системой - объективно существующей частью природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

При указанных обстоятельствах, вопреки доводам административного ответчика и администрации г. Иваново, отдельного экспертного исследования для определения того, к какой природной категории относится произрастающая на указанных территориях растительность, не требуется.

Кроме того, документация по обследованию зеленых насаждений на предмет их отнесения к лесам не является объектом государственной экологической экспертизы, исчерпывающий перечень которых содержится в ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Следовательно, доводы ответчика и заинтересованного лица Администрации города Иваново о том, что материалами дела не подтверждено, что на данных участках произрастают лесные насаждения, опровергается вышеизложенным.

При этом, государственная инвентаризация лесов в силу ст. 90 Лесного кодека РФ представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, и в силу закона не должна предшествовать лесоустройству.

Поэтому, доводы указанных процессуальных лиц о том, что инвентаризация зеленых насаждений, имеющихся на вышеуказанных земельных участках, не проводилась, а также, что границы земельных участков с лесными насаждениями не определены, при указанных обстоятельствах не имеют правового значения.

При указанных обстоятельствах, суд считает установленным, что насаждения, произрастающие на территории МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», расположенные на земельном участке с кадастровыми номерами ; на территории МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», расположенные на земельных участках с кадастровым номером на территории парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», расположенные на земельном участке с кадастровым номером являются именно лесными насаждениями.

Факт произрастания соответствующей многолетней лесной растительности на указанных прокурором территориях не опровергнут, между тем, бремя доказывания отсутствия соответствующих лесных насаждений, невозможности отнесения их к защитным лесам возложена на административного ответчика в силу его обязанности доказывать обоснованность и законность вменяемого ему в вину бездействия, оспариваемого в рамках административного дела.

Судом установлено, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами: (вид разрешенного использования для размещения парка «Харинка», правообладатель на праве постоянного (бессрочного) пользования МУК «Парк культуры и отдыха «Харинка»; (вид разрешенного использования Парк культуры и отдыха имени Революции 1905 г., правообладатель на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУК «Парк культуры и отдыха имени Революции 1905 г.); (вид разрешенного использования – особо охраняемая природная территория регионального значения «Сад им. 1-го Мая», данные о правообладателе отсутствуют) является Ивановская область.

Таким образом, лесные насаждения, произрастающие на территориях вышеуказанных парков, расположены на территории г. Иваново и не относятся к федеральному лесному фонду.

Установлено также, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельных участках с вышеуказанными кадастровыми номерами.

Все вышеуказанные обстоятельства следуют из выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на данные земельные участки (л.д. 35 – 126 т.1, 92 – 110 т.2).

С учетом изложенного, судом установлено, что территории, на которых расположены «Сад имени 1 Мая», парки культуры и отдыха Ивановской области «Парк КиО им. Революции 1905», «Парк Харинка», где также определен режим особой охраны особо охраняемой природной территории, являются особо охраняемыми природной территории с учетом их функционального зонирования.

Данные обстоятельства также подтверждаются отзывом заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области.

В силу Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии с Положением о категории особо охраняемых природных территорий регионального значения «Парк культуры и отдыха Ивановской области», утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 14.10.2009 № 297-п, нормы которого не противоречат Федеральному закону об ООПТ (в частности, нормам о статусе природных парков, как наиболее близкой к рассматриваемой категории ООПТ - парк культуры и отдыха Ивановской области), исходя из особенностей использования каждого парка, на его территории могут быть выделены природоохранные, рекреационные, культурные и иные зоны (п.3.3 Положения).

Согласно п.п. 4.1, 4.3 указанного Положения организация на территории парков рекреационной деятельности, в том числе культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, осуществляется с соблюдением установленного режима особой охраны парков; при этом при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, находящихся на территории парков, рекреационной деятельности, в том числе культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, они обязаны соблюдать режим особой охраны парков и содержать зеленые насаждения в надлежащем состоянии, в том числе по согласованию с уполномоченным органом проводить санитарную рубку.

Аналогичные нормы предусмотрены разделом 7 Положением о парке культуры и отдыха Ивановской области «Сад имени 1 Мая», утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2015 N 514-п.

Категории ООПТ перечислены в ст.2 указанного Федерального закона об ООПТ, при этом законом предусмотрено право устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения законами субъектов Российской Федерации.

Законом Ивановской области от 06.05.2011 № 39-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Ивановской области», установлена самостоятельная категория ООПТ - «Парк культуры и отдыха Ивановской области» (ст.6 Закона).

Постановлением Правительства Ивановской области от 14.10.2009 № 297-п «Об установлении категории особо охраняемых природных территорий регионального значения «Парк культуры и отдыха Ивановской области» утверждено Положение о категории особо охраняемых природных территорий регионального значения «Парк культуры и отдыха Ивановской области».

В соответствии с нормами вышеприведенного федерального и областного законодательства Постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2015 N 514-п образована соответствующая ООПТ (путем изменения категории памятника природы Ивановской области «Сад им. 1-е Мая» в парк культуры и отдыха Ивановской области «Сад имени 1 Мая»).

В отношении территорий двух других парков, о которых заявлено прокурором в административном иске, также имеются Материалы комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения «Парк «Харинка», «Водохранилище на р.Харинке» (Государственный контракт № 3/10/15 от 01.10.2015 выполнен согласно техническому заданию) и Материалы комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения «Парк КиО им.Революции 1905 г.», «Водохранилище на р.Талке» (Государственный контракт № 4/10/15 от 01.10.2015 выполнен согласно техническому заданию).

Указанные обследованные согласно данным Материалам ООПТ – территории МУК «Парк культуры и отдыха «Харинка» и МУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года» - решениями Ивановского облисполкома, подтвержденными решениями малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов, отнесены к категории памятников природы Ивановской области; по результатам обследования рекомендованная для них (в результате предлагаемого объединения парков и расположенных на их территории водохранилищ, являющихся на сегодняшний день самостоятельными ООПТ) категория ООПТ - парк культуры и отдыха Ивановской области.

Вопреки доводам ответчика и заинтересованных лиц, установление режима ООПТ на указанных в административном иске территориях не исключает необходимости проведения лесоустройства, разработки лесохозяйственных регламентов, последующей охраны и защиты лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Частью 1 ст. 67, ч. 2 ст. 23 Лесного кодекса РФ прямо предусмотрено проведение лесоустройства на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Такие леса в силу п. 1 ч. 2 ст. 111 Лесного кодекса РФ отнесены к защитным лесам.

При этом при разработке соответствующих лесохозяйственных регламентов следует учесть приоритет более жесткого режима, установленного для зон ООПТ.

Согласно ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Обращаясь в суд с рассматриваемым административным иском в интересах Российской Федерации и неограниченного круга лиц, административный истец фактически преследует цель понудить Комитет по лесоустройству Ивановской области провести необходимые мероприятия по закреплению за указанными в административном иске участками лесных насаждений статуса защитных лесов путем проведения в отношении них лесоустройства, включая разработку лесохозяйственных регламентов, с целью последующей их охраны, защиты, воспроизводства в установленном законом порядке.

Согласно Положению о Комитете Ивановской области по лесному хозяйству, утв. Постановление Правительства Ивановской области от 07.11.2012 N 441-п, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области (п.1.1).

Основными задачами Комитета являются: проведение государственной политики в области лесных отношений в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, повышения эффективности управления лесами (п. 2.1.1), осуществление государственного управления и координации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (п. 2.1.2), реализация отдельных полномочий Ивановской области в области лесных отношений, а также отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Ивановской области (п. 2.1.3).

При этом Комитет осуществляет переданные Российской Федерацией в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2.2.1. Положения Комитет владеет, пользуется, распоряжается лесными участками, находящимися в собственности Ивановской области.

Согласно п. 4.3.6. Положения Комитет издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Комитета.

Владение лесными участками включает в себя обеспечение их охраны и развития в соответствии с законодательством.

В силу ч. 1 ст. 67, ч. 2 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Довод административного ответчика и заинтересованного лица – Администрации города Иваново о том, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда и в лесничествах, основан на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку ч. 1 ст. 67 Лесного кодекса РФ установлено, что лесоустройство проводится на определенных землях, которые, в том числе, перечисляются в ч. 2 ст. 23 Лесного кодекса РФ.

При этом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств. То есть, лесничества образуются в процессе проведения лесоустройства, которое в силу действующего законодательства является единственным источником формирования лесничеств.

В последующем лесоустройство может проводится в границах лесничеств как повторное мероприятие лесного планирования.

Так, п. 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, устанавливает периодичность проведения таксации лесов:

а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;

б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;

в) для резервных лесов - 20 лет.

Формирование лесных участков в силу ст. 7, ст. 70,1 Лесного кодекса РФ также осуществляется после проведения лесоустройства.

Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, как уполномоченный орган государственной власти Ивановской области, в силу ст. 82 Лесного кодекса РФ, п. 5 Лесоустроительной инструкции обеспечивает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование защитных лесов.

Разработанная Комитетом лесоустроительная документация предоставляется уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для утверждения и внесения сведений о лесе и образованных лесничествах в Государственный лесной реестр (пункты 15, 156 Лесоустроительной инструкции; ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ; п. 32 ч. 1 ст. 81 Лесного кодекса РФ; пункты 2.2.2, 2.2.9 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496).

После создания лесничеств, границ лесов, отнесения их к определенной категории (защитные леса), Комитет в соответствии со ст. 82 Лесного кодекса, п. 10 Порядка разработки лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72, обеспечивает разработку лесохозяйственных регламентов.

В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае расположения данных лесов на землях особо охраняемых природных территорий и отнесении лесов к соответствующей категории защищенности, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Однако разработка лесохозяйственных регламентов лесничеств в любом случае проводится заинтересованным лицом, в данном случае Комитетом, осуществляющим ведение лесного хозяйства на землях Ивановской области, вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица Администрации города Иваново о том, что данное полномочие отнесено к компетенции Рослехоза.

Кроме того, учитывая, что леса, расположенные на землях населенных пунктов, не относятся к государственному лесному фонду (ст. 8 Лесного кодекса РФ), доводы Администрации города Иваново о том, что лесоустройство и разработка регламентов относится к компетенции Рослесхоза, являются несостоятельными в силу данной нормы закона.

При указанных обстоятельствах, суд считает установленным, что именно Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству допущено бездействие в указанной области и именно Комитет является обязанным провести мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты лесничеств, входящих в границы лесов, находящихся в собственности Ивановской области.

Вопреки представлению природоохранной прокуратуры, бездействие Комитета по лесному хозяйству Ивановкой области в отношении обеспечения лесоустройства лесов, находящихся в собственности Ивановской области, нарушает вышеизложенные требования федерального законодательства и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Следует также отметить, что исковые требования прокурора не предполагают проведение лесоустройства на всей территории указанных в административном иске земельных участков, но направлены на обеспечение лесоустройства расположенных на них лесов (лесных насаждений).

Из этого вытекает, что находящиеся на территории парков объекты культуры и отдыха не должны в обязательном порядке попасть в границы леса. Территории парков могут быть разграничены на рекреационные и активные зоны при проведении лесоустройства, в результате чего будут соблюдены как экологические, так и культурные интересы граждан.

Кроме того, федеральным законодательством установлен приоритет сохранения окружающей среды.

Так, в силу ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах (в том числе):

- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

- сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;

- использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

- использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов (в том числе):

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

При этом, доводы Администрации города Иваново о наличии спора о праве со ссылкой на Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» являются следствием ошибочного понимания существа иска и правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, в связи с чем не принимаются судом во внимание при рассмотрении дела по существу, как и доводы о необходимости внесения в ЕГРН и в Лесной реестр сведений о сформированных на земельных участках лесничеств.

Срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей – 18 месяцев, суд находит разумным, обоснованным и достаточным для исполнения изложенных прокурором требований, оснований для установления иного срока суд не усматривает.

Вместе с тем, ответчик не лишен права впоследствии воспользоваться положениями ст. 189 КАС РФ.

При указанных обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению.

В силу норм п.19 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд

Решил :

административный иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по непринятию мер по проведению лесоустройства лесов и разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств, входящих в границы лесов, находящихся в собственности Ивановской области, а именно:

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», расположенных на земельном участке с кадастровыми номерами

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», расположенных на земельных участках с кадастровым номером ;

- лесных насаждений на территории парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», расположенных на земельном участке с кадастровым номером .

Обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство лесов, находящихся в собственности Ивановской области, а именно:

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», расположенных на земельном участке с кадастровым номером ;

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами

- лесных насаждений на территории парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», расположенных на земельном участке с кадастровым номером .

Обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать лесохозяйственные регламенты лесничеств, входящих в границы лесов, находящихся в собственности Ивановской области, а именно:

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха «Харинка», расположенных на земельном участке с кадастровым номером ;

- лесных насаждений на территории МБУК «Парк культуры и отдыха им. Революции 1905 года», расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами ;

- лесных насаждений на территории парка культуры и отдыха «Сад имени 1 мая», расположенных на земельном участке с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2019 г.