№2а-2342/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2020 года
Центральный районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,
при секретаре Бороевой А.А.,
с участием представителей административного истца ФИО2, действующего на основании прав по должности, ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Региональной общественной организации «Федерация плавания Забайкальского края» к Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края о признании приказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация «Федерация плавания Забайкальского края» обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее: приказом Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ организация аккредитована и наделена статусом региональной спортивной федерации по виду спорта «плавание» сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на то, что положениям Приказа Министерства спорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность обращения в орган аккредитации региональной спортивной организации не ранее чем за 4 месяца до дня окончания срока действия государственной спортивной организации по соответствующему виду спорта, указывая, что ответчиком истцу предоставлена аккредитация на срок, не позволяющий осуществить права и обязанности региональной спортивной организации, поскольку предоставленный срок аккредитации ставит под сомнение возможность повторного получения аккредитации, кроме того, влечет значительные затраты, связанные с оформлением документов, что нарушает права и законные интересы истца, просит признать приказ Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока аккредитации до ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В судебном заседании представители административного истца ФИО2 и ФИО4 поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить. Указали на надлежащее исполнение организацией своих функций, направленных на развитие спортивного плавания в Забайкальском крае, высоко отмеченное Всероссийской федерацией плавания, выразившей намерение осуществлять дальнейшее взаимодействие; указали на практику предоставления аккредитации на срок не менее 2-х лет. Считают установление срока аккредитации организации на 3 месяца обусловленным имевшим место между сторонами конфликтов, направленным на получение аккредитации созданной альтернативной организацией – Забайкальской общественной спортивной организацией «Спортивная федерация плавания «Забайкалье». Считают у истца обязанность по заключению соглашений о сотрудничестве отсутствующей, указав на осуществление Организацией сотрудничества с иными субъектами, развивающими плавание в Забайкальском крае, посредством организации совместной деятельности, в частности, проведения соревнований, подготовки сборной команды Забайкальского края.
Представитель ответчика ФИО3 против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на вынесение оспариваемого решения в рамках осуществления полномочий. Указал на отсутствие в Порядке № указания на минимальный срок аккредитации.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Положениями Федерального закона от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте» закреплены полномочия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.
Согласно ст. 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
В соответствии с пунктом 2.1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) государственная аккредитация региональных спортивных федераций относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом на территории Забайкальского края является Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края.
Согласно пункту 3.7.1 Административного регламента Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края по предоставлению государственной услуги «Государственная аккредитация региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной ФИО1 для наделения их статусом региональных спортивных федераций», утвержденному приказом Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ для рассмотрения вопросов государственной аккредитации общественной организации, приостановления, возобновления, прекращения действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации, включая анализ заявления, сведений и документов, представленных в соответствии с пунктом 2.6, Минспортом создается Комиссия по государственной аккредитации (далее - Комиссия).
Решение, принятое на заседании Комиссии, оформляется протоколом и подписывается председателем и ответственным секретарем Комиссии органа по аккредитации и носит рекомендательный характер (п. 3.7.7 Административного регламента).
Решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации общественной организации принимается руководителем Министерства не позднее 2 месяцев со дня истечения срока подачи общественной организацией (установленного пунктом 3.1.3 регламента) заявления, сведений и документов, предусмотренных пунктом 2.6 регламента; оформляется приказом Министерства (3.4.1 Регламента).
Статьей 13 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что по одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. При наличии общероссийской спортивной федерации по соответствующим виду или видам спорта региональная общественная организация, аккредитованная в качестве региональной спортивной федерации по этим же видам спорта, должна быть членом такой общероссийской спортивной федерации. Порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций (далее - порядок проведения государственной аккредитации региональных спортивных федераций) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная аккредитация региональных спортивных федераций осуществляется на срок не более чем четыре года в соответствии с порядком проведения государственной аккредитации региональных спортивных федераций и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта. Для получения государственной аккредитации и приобретения статуса региональной спортивной федерации региональная общественная организация или структурное подразделение (региональное отделение) общероссийской спортивной федерации представляет документы, перечень и срок подачи которых определяются в соответствии с порядком проведения государственной аккредитации региональных спортивных федераций. Документ о государственной аккредитации, подтверждающий наличие статуса региональной спортивной федерации, выдается региональной общественной организации или структурному подразделению (региональному отделению) общероссийской спортивной федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Форма указанного документа утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Статус региональной спортивной федерации считается приобретенным со дня государственной аккредитации региональной общественной организации или структурного подразделения (регионального отделения) общероссийской спортивной федерации в качестве региональной спортивной федерации (ч.ч. 5-7).
Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций установлен в приказе Министерства спорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу п.12 Порядка Государственная аккредитация региональных спортивных федераций осуществляется на срок не более чем четыре года, рассмотрение заявления об аккредитации осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 3-4 Порядка.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Региональная общественная организация «Федерация плавания Забайкальского края» обратилась в Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края с заявлением о государственной аккредитации по виду спорта «плавание».
ДД.ММ.ГГГГ направленные документы возвращены заявителю для приведения в соответствие с требованиями, после устранения недостатков поступили ДД.ММ.ГГГГ.
Решением комиссии по государственной аккредитации региональных спортивных федераций Забайкальского края, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, Министерству рекомендовано аккредитовать РОО «Федерация плавания Забайкальского края» по виду «плавание» сроком на 3 месяца с выполнением требований: организовать собрание всех заинтересованных в развитии плавания в Забайкальском крае с приглашением представителей Министерства в январе 2020 года; разработать, подписать и направить в Министерство «Соглашение о сотрудничестве» со всеми муниципальными учреждениями, развивающими плавание в Забайкальском крае до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министра физической культуры и спорта Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ организация аккредитована и наделена статусом региональной спортивной федерации по виду спорта «плавание» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение об аккредитации организации принято должностным лицом в пределах компетенции, с учетом рекомендаций, данных комиссией по государственной аккредитации региональных спортивных федераций Забайкальского края.
Довод административного истца о незаконном возложении на него обязанности по заключению соглашений о сотрудничестве с иными субъектами, заинтересованными в развитии спортивного плавания в Забайкальском крае, не может быть принят во внимание судом, поскольку п.1 ч.2 ст. 16.1 Федерального закона от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте» на региональные спортивные федерации прямо возложена обязанность обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в субъекте Российской Федерации в соответствии с программами развития соответствующих видов спорта в субъекте Российской Федерации во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта.
Конкретизация форм такого взаимодействия о нарушении прав административного истца не свидетельствует.
Представленные в материалы дела соглашения о сотрудничестве заключены административным истцом после вынесения оспариваемого решения, в 2020 году, в связи с чем на вывод суда о правомерности принятого решения повлиять не могут.
Суд также не может согласиться с доводом РОО «Федерация плавания Забайкальского края» о нарушении его прав и законных интересов установлением срока аккредитации на 3 месяца, поскольку пунктом 12 Порядка государственной аккредитации региональных спортивных федераций, с которым согласуется пункт 3.4.3 Административного регламента Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края по предоставлению государственной услуги «Государственная аккредитация региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций», минимальный срок такой аккредитации не установлен.
Задачами административного судопроизводства согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Исходя из изложенного, суд рассматривает административные дела с целью защиты нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Подменять компетенцию иных органов, в частности компетенцию ответчика по установлению срока аккредитации, суд не вправе.
Суд также принимает во внимание, что административный истец не лишен права обратиться с заявлением о получении аккредитации на иной срок после окончания срока действия государственной аккредитации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение о государственной аккредитации принято ответчиком в рамках полномочий, по представленным документам, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2020
Судья Ю.В. Еремеева