КОПИЯ
№2а-2342//2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2018 года г.Белорецк, РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.В.,
при секретаре Султановой Е.Р.,
с участием административного истца МуХ.ва Х.С., представителя административного истца ФИО1 по доверенности, представителя заинтересованного лица ФИО2 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МуХ.ва Х. С. к Территориальному Управлению Росимущества в Республике Башкортостан о признании решения №... от ... об отказе в согласовании части земельного участка незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
МуХ.в Х.С. обратился в суд с административным иском к Территориальному Управлению Росимущества в Республике Башкортостан о признании решения №... от ... об отказе в согласовании части земельного участка незаконным и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что в ... в целях реализации права на земельный участок, он обратился в отдел Архитектуры по Белорецкому району с заявлением о выдаче схемы согласования на кадастровом плане территории земельного участка ..., с предоставлением выписки из Правил землепользования и застройки СП Абзаковский сельсовет с декларацией о разрешенном виде использования вновь образуемого земельного участка площадью ... кв.м., по фактическому использованию под индивидуальным жилым домом.
К данному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах земельного участка кадастрового номера №.... На схеме в таблице указаны координаты поворотных точек, а также визуальное отображение места расположения испрашиваемого земельного участка, в отношении которого подано заявление.
Письмом №... от ... отдел Архитектуры и градостроительства МР Белорецкий район указал на необходимость согласования в отношении земельного участка с территориальным Управлением Росимущество в РБ, выступающим за собственника Российской Федерации. Кадастровый инженер ИП ФИО3 по заявлению административного истца обратился в территориальное Управление Росимущества в РБ с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка с последующем предоставлением его в аренду.
Территориальное Управление Росимущества в РБ письмом №... от ... отправляя к положению Федерального закона РФ от 27.02.2003 года № 29-ФЗ (абз.3,4 ст.4) и Постановлению Правительства РФ № 264 от 29.04.2006 года сообщило о невозможности принятия решения в предварительном согласовании предоставления части земельного участка, существующей в едином землепользовании полосы отвода железной дороги и находящегося в долгосрочной аренде ОАО «РЖД», с рекомендацией заключения субаренды с ОАО «РЖД».
Административный истец не согласен с выводами административного ответчика, т.к. им принято не обоснованное решение об отказе в предварительном согласовании схемы расположения части земельного участка, поскольку они направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права и подлежащих применению к возникшим правоотношениям:
Основным видом экономической деятельности административной деятельности ответчика является управление имуществом, находящимся в государственной собственности.
Содержание, сформулированное в письме №... от ..., не имеет четко выраженной позиции в применении нормативной правовой базы в отношении землепользования по согласованию и предоставлению части земельного участка, существующего в едином землепользовании полосы отвода железной дороги и находящегося в долгосрочной аренде ОАО «РЖД».
Из сведений Росреестра усматривается, что испрашиваемая часть земельного участка, на котором расположен индивидуальном жилой дом, находится в границах земельного участка с кадастровым номером №..., размежеванный, как земля полосы отвода существующей железной дороги ..., входящий в состав единого пользования земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного в территориальной зоне СП Абзаковского сельсовета МР Белорецкого района РБ, относится к федеральной собственности, сведения о границах которого, были внесены в государственный кадастр недвижимости ....
По сведениям Росреестра земельный участок с кадастровым номером №..., с площадью ... кв.м, находится в собственности Российской Федерации, зарегистрированный ..., предоставленный ЮУЖД ОАО «РЖД» в аренду ...№..., для использования под объекты железнодорожного транспорта.
В Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 года «О порядке пользования земельными участками являющимися федеральной собственностью» на основании решения Верховного Суда РФ от ... № №..., внесены изменения, было указано, что в котором указано, что Постановление Правительства РФ не может изменять порядок, установленный Земельным кодексом РФ, и подменять исключительное право «аренды» на право «субаренды».
Также существует приказ ОАО «РЖД» от ...№... «О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», в котором пунктом «в» определено, что при передаче в субаренду недвижимого имущества, используемого ОАО «РЖД» по договору аренды, решение о совершении этой сделки принимается в соответствии с критериями, компетенцией и порядком, предусмотренными Положением для свершения сделок по передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД», подпункт «в» настоящего пункта не применяется в случае передачи в субаренду земельных участков, предоставленных ОАО «РЖД» в аренду».
Подготовка и согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется тем же органом, который принимает решение о распоряжении этим участком.
Выводы, изложенные в письме ТУ Росимущества в РБ №... от ... в отказе по согласованию схемы расположения земельного участка, не соответствуют Земельному кодексу РФ и соответственно отказ в предварительном согласования предоставления земельного участка является необоснованным.
Утверждение согласования схемы расположения земельного участка является обязанностью государственного органа. При этом согласование схемы не выступает в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, а является лишь первоначальным элементом для дальнейшей процедуры оформления земельно-правовых отношений, не влечет ни изменения, ни ограничения чьих-либо прав.
Необоснованный отказ в согласовании схемы расположения предоставлении земельного участка нарушает права административного истца, учитывая, что: в ... Министерство Путей Сообщения Южноуральской железной дороги, в лице структурного подразделения - 16 дистанции пути ЮУЖД МПС России выделило МуХ.ву Х.С. как работнику путей сообщения, земельный участок для строительства жилого дома, что соответствовало положениям о землях транспорта, действующим в ....
Характеристики объектов были внесены в похозяйственную книгу Абзаковского сельсовета Белорецкого района РБ, с присвоением адреса: .... Отсутствие регистрации права постоянного (бессрочного) пользования не является основанием для отказа в согласовании схемы.
Интересы административного истца, его информированность при межевании в ... полосы отвода железной дороги, учтены не были, несмотря на то, что жилой дом существует на местности в пределах населенного пункта с ....
Просит признать незаконным решение Территориального Управления в РБ, оформленное письмом №... от ... об отказе в согласовании части земельного участка площадью ... кв.м., в полосе отвода железной дороги кадастровый номер №..., расположенный по адресу: ... обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, возобновить работу по рассмотрению заявления по согласованию схемы расположения земельного участка, с последующим предоставлением в аренду сформированного земельного участка, общей площадью ... кв.м., находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером №..., входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №..., расположенного в территориальной зоне СП Абзаковского сельсовета МР Белорецкого района РБ по адресу: ...
Определением судьи от ... к участию в дело в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Белорецкому району и г.Белорецк, Управление Росреестра по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ОАО РЖД.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ.
В судебном заседании административный истец МуХ.в Х.С. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, суду пояснил, что в ... земельный участок ему выделяло РЖД, он написал заявление о выделении земельного участка. Впоследствии правовые документы на земельный участок и дом им не оформлялись, начальник РЖД должен был рассмотреть его заявление. Оформлением документов на земельный участок должен был заниматься инженер дистанции пути. Дом был построен в ..., он обращался в дистанцию пути по поводу оформления документов, но ничего не узаконил, главный инженер стал инженером по полосе отвода. Границы земельного участка с ним не согласовывались. В ... и в ... он повторно писал заявления, но ему отказали, в архитектуру обращался в этом году, дело с места не двигается. Он строил дом сам до выделения ему земельного участка, сделал сруб, ему в устной форме дали разрешение на его строительство, в ... он уже въехал в построенный дом. Договор субаренды с ним не заключался. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, суду пояснила, что схема земельного участка и акт согласования являются неотъемлемой частью межевого плана, спорный земельный участок находится рядом с железной дорогой и является собственностью Российской Федерации. Из договора аренды, представленного по запросу суда, следует, что спорный земельный участок может быть передан в аренду про согласованию с арендодателем, которым является Российская Федерация. Росимущество им отказал в согласовании схемы земельного участка, сославшись, что он находится в полосе отвода. Нахождение земельного участка на полосе отвода ими не оспаривается. На представленных фотографиях указано, что имеется выемка от однопутного земельного полотна. При оформлении земельного участка кадастровая палата должна была учесть удаленность дома от железной дороги, перед домом имеется лес, жилой дом расположен на расстоянии ... м. Когда ФИО4 выделялся земельный участок у РЖД на это были полномочия, земельный участок был выделен в полосе отвода. В конце года было принято новое постановление, необходимо было согласование схемы земельного участка. Архитектура разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не дала, мотивировав тем, что необходимо согласовать границы земельного участка с Росимуществом. Просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется почтовое уведомление о вручении судебной повестки. В возражении на исковое заявление, представленное на предыдущее судебное заседание указал, что считает административное исковое заявление не обоснованным, поскольку спорный земельный участок находится в аренде у ЮУЖД ОАО «Российские железные дороги», имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации объектов ж/д транспорта, размежеван как земля полосы отвода существующей железной дороги .... Спорный земельный участок в соответствии с п.п.7 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте, размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией. Порядок и условия пользования земельным участком, являющимся федеральной собственностью и предоставленный ЮУЖД ОАО «РЖД» определен Постановлением Правительства РФ №264 от 29.04.2006 года, право передачи земельного участка в субаренду принадлежит арендатору ЮУЖД ОАО «РЖД», в связи с чем согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Территориального управления не представляется возможным. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного соответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом, представители заинтересованных лиц Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Белорецкому району и г.Белорецк, Управление Росреестра по Республике Башкортостан, ОАО «Российские железные дороги»в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица отдела Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктами 3 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из буквального толкования приведенных норм Земельного кодекса РФ не следует прямая обязанность соответствующего органасовершать действия по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, если испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером №..., находится в собственности Российской Федерации, расположен в полосе отвода железной дороги и передан в аренду ОАО «Российские железные дороги».
Земельный участок с кадастровым номером №..., схему согласования которого просит утвердить административный истец, размежеван как земля полосы отвода существующей железной дороги ... и входит в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного в территориальной зоне сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, который находится в федеральной собственности.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство имущественных отношений Российской Федерации упразднено, правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Министерства имущественных отношений Российской Федерации переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, которое впоследствии Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
По смыслу вышеприведенных норм закона действия по формированию земельного участка, в том числе подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. Следовательно, подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется тем же органом, который принимает решение о распоряжении этим участком.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что государственным органом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельного участка, находящегося в федеральной собственности, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных управлений.
Письмом Территориального Управления Росимущества в Республике Башкортостан №... от ... административному истцу отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ТУ Росимущества в РБ по мотиву того, что на земельный участок с кадастровым номером №... зарегистрировано право собственности Российской Федерации и аренда за ОАО «РЖД», данный земельный участок ограничен в обороте, предоставление земельных участок, предоставленных АО «РЖД», возможно путем заключения договора субаренды на часть земельного участка полосы отвода железной дороги, в связи с чем согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ТУ Росимушества в РБ не представляется возможным, рекомендовано по всем вопросам, возникающим в части оформления прав на земельный участок обращаться к собственнику объекта недвижимости, расположенного на земельном участке полосы отвода, в Башкирский регион Куйбышевской железной дороги.
Схема расположения земельного участка необходима истцу для реализации права на земельный участок, на котором он возвел жилой дом, а потому в настоящем случае затрагивается вопрос о формировании (определении границ) нового земельного участка путем его выделения из существующих земельных участков или их разделов, которые на момент подачи истцом соответствующего заявления уже поставлены на кадастровый учет.
Таким образом, при выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимо учитывать нормы земельного законодательства, регулирующие особенности формирования (образования) нового земельного участка в случае, если он находится в составе уже сформированного земельного участка.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п.2 ст.87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения. Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Согласно пункту 2 статьи 90 этого же Кодекса в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Закона земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержали статьи 2 и 5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», а также статья 5 Закона СССР от 15 апреля 1991 г. № 2104-1 «О железнодорожном транспорте».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» имуществом федерального железнодорожного транспорта являются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единым хозяйствующим субъектом является открытое акционерное общество «Российские железные дороги», создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 2 статьи 3 данного Закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Согласно пункту 3.1 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 (далее - Правил), земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Пунктом 4 Правил установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 5 Правил размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц (далее - Положение), для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны: соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений.
Согласно пункту 12 Положения свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном этим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
В соответствии с пунктом 16 Положения временными пользователями в пределах полосы отвода не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.
Подпункт 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ устанавливает, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
При этом п. 3 данной статьи прямо указывает, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Такие ограничения закреплены в абзаце 4 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в соответствии с которым порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, регламентируется Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 года № 264.
В соответствии с п.4 указанных Правил договор аренды земельного участка должен содержать положения, предусматривающие, в частности, право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче; обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности №... от ..., следует, что территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по РБ (арендодатель) предоставлен ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером №..., срок аренды установлен с ... по ..., категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, … и иного назначения, разрешенное использование земельного участка: для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, общая площадь земельного участка указана ... кв.м. На участке имеется сооружение – комплекс Магнитогорской дистанции пути (..., право на объекты недвижимости подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №....
Согласно п.6.3.3. вышеуказанного договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, арендатор имеет право по согласованию с арендодателем сдавать участок в субаренду.
Согласно п.6.4.4 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а также способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
... Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РБ было принято распоряжение №... «О заключении Соглашения о внесении изменений в Договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ...№...».
Из Соглашения от ... к договору аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного АО «Российские железные дороги», являющегося неотъемлемой частью договора аренды земельного участка от ...№..., следует, что в связи с изменениями действующего законодательства между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РБ (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) был заключен Договор аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО «РЖД» №... от ....
По условиям указанного договора арендодатель предоставил в аренду, а арендатор принял в аренду являющийся федеральной собственностью земельный участок (единое землепользование) из категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи … и земли иного специального назначения, кадастровый №..., разрешенное использование: для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, описание земельного участка: в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемого к договору и являющегося его неотъемлемой частью. Договор заключен сроком до 49 лет, условия договора применяются к отношениям арендодателя и арендатора с ... по ....
В соответствии с п.4.3.2 договора №... от ... арендатор имеет право передать участок (часть участка) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего Договора без согласия его собственника, при условии уведомления Арендодателя.
Согласно п.... указанного договора арендатор обязан по заявлению собственника имущества, расположенного на участке здания, строения, сооружения осуществить формирование земельного участка в новых границах путем выделения заявленной части занятой объектами собственности, для последующего оформления права пользования земельным участком в Территориальном Управлении Росимущества по РБ.
Согласно п.... названного договора арендатор обязан передать часть участка в субаренду собственникам расположенных на участке зданий, строений. Сооружений по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем срок действия договора и за плату, определенную по результатам по результатам Акта оценки независимого оценщика, прошедшего конкурсный отбор в ТУ Росимущества по РБ, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
Дополнительным соглашением №... от ... были внесены изменения в договор аренды земельного участка №... от ..., в частности, общая площадь земельного участка, указанного в п.1.5 договора отражена как ... кв.м., пункт ... изложен в редакции, устанавливающей обязанность арендатора передавать часть участка в субаренду обладателям вещных прав на расположенные на участке объекты недвижимости – здания, строения, сооружения – для их эксплуатации, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора и за плату, размер которой не превышает размера арендной платы по договору, рассчитанного пропорционально размеру передаваемой в субаренду части участка.
Договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, сторонами договора не расторгнут, в установленном порядке недействительным не признан, а потому действие положений договора о праве арендатора сдавать участок в субаренду при условии уведомления арендодателя сохраняет свою силу.
В силу ч. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Из материалов дела следует, что административный истец не обладает правом собственности или иным вещным правом на возведенное им на спорном земельном участке строение, поскольку данный жилой дом возведен им на земельном участке, не отведенном для этих целей без получения на это необходимых разрешений.
Так, ...МуХ.в Х.С. обратился к председателю земельного комитета с заявлением о выделении участка земли для строительства жилого дома в полосе отвода по ..., которое было согласовано ... с главным инженером ПЧ16 ЮУжд.
При этом какое-либо постановление, приказ, распоряжение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка истцу не выносилось, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в установленном порядке не регистрировалось.
Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ..., подписанной самим административным истцом как Главой администрации СП Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, земельный участок по адресу: ..., предоставлен МуХ.ву Х.С. о чем в похозяйственной книге №..., лиц. сч.№..., за ... гг., сделана запись ....
Согласно выписки из похозяйственной книги от ...№..., подписанной самим административным истцом как Главой администрации СП Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, жилой дом по адресу: ..., расположен на земельном участке площадью 1628 кв.м., вид права не зарегистрирован, справка выдана на основании записей в похозяйственной книге №..., лиц. сч.№..., за ... гг.
Таким образом, указанные записи в похозяйственную книгу были внесены в период, когда спорный земельный участок уже находился в государственной собственности.
Из технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: ..., следует, что данный объект возведен в ..., сведения о правообладателях отсутствуют.
Из реестрового дела на земельный участок, расположенный по адресу: ... предоставленного по запросу суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», следует, что МуХ.в Х.С. значится землепользователем земельного участка в ..., кадастровый номер №..., вид права на землю и документ на пользование землей не указаны.
Из письма отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №... от ... следует, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ..., не выдавалось, землеустроительные дела на данный земельный участок отсутствуют.
Из писем Управления Росреестра по РБ от ...№... и от ...№... следует, что сведения о принадлежности индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ..., отсутствуют.
Из письма отдела Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №... от ... следует, что МуХ.ву Х.С. отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного по адресу: ..., поскольку истцом не предоставлен полный пакет документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; объект и земельный участок с кадастровым номером №... находится в полосе отвода железной дороги с установленной санитарно-защитной зоной ... м. Для размещения объектов в полосе отвода необходимо согласование с территориальным управлением Росимущества по РБ, выступающим за собственника Российской Федерации.
Таким образом, административный истец не является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, разрешительная документация на возведение жилого дома у истца отсутствует. Как пояснил в судебном заседании сам МуХ.в Х.С. после получения в ... земельного участка он оформлением правовых документов на дом и земельный участок не занимался, ничего не узаконил, считая, что это была обязанность инженера дистанции пути.
Целью согласования схемы расположения земельного участка является реализация административным истцом права на земельный участок, о чем указано самим МуХ.вым Х.С. в административном иске.
Спорный земельный участок имеет разрешенное использование для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта и в установленном законом порядке не отведен для целей строительства жилых домов.
Из ранее изложенных норм Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611, Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц, Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 года № 264, во взаимосвязи с положениями договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности №000156 от 31.03.2005 года, следует, что для реализации своего права на занимаемый им земельный участок административному истцу надлежало оформить спорный участок в субаренду, а также возводить на нем какие-либо объекты недвижимости по согласованию с собственником земельного участка и его арендатором.
Из справки согласования схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: ... без номера и даты, усматривается, что расположение испрашиваемого МуХ.вым Х.С. земельного участка, площадью ... кв.м., расположенного на кадастровом плане территории №..., не согласовано с ОАО «РЖД» Южно-уральская железная дорога.
Основным смыслом абзаца 6 пункта 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 года № 264, является заключение ОАО «РЖД» договора субаренды на определенных условиях, но не установление обязанности ОАО «РЖД» по заключению договора субаренды с третьими лицами.
Из письма филиала ОАО «РЖД» от ... исх. №.../юур следует, что земельный участок, расположенный в полосе отвода железной дороги по адресу: РБ, ..., д.Касмакты, ..., не передавался в пользование третьим лицам по договору субаренды.
Также в указанном письме филиала ОАО «РЖД» указано, что на основании решения Дорожной комиссии по распоряжению арендованными земельными участками Южно-Уральской железной дороги МуХ.ву Х.С. в 2017 году было отказано в предоставлении в субаренду части земельного участка полосы отвода железнодорожного транспорта по адресу: РБ, ..., площадью 1628 кв.м., причиной данного отказа явилось строительство жилого дома на земельном участке, на котором не допускается размещение жилых домов.
Из письма филиала ОАО «РЖД» Южно-Уральская железная дорога от ...№... следует, что заявление МуХ.ва Х.С. о предоставлении в субаренду земельного участка из единого землепользования, расположенного в границах полосы отвода ОАО «РЖД», с кадастровым номером №..., по адресу: ..., площадью ... кв.м. рассмотрено на заседании комиссии по распоряжению арендованными земельными участками (протокол от ...).
Комиссией принято решение отказать истцу в предоставлении земельного участка для размещения жилого дома, в связи с нахождением его в полосе отвода железной дороги, и строительства без получения предварительного разрешения ОАО «РЖД» и собственника земельного участка Росимущества РФ. С учетом принятого решения МуХ.ву Х.С. предложено добровольно в разумный срок осуществить снос незаконно построенного жилого дома за счет собственных средств.
Указанное решение комиссии в установленном порядке не отменялось.
На момент рассмотрения административным ответчиком заявления истца о согласовании схемы расположения земельного участка не имелось каких-либо договоров в отношении данного земельного участка у МуХ.ва Х.С. ни с собственником земельного участка – Российской Федерацией в лице Территориального Управления Росимущества в Республике Башкортостан, ни с арендатором ОАО «Российские железные дороги».
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Закон предусматривает возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган.
Отметка главного инженера ПЧ16 ЮУжд на заявлении МуХ.ва Х.С. от ... о том, что согласовано выделение участка земли в полосе отвода железной дороги по ... для строительства жилого дома и представленные административным истцом фотографии, на которых сделаны пометки о расположении жилого дома относительно железнодорожного полотна, не свидетельствует о смене разрешенного использования земельного участка, поскольку порядок изменения разрешенного использования земельного участка установлен Градостроительным кодексом РФ и разрешенный вид использования земельного участка не мог быть изменен без соблюдения установленной законом административной процедуры изменения разрешенного использования земельного участка.
Часть земельного участка, относящаяся к федеральной собственности, находящаяся в аренде у владельца железной дороги ОАО «РЖД» и расположенная в полосе отвода железной дороги, занята и используется истцом в отсутствие надлежаще оформленных правовых документов, находящаяся на этой части земельного участка постройка истца возведена без требуемых разрешений и согласований, с нарушением целевого использования земельного участка, без согласия как собственника, так и арендатора земельного участка, с нарушением разрешенного целевого использования земельного участка, а также специальных правил использования полосы отвода железной дороги.
Документов о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, суду административный истец не представил, в связи с этим, а также на основании вышеприведенных норм земельного законодательства РФ, суд считает, что у административного ответчика отсутствовало право утвердить схему расположения земельного участка, представленную истцом.
Доводы истца о том, что при межевании в 2012 году полосы отвода железной дороги, его интересы учтены не были, несмотря на то, что жилой дом существует на местности в пределах населенного пункта с 1999 года, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанное строение было возведено истцом без разрешительной документации, договор аренды (субаренды) не заключался, а потому на момент проведения межевания он не был законным владельцем земельного участка.
В силу положений ч. 9 ст. 226 и ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, ввиду того, что спорный участок в субаренду ФИО4 не оформлен, возведение объекта недвижимости не было согласовано с собственником земельного участка и при его строении не был учтен разрешенный вид использования земельного участка, следовательно, Территориальным Управлением Росимущества в Республике Башкортостан законно и обоснованно принято решение об отказе в согласовании части земельного участка, а потому заявленные истцом требования о признании оспариваемого решения незаконным не подлежат удовлетворению.
Поскольку в удовлетворении требований о признании решения №... от ... об отказе в согласовании части земельного участка незаконным истцу отказано, требования об обязании устранить допущенные нарушения не подлежат удовлетворению как производные от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.
Кроме того, требование об обязании административного ответчика рассмотреть заявление по согласованию схемы расположения земельного участка, с последующим предоставлением в аренду сформированного земельного участка, не может быть удовлетворено судом и ввиду того, что предметом спора является отказ административного ответчика в согласовании части земельного участка, тогда как истец с требованием о предоставлении спорного земельного участка в аренду непосредственно к административному ответчику не обращался, какое-либо решение по вопросу предоставления в аренду земельного участка административным ответчиком не принималось.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление МуХ.ва Х. С. к Территориальному Управлению Росимущества в Республике Башкортостан о признании решения №... от ... об отказе в согласовании части земельного участка незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено ....
Председательствующий судья: (подпись) С.В. Бондаренко