Дело № 2а-2340/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 28 августа 2023 года
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Степановой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания – Мартьяновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, государственному регистратору ФИО2 об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее по тексту Управления) уведомление № от 8 июня 2023 г. о приостановлении государственной регистрации прав; возложить на Управление обязанность осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> от ФИО1 к ФИО4
В обоснование требований административный истец указал, что 11 января 2022 года между ФИО4 (даритель) и истцом (одаряемый) был заключен договор дарения жилого помещения (квартиры), расположенной по вышеуказанному адресу, о чем 19.01.2022 года произведена государственная регистрация права. В дальнейшем, в связи с наличием неприемлемых для стороны истца условий, изложенных в договоре дарения, сторонами принято решение о расторжении договора дарения, о чем составлено соответствующее соглашение. Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации прав в отношении данного жилого помещения. Однако государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации прав, мотивированное тем, что исходя из условий договора дарения от 11.01.2022 года, обязательства по договору исполнены в момент заключения такого договора, условия, предусматривающие расторжение договора дарения, отсутствуют; для устранения причины, препятствующей государственной регистрации предложено предоставить договор дарения, заключенный между ФИО4 и ФИО1 либо решение суда о признании права собственности ФИО4 на вышеуказанное помещение. Осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 08.09.2023 года.
По мнению административного истца, уведомление Управление о приостановлении государственной регистрации прав является незаконными и нарушает его права, поскольку само противоречит положениям ст. 450 ГК РФ.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя ФИО5, в качестве заинтересованного лица - ФИО4
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. До начала судебного заседания от административного истца и заинтересованного лица поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Суд, принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что 11.01.2022 года между ФИО4 (даритель) и ФИО1 (одаряемый) заключен договор дарения жилого помещения, в соответствии с которым даритель безвозмездно передает в собственность (дарит) одаряемому, а одаряемый принимает в дар от дарителя жилое помещение, а именно: квартиру, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером №
19.01.2022 года Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя произведена государственная регистрация прав за ФИО1
09.01.2023 года между ФИО4 (даритель) и ФИО1 (одаряемый) заключено соглашение о расторжении договора дарения, согласно условий которого, заключенный между ними 11 января 2022 года договор дарения жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с их обоюдного согласия расторгается.
26 мая 2023 года ФИО1 и ФИО4 обратились к административному ответчику с заявлениями о государственной регистрации прав в отношении жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, приложив к заявлению соглашение о расторжении договора дарения от 09.01.2023 года.
08 июня 2023 года ФИО1 получено Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав.
Указанное уведомление мотивировано тем, что исходя из условий договора дарения от 11.01.2022 года, обязательства по договору исполнены в момент заключения такого договора, условия, предусматривающие расторжение договора дарения, отсутствуют; для устранения причины, препятствующей государственной регистрации предложено предоставить договор дарения, заключенный между ФИО4 и ФИО1 либо решение суда о признании права собственности ФИО4 на вышеуказанное помещение.
Исходя из вышеизложенного, Управлением сделан вывод о возникновении препятствий осуществления государственной регистрации прав, осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 08 сентября 2023г.
Вместе с тем, суд не соглашается с выводами административного ответчика.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14 Закона №218-ФЗ).
Пунктом 4, 5 статьи 18 Закона №218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
-документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике. Такие документы с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа (за исключением случаев, установленных законом) возвращаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя
внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет в том числе уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4).
Не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 ст. 29 Закона №218-ФЗ).
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ (указана норма, действовавшая на момент принятия оспариваемого решения) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Указанные пункты послужили основанием для приостановления государственной регистрации прав в спорном случае.
В соответствии с пунктам 1 статьи 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Статьями 577 и 578 ГК РФ предусмотрены основания для отказа от договора дарения и для отмены дарения.
По смыслу пунктов 1, 2 статьи 577, пунктов 1, 4 статьи 578 ГК РФ даритель вправе отказаться от договора дарения (отменить дарение) в указанных случаях без обращения в суд, поскольку его право на односторонний отказ от договора установлено законом или договором (в случае, если он переживет одаряемого).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, для реализации своего права на отказ от договора дарения (отмену дарения) по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 статьи 577, пунктами 1, 4 статьи 578 ГК РФ дарителю необходимо уведомить в письменной форме одаряемого об отказе от договора дарения (отмене дарения). С момента получения одаряемым такого уведомления договор дарения будет считаться расторгнутым и одаряемый будет обязан возвратить подаренную вещь.
Вместе с тем, стороны заключили именно соглашение о расторжении договора дарения.
По своей правовой природе дарение является договором, а не односторонней сделкой, так как требует согласия одаряемого, в связи с чем договор дарения подчиняется общим положениям о договоре. Поэтому, несмотря на то, что договор дарения носит односторонне обязывающий характер, изменение (расторжение) указанного вида договора происходит на основании общих норм, предусмотренных главой 29 ГК РФ.
В соответствии с положениями статьи 450 ГК РФ по соглашению сторон допускается изменение и расторжение любого договора (в том числе договора дарения), если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и договором.
Глава 32 ГК РФ «Дарение» не содержит специальных норм, ограничивающих возможность изменения или расторжения данного договора по соглашению сторон. В связи с чем, несмотря на отсутствие в данной главе норм, регламентирующих порядок расторжения договора дарения по соглашению сторон, неверно предполагать наличие запрета или ограничений на осуществление подобных соглашений, в этом случае действует общий принцип свободы договора.
Единственным ограничением является то, что соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (статья 452 ГК РФ).
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статьи 422 ГК РФ).
Право на расторжение договора дарения по соглашению сторон не зависит от фактической передачи дара, так как из специальных норм о договоре дарения прямо следует, что такая зависимость имеет место лишь при одностороннем отказе от исполнения договора (право одаряемого на односторонний отказ от дара до его передачи - пункт 1 статьи 573 ГК РФ, право дарителя на односторонний отказ от исполнения договора обещания дарения - статья 577 ГК РФ).
Таким образом, исходя из общих начал гражданского законодательства (статья 450 ГК РФ) по соглашению сторон изменение условий договора дарения и его расторжение возможно как до, так и после передачи дара одаряемому.
В связи с этим суждение о невозможности изменения или расторжения договора дарения по взаимному соглашению сторон после передачи дара является неверным.
Отказ органа регистрации зарегистрировать переход права на основании соглашения о расторжении договора дарения (заключенного в той же форме, что и договор дарения), ограничивает как права собственника, предусмотренные статьей 209 ГК РФ, владеть, пользоваться й распоряжаться своим имуществом, совершать в отношении принадлежащего ему имущества по своему усмотрению любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, так и права сторон договора, предусмотренные статьей 450 ГК РФ, изменить или расторгнуть договор.
Как следует из материалов дела, стороны пришли к соглашению о расторжении договора дарения. Указанное соглашение не нарушает нормы законодательства и чьи-либо права и интересы, соответственно, при соблюдении надлежащей формы соглашения, Севреестр должен выполнить свою обязанность по регистрации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у государственного регистратора не имелось оснований для принятия решения о приостановлении государственной регистрации и прав по причинам, указанным в оспариваемом решении.
Установив, что оспариваемое уведомление противоречит закону и нарушает права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу о признании решения незаконным и возложении обязанности возобновить государственную регистрацию прав на объект недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
При этом суд не находит оснований по возложению на Управление обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности, поскольку решение указанных вопросов относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.
В силу части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на Управление обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить о его исполнении, направив соответствующее уведомление в суд и ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд.
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выраженное в уведомлении № от 08 июня 2023 г. на имя ФИО1, принятое государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя ФИО2 об отказе в государственной регистрации прав.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя возобновить государственную регистрацию прав в отношении помещения с кадастровым номером91:01:001010:133, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить о его исполнении, направив соответствующее уведомление в суд и ФИО1
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 30.08.2023 г.
Судья Ю.С. Степанова