ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2343/18 от 26.12.2018 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2а-2343/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пенза «26» декабря 2018 года

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Титовой Н.С.,

при секретаре Кузнецовой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Пензы о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, -

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г.Пензы о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным.

В обоснование заявленных требований представитель истца по доверенности С.А.Е. в иске указал, что на основании договора купли-продажи от 1999 года (свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2014) ФИО1 является собственником жилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>.

30 июля 2018 года ФИО1 направила в администрацию города заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. К данному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового . На схеме в таблице указаны координаты поворотных точек, а также имеется визуальное отображение места расположения испрашиваемого земельного участка, в отношении которого подано заявление.

Официальным ответом от 22.08.2018 администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка истице отказала, указав на недочеты.

03 сентября 2018 года истица вновь направила в администрацию заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с исправленными замечаниями с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового и указанием координат поворотных точек, а также визуальным отображением места расположения испрашиваемого земельного участка, в отношении которого подано заявление.

Официальным ответом от 02.10.18 ответчик повторно отказал ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав на существующие нарушения.

Считает, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, так как два ответа администрации помимо нарушения конституционных прав истицы на владение, пользование и распоряжение личным имуществом также частично противоречат друг другу, тем самым вводя ФИО1 в заблуждение.

Подтверждение (графическое либо по каталогу координат) пересечение предлагаемой границы земельного участка с «красными линиями» автодороги по <адрес> в ответах отсутствует, в связи с чем не представляется возможным достоверно установить указанное нарушение.

В своем заявлении истица в целях образования земельного участка дала согласие на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка на КПТ, что дает администрации право самостоятельно изменить границу для устранения пересечения с «красными линиями» дороги, если таковые в действительности имеются. Тем самым отказ в данной части, в том числе со ссылкой на несоответствие схемы утвержденному проекту планировки территории, является незаконным.

Администрации вводит в заблуждение в части возможности подготовки документации по планировке территории за счет физического лица (письмо от 06.10.2017 с расчетом стоимости работ по разработке ПМТ), так как сама же письмом от 09.11.2018 указывает о невозможности формирования земельного участка посредством разработки проекта межевания территории с разрешенным использованием «МКД (2-5 этажей)».

Незаконна мотивировка отказа и по основанию отсутствия зарегистрированных прав на жилой дом с кадастровым во взаимосвязи со ссылкой на указание его расположения в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД, что регулируется нормами проекта межевания территории, тем более что указанный проект до настоящего времени не разработан и не утвержден, о чем администрация сама и указывает. Предполагаемый нормативный документ юридической силы не имеет, ссылаться на несуществующие нормы невозможно. Тем более, судебным решением от 25.07.2018 установлено, что указанный жилой дом не является МКД.

Согласно данным карты градостроительного (функционального) зонирования, входящий в состав генерального плана испрашиваемый земельный участок с домом находится в зоне малоэтажной жилой застройки 1-3 этажа (Ж-1), где строительство МКД запрещено изначально, что подтверждает необоснованность мотивации в части того, что испрашиваемый земельный участок находится между МКД (публичные кадастровые сведения опровергают сведения, содержащиеся в ответе администрации).

Незаконна мотивировка и в части указания на вклинивание и изломанность границ, так как в письме Министерства экономического развития от 13.06.2013 N Д23и-1564 указано, что в отношении установленного п.6 ст.11.9 ЗК РФ требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы необходимо отметить, что действующее законодательство не раскрывает указанных понятий. При этом администрация не указано, где именно существует вклинивание и изломанность границ, что делает невозможным устранение данного недостатка. Более того, указанная мотивировка противоречит требованиям ст.22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N218-ФЗ, согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка администрация фактически ссылается и на генеральный план города, и на карту функционального зонирования, входящую в состав генерального плана. Генеральный план является документом территориального планирования и не устанавливает территориальные зоны и виды разрешенного использования (п.п.2,5 ст.1, п.п.11,12 ст.9, ст.ст.18, 23 ГрК РФ).

Кроме этого, в письме администрации без приведения ссылки на Правила землепользования и застройки и без указания к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, сделан вывод о том, что градостроительные регламенты, установленные для данной территориальной зоны, не позволяют формировать на ней земельный участок с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное использование».

Таким образом, отказ ответчика является необоснованным, поскольку он не имеет ссылку на Правила землепользования и застройки г.Пензы и не содержит информации о территориальной зоне, к которой относится рассматриваемый земельный участок.

Сравнение схемы расположения земельного участка с картой функционального зонирования свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок относится к зоне жилой застройки. При этом испрашиваемый земельный участок не пересекается и не накладывается на «красные линии».

На основании изложенного просит признать незаконным отказ администрации г.Пензы от 02.10.2018 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать ответчика устранить допущенные нарушения, согласовав предоставление земельного участка и утвердив cxeму расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

Представитель истца С.А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить, пояснив по обстоятельствам, изложенным в иске.

В судебном заседании представители ответчика администрации г.Пензы Г.А.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив по обстоятельствам, изложенным в возражениях на иск.

Допрошенная в качестве свидетеля М.И.В. - главный специалист отдела по формированию земельных участков отдела градостроительства и архитектуры администрации г.Пензы суду пояснила, что ФИО1 обращалась в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка. Она готовила проект ответа на заявление истицы от 02.10.2018. При размещении схемы земельного участка истицы в специальную программу Урбаникс, ею было установлено, что испрашиваемый земельный участок частично выходит за утвержденную проектом планировки территории, ограниченной <адрес>, границей города, красную линию, т.е. на территорию общего пользования. Поскольку земельный участок относится к землям населенных пунктов, входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного в том числе, многоквартирными жилыми домами, в непосредственной близости с многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес>, образование испрашиваемого земельного участка в силу пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ должно осуществляться только в соответствии с проектом межевания территории, а не через утверждение схемы расположения земельного участка, как обратилась ФИО1 Кроме того, из схемы расположения земельного участка, представленной истицей к заявлению, следует, что образуемый земельный участок имеет изломанные границы, что противоречит требованиям ст.11.9 ЗК РФ. Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа истице в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п.2 ст.11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Пунктом 1.3 ст.33 Устава г.Пензы, принятого Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 года, предусмотрено, что к компетенции администрации г.Пензы относится, в том числе, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица ФИО1 является собственником <адрес> индивидуального жилого <адрес>, расположенного на <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.04.2014. (л.д.7)

03 сентября 2018 года истица обратилась в администрацию г.Пензы с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для размещения индивидуального жилого дома.

Письмом от 02.10.2018 года администрация г.Пензы в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для размещения индивидуального жилого дома истице отказала, указав, что она обратилась с заявление как собственник жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Согласно выписке из ЕГРН ей принадлежит квартира в этом доме, какое-либо право на жилой дом по <адрес> не зарегистрировано, что исключает возможность принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ. Администрацией г.Пензы принято постановление от 01.07.2015 №987 «О подготовке проекта межевания территории, ограниченной <адрес>, границей города», который до настоящего времени не разработан и не утвержден. Жилой дом по <адрес> располагается в границах указанной территории. Также постановлением администрации г.Пензы от 07.08.2013 №865 утвержден проект планировки территории, ограниченной <адрес>, границей города. В рамках данного проекта утвержден чертеж красных линий, которые обозначают существующие или планируемые границы территорий общего пользования. Испрашиваемый земельный участок частично располагается в красных линиях автодороги по <адрес> того, формируемый земельный участок имеет такие недостатки, как вклинивание и изломанность границ, что не соответствует предъявляемым к образуемым земельным участкам требованиям, предусмотренным ст.11.9 Земельного кодекса РФ. (л.д.25)

Статьями 39.14, 39.15 ЗК РФ предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов).

В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно положениям ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).

В соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.

В соответствии пп.5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Подпунктом 1 п.1 ст.11.3 ЗК РФ установлено, что одним из документов, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ образование земельного участка, расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Судом также установлено, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок площадью 1 307 кв.м., расположенный в кадастровом относится к землям населенных пунктов, входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного в том числе, многоквартирными жилыми домами, в непосредственной близости с многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес>. В этой связи образование испрашиваемого земельного участка должно осуществляться исключительно в соответствии с проектом межевания территории, поэтому вывод администрации о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствует требованиям пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, является законным и обоснованным.

Из пояснений представителя ответчика следует, что постановлением администрации г.Пензы от 01.07.2015 №987 принято решение о подготовке проекта межевания территории, ограниченной <адрес>, границей города. В настоящее время проект межевания данной территории находится на стадии разработки.

Между тем, отсутствие разработанного и утвержденного проекта межевания территории не свидетельствует о наличии правовых оснований для образования земельного участка, входящего в границы элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, через утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Частью 12 ст.85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, но не подлежат приватизации.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п.12 ст.1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч.1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии.

Согласно ч.6 ст.43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п.2 ч.2 этой статьи.

Согласно п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Границы территорий общего пользования, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений ст.15 и п.12 ст.85 ЗК РФ устанавливаются в документации по планировке территории, в частности, проектах планировки территорий и кварталов.

Пунктом 6 ст.11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Материалами дела подтверждается, что постановлением администрации г.Пензы от 07.08.2013 утвержден проект планировки территории, ограниченной <адрес>, границей города, в составе которого утверждены красные линии, в том числе по <адрес>. По запросу суда Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Пензы представлены координаты красных линий в районе <адрес>.

Как следует из представленного ответчиком фрагмента дежурной карты города Пензы (л.д.68) при сопоставлении её со схемой земельного участка, на который претендует истица, образуемый земельный участок частично располагается за красными линиями, т.е. на территории общего пользования.

Расположение части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования в силу прямого указания закона, запрещающего приватизацию земельных участков общего пользования, является достаточным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для размещения индивидуального жилого дома.

Таким образом, поскольку часть испрашиваемого земельного участка относится к землям общего пользования, и предоставление его в собственность не допускается, правовые основания для дачи положительного ответа на заявление истицы, а также утверждения схемы расположения земельного участка в предлагаемых истцами границах у администрации отсутствовали.

При разрешении заявленных требований суд также учитывает, что из схемы расположения земельного участка, представленной истицей ответчику на утверждение, следует, что образуемый земельный участок имеет изломанные границы, в связи с чем, администрация, отказывая в удовлетворении заявления истицы, обоснованно, в том числе, указала и на нарушение установленных ст.11.9 ЗК РФ требований, предъявляемым к образуемым земельным участкам.

Также суд находит обоснованной ссылку ответчика на отсутствие у ФИО1 права собственности на жилой дом по <адрес>, поскольку согласно выписке из ЕГРН ей на праве собственности принадлежит квартира в этом доме, в то время, как с заявлением в администрацию она обратилась как собственник всего жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

В соответствии с п.17 ст.39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Оспариваемое решение администрации г.Пензы содержит основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для размещения индивидуального жилого дома со ссылкой на нормы права.

Указание ФИО1 в заявлении о согласии на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка на КПТ, вопреки доводам истицы и её представителя, не дает администрации права изменить границу и тем самым самостоятельно по своему усмотрению образовать земельный участок.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что отказ органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка является законным и обоснованным, принятым уполномоченным органом. Нарушение действующего законодательства при даче ответа истице на её заявление, а также нарушение прав истицы действиями ответчика судом при рассмотрении данного дела не установлено, в связи с чем находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Правовые основания для предварительного согласования предоставления истице земельного участка у ответчика отсутствовали.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд -

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации г.Пензы о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено «09» января 2019 года.

Судья - Титова Н.С.