ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2341/2022 от 26.09.2022 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело 2а-2341/2022

УИД 50RS0044-01-2022-003244-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2022 года г. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Астаховой М.И.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Е.А.,

с участием:

административного истца Ларина С.В.,

представителей административного истца по ордеру Козловой А.А., Зендрикова С.Н.,

представителя административного ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области по доверенности Ефимовой О.В.,

представителя заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области Бурцевой А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску Ларина Сергея Викторовича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»,

у с т а н о в и л:

Ларин С.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 19.05.2022 № Р001-7510920534-58692719 в отношении земельного участка площадью 686 кв.м., с кадастровым <номер> расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д.Нижние Велеми; обязании Администрации городского округа Серпухов Московской области устранить нарушения и передать земельный участок площадью 58 кв.м. по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д.Нижние Велеми в собственность за плату.

Свои требования мотивирует тем, что 18.05.2022 истец обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области о предоставлении ему государственной услуги «Перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, пл. 686 кв.м. Решением от 19.05.2022 № Р001-7510920534-58692719 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям:

- в нарушение пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации - несоответствие схемы расположения земельного участка к ее форме, формату или требованиям к ее подготовке. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762. В соответствии с п. 4 требований при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения Правил землепользования и застройки.

Согласно Правилам землепользования и застройки территорий (части территории) городского округа - Серпухов Московской области, утвержденным постановлением Администрации городско округа Серпухов - Московской области от 18.08.2021 № 4182-П, земельный участок, находится в нескольких территориальных зонах: частично зона Ж 2 «зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами» (743,79 кв. м), частично территорий «Леса». Согласно Генеральному плану городского округа Серпухов Московской области, утвержденному Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 №242/28 (ред. от 30.09.2020 №203/25) земельный участок расположен вне утвержденных границ. В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускаете образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.

Административный истец Ларин С.В. указывает, что с принятым решением органа местного самоуправления не согласен, поскольку фактически он просит предоставить в собственность участок 58 кв.м, путем перераспределения земельного участка. Полагает, что утверждение ответчика о пересечении зоны леса необоснованно, поскольку выписка из ЕГРН на спорный земельный участок не содержит сведений о каких-либо ограничениях прав, в том числе, сведений о том, что земельный участок ограничен в обороте. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок, входит в границы лесного фонда не имеется. Испрашиваемый земельный участок полностью находится на землях населенного пункта.

Административный истец Ларин С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители административного истца по ордеру Козлова А.А., Зендриков С.Н., в судебном заседании поддержали заявленные требования административного истца, указали, что согласно переписки с органами лесного хозяйства, имеется подтверждение того, что земельный участок истца не имеет пересечения с границами леса. Все имеющиеся пересечения были устранены истцом в установленном законом порядке. Указали, что согласно заключения эксперта, наложения земельного участка истца на земли лесного фонда не происходит, имеется только расхождение в схеме расположения земельного участка в точках Н6 и Н16.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области по доверенности Ефимова О.В., в судебном заседании против заявленных требований возражала, просила оставить их без удовлетворения, поддержала письменный отзыв, из которого следует, что Административный истец через портал государственных и муниципальных услуг Московской области обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 19.05.2022 № Р001-7510920534-58692719 заявителю было отказано в оказании Государственной услуги, поскольку согласно заключению об оборотоспособности земельного участка, земельный участок с кадастровым <номер> находится в нескольких территориальных зонах (зона «Ж-2» и зона «Леса»). В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 № 4182-П, земельный участок находится в нескольких территориальных зонах (зона «Ж-2» и зона «Леса»). Согласно Генеральному плану городского округа Серпухов Московской области, утвержденному Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 №242/28 (ред. от 30.09.2020 № 203/25) земельный участок расположен вне утвержденных границ.

Представитель административного ответчика ссылается на положения п.7 ст. 11.9 ЗК РФ и указывает, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.

Указывает, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года №107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями - Московской области», реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется, при наличии согласования с Министерством имущественных отношений. На основании пункта 135 Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 18.05.2022 года № 87-0, согласован отказ о предоставлении Государственной услуги.

Представитель административного ответчика просит отказать в удовлетворении требований, полагая, что заключение эксперта подтверждает законность и обоснованность принятого решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

Представитель заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области Бурцевой А.И., в судебном заседании сообщила, что исходя из выводов судебно-землеустроительной экспертизы требования административного истца не подлежат удовлетворению. Ранее в отношении земельного участка истца действительно применялась лесная амнистия, однако в настоящий момент, вновь образуемый земельный участок, заявленный к перераспределению, имеет наложение на границы смежного участка.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области, Территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области в судебное заседание не прибыли, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения.

Руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывших участников процесса.

Выслушав лиц участвующих в деле, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела усматривается, что Ларин С.В. является собственниками земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 686 кв.м, категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 15-18).

25.04.2022 Ларин С.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 г. № 15ВР-1816 утвержден Регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с п.5.1 которого органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района, на территории которого расположен земельный участок.

В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с: Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для перераспределения земельного участка (п.5.7.1 Регламента); Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственно реестра недвижимости (п.5.7.2 Регламента); Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п.5.7.3 Регламента); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка (п.5.7.4 Регламента).

Согласно пункта 6.2.4 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, которое оформляется на официальном бланке Администрации в виде письма.

Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.

Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования м градостроительного зонирования по проекту ОМС о перераспределении земельного участка в порядке ст.39.28 ЗК РФ, в соответствии с которым земельный участок частично имеет пересечения с территорией Леса и пересекает границы территориальной зоны (л.д. 110-120).

Согласно акта осмотра земельного участка от 28.04.2022 года площадью 58 кв.м., прирезаемого к земельному участку с кадастровым <номер>, площадью 686 кв.м. установлено, что испрашиваемый земельный участок свободный, не застроенный, частично огорожен забором (л.д. 88-89).

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 19.05.2022 № Р001-<номер> отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», поскольку имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Также истцу разъяснены причины отказа: согласно Правилам землепользования и застройки территорий (части территории) городского округа - Серпухов Московской области, утвержденным постановлением Администрации городско округа Серпухов - Московской области от 18.08.2021 № 4182-П, земельный участок, находится в нескольких территориальных зонах: частично зона Ж 2 «зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами» (743,79 кв. м), частично территорий «Леса». Согласно Генеральному плану городского округа Серпухов Московской области, утвержденному Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 №242/28 (ред. от 30.09.2020 №203/25) земельный участок расположен вне утвержденных границ. В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускаете образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.

Решение принято на основании подпункта 3 пункта 13.2.3 вышеуказанного административного регламента (л.д. 12-13, 86-87).

В материалы дела представлена выдержка из Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений, из пункта 135 которого следует, что по заявлению Ларина С.В. согласован «Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги», кадастровый <номер>, общая площадь «744», вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», категория земель – «земли населенных пунктов» (л.д. 92-93).

Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2,3 статьи 39.28 ЗК РФ).

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 6 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном кадастре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества.

Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 указанной статьи.

В силу подпункта 3 пункта 16 данной статьи таким основанием для отказа является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, зарегистрированным в Минюсте России 16 февраля 2015 года N 36018, утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

На основании пункта 4 указанных Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельного участка, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).

В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Исследованием предоставленной заявителем схемы расположения испрашиваемого земельного участка административным ответчиком установлено ее несоответствие Требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.

В соответствии с заключением эксперта от 31.08.2022 № 2/169, проведенной на основании определения суда, выявлено расхождение в значении координат характерной точке (н6) в описании границ вновь образуемого земельного участка площадью 744 кв.м, представленного в «Схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» относительно значения координат одноименной характерной точки (16) земельного участка с кадастровым номером <номер>, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости. Расхождение в значении координат характерных точек (н6) и (16) по «х» составляет 2 см и по «у» - 4 см, что приводит к пересечению границ вновь образуемого земельного участка площадью 744 кв.м и земельного участка с кадастровым номером <номер> по сведениям ЕГРН. Площадь наложения составляет 0,02 кв.м.

Экспертом указано, что при образовании земельного участка общей площадью 744 кв.м определение координат характерных точек осуществляется с использованием сведений о ранее установленных границах смежного земельного участка с К<номер>, и именно поворотная точка н6 (х=388 504,56; у=2 177 880,10) должна совпадать с поворотной точкой 16 (х= 388 504,54; у=2 177 880,14) земельного участка с К<номер>. Площадь испрашиваемого земельного участка сохранится в размере 744 кв.м (743,79 кв.м) и будет находиться в одной территориальной зоне Ж-2 «Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами».

Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется, данное экспертное заключение составлено компетентными лицами, имеющими соответствующую квалификацию, продолжительный стаж экспертной работы, содержит подробное описание исследований, примененных методов и стандартов оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, поэтому суд принимает данное заключение в качестве доказательства по делу.

Таким образом, указанные в решении от 19.05.2022 № Р001-7510920534-58692719 основания для отказа в перераспределении земельного участка подтверждаются выводами судебной экспертизы.

Ссылка административного истца его представителей на сведения Комитета по лесному хозяйству Московской области о том, что земельный участок не пересекается с землями лесного фонда, является не состоятельной, поскольку эти сведения были даны применительно к земельному участку административного истца, а не в отношении присоединяемого или испрашиваемого земельных участков.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

При принятии решения по настоящему делу суд учитывает, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов лица, обратившегося в суд с административным иском. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий административный иск не подлежит удовлетворению.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения от 19.05.2022 № Р001-7510920534-58692719 об отказе в предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности", а соответственно и возложения на административного ответчика обязанности совершить определенные действия при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ларина Сергея Викторовича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 19.05.2022 № Р001-7510920534-58692719 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», возложении обязанности на Администрацию городского округа Серпухов Московской области передать Ларину Сергею Викторовичу земельный участок пл. 58 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Нижние Велеми в собственность за плату - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья М.И. Астахова

Мотивированное решение изготовлено 13.10.2022.