63RS0039-01-2021-002748-30 № 2а-2343/2021 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 16 июня 2021 года г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2343/2021 по административному исковому заявлению УФСИН России по Самарской области к ГУ МЧС России по Самарской области об оспаривании решения и возложении обязанности, установил: УФСИН России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Самарской области о признании незаконным решения о внесении в государственный статистический учет данных о случае горения. В обоснование заявления указано, что 16.03.2021 в УФСИН России по Самарской области поступило письмо за подписью начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области, содержащий информацию о том, что пожар, произошедший 04.03.2021 в сушильном помещении режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, подлежит государственному статистическому учету как пожар в соответствии с п. 13, п. 14 приказа МЧС России от 21.11.2008 № 714. С решением по внесению в государственный статистический учет данных о случае горения заявитель не согласен. 04.03.2021 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области пожар произошел в сушильном помещении режимного корпуса № 1, наибольшие термические повреждения согласно постановлению от 12.03.2021 № 60 об отказе в возбуждении уголовного дела расположены во внутреннем объеме дезинфекционной камеры «Кочубей». Согласно указанному постановлению по результатам проведенной проверки фактов уничтожения или повреждения имущества, совершенных путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности, установлено не было, вследствие чего событие преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ, не наступило. Камера предназначена для дезинфекции, обеззараживания предметов посредством термического метода. К термическим способам физической дезинфекции обеззараживания относятся: прокаливание горячим воздухом в сухожаровом шкафу; обжиг открытым пламенем, сжигание; высушивание на воздухе в солнечную погоду; глажение утюгом тканевых вещей; кипячение в дезинфекционном кипятильнике; пастеризация - прогревают пищу и молоко; воздействие паром в автоклавах, камерах или из паровых генераторов. Во всех указанных случаях, в том числе в Камере, речь идет об обработке предметов каким-либо термическим (тепловым) воздействием. Согласно подп. 2 п. 14 Порядка учета пожаров не подлежат официальному статистическому учету случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.). В данном случае отсутствует оговорка по вопросу случаев горения, исключительно предусмотренных технологическим регламентом. Не подлежат официальному статистическому учету все случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием, независимо от того, возникли они (случаи горения) в штатном или не в штатном режиме. Считает необоснованной ссылку ответчика на то, что возгорание матрацев произошло по причине аварийного режима работы Камеры «Кочубей» и не относилось к штатным процессам в работе камеры. Также считает, что случай горения не подлежит статистическому учету на основании подп. 10 п. 14 Порядка учета пожаров, ввиду того, что истец отнесен к организациям, обеспечивающим безопасность государства, при этом при рассматриваемом возгорании материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства не причинен. Оспариваемое внесение в государственный статистический учет данных о случае горения приводит к умалению престижа УФСИН России по Самарской области среди других территориальных органов уголовно-исполнительной системы в рейтинговой оценке деятельности, а также может привести к неудовлетворительной оценке деятельности УФСИН России по Самарской области на основании приказа ФСИН России от 20.08.2014 № 444 «Об утверждении Порядка организации инспектирования территориальных органов ФСИН России». Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконными решение и действия Главного управления МЧС России по Самарской области по внесению в государственный статистический учет данных о случае горения, произошедшем 04.03.2021 в режимном корпусе № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области; обязать административного ответчика внести изменения и исключить из государственного статистического учета данные о случае горения, произошедшем в режимном корпусе № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области. В судебном заседании представитель УФСИН России по Самарской области по доверенности Сальникова О.А. административный иск поддержала, просила удовлетворить. Представители ГУ МЧС России по Самарской области по доверенности Ткаченко Д.И., Азнабаев А.В. возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. Из материалов дела следует, что должностными лицами территориального подразделения управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области проведена проверка по факту горения, произошедшего 04.03.2021 в сушильном помещении режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области. По результатам проверки принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления. Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 12.03.2021 следует, что произошло возгорание (тление) матрасов в дезинфекционной камере «Кочубей». В ходе проверки установлено, что наиболее вероятной причиной пожара является аварийный режим работы электрического оборудования. Данный случай внесен в государственный статистический учет как пожар в соответствии с пунктами 13, 14 приказа МЧС России от 21.11.2008 N 714. Приказом МЧС России от 21.11.2008 N 714 утвержден Порядок учета пожаров и их последствий (далее – Порядок), который регулирует вопросы официального статистического учета пожаров и их последствий, осуществляемого с целью формирования официальной статистической информации по пожарам и их последствиям. Согласно п. 13 данного Порядка официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензиаты), подразделения пожарной охраны, не являющиеся лицензиатами, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны и лицензиаты не участвовали, но информация о которых поступила от физических и юридических лиц. Пунктом 14 Порядка установлено, что не подлежат официальному статистическому учету: 1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов; 2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.); 3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения; 4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения; 5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения; 6) пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности; 7) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие; 8) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.); 9) случаи гибели в результате самоубийства путем самосожжения или травмирования в результате покушения на самоубийство; 10) случаи горения на землях обороны и безопасности, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и организаций, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Полагая, что случай горения 04.03.2021 в сушильной камере «Кочубей» подпадает под действие подп. 2 п. 14 Порядка учета пожаров, УФСИН России по Самарской области обратилось в ГУ МЧС России по Самарской области с просьбой внести изменения и исключить из официального статистического учета данные о случае горения. Письмом ГУ МЧС России по Самарской области от 19.04.2021 в удовлетворении данной просьбы отказано, поскольку горение не относится к штатным процессам работы дезинфекционной камеры. Согласно инструкции по эксплуатации дезинфекционной камеры "Кочубей» камера предназначена для дезинфекции одежды, постельных принадлежностей и других вещей по паровоздушному и пароформалиновому методам. При этом термических методов дезинфекции и дезинсекции, таких как, обжиг открытым пламенем и сжигание паспортом камеры по ТУ 9451-001-08551165-2003 не предусмотрено. Произошедшее обугливание матрасов и закопчение внутреннего объема камеры при пароформалиновом и паровоздушном методе не предполагается, соответственно, не может рассматриваться как результат штатной работы камеры, предусмотренной технической документацией. При таких условиях произошедший 04.03.2021 в сушильном помещении режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области случай горения правильно внесен в статистический учет пожаров. Ссылка истца на подпункт 2 пункта 14 Порядка учета пожаров является несостоятельной, так как предусмотренные им случаи горения имеют целью переработку предметов, изменение их качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.), что очевидно не относится к дезинфекции вещей. Подпункт 10 пункта 14 Порядка, предусматривающий случаи горения на землях обороны и безопасности, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и организаций, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, также не может быть применен в рассматриваемом случае. Согласно ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. Сведений о том, что режимный корпус № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области расположен на землях обороны и безопасности, материалы дела не содержат. К организациям, осуществляющим функции в области обороны страны и безопасности государства, учреждение не относится, что подтверждается Уставом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области. Кроме того безосновательны доводы истца об отсутствии материального ущерба в результате горения, поскольку неоспоримым является факт тления и порчи матрасов. Конкретные причины, приведшие к возгоранию, будь то неисправность прибора или нарушение правил пожарной безопасности, не имеют значения для статистического учета данного случая как пожара. Ни к одному из числа перечисленных в п. 14 Порядка он не относится. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для признания незаконным решения административного ответчика о внесении в государственный статистический учет данных о случае горения, произошедшем 04.03.2012 в режимном корпусе № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской, и возложения на ответчика обязанности исключить данный случай из государственного статистического учета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление УФСИН России по Самарской области к ГУ МЧС России по Самарской области о признании незаконным решения о внесении в государственный статистический учет данных о случае горения, произошедшем 04.03.2021 в режимном корпусе № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, и о возложении обязанности исключить указанный случай горения из государственного статистического учета – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья (подпись) А.И. Иванова Копия верна: судья Мотивированное решение изготовлено 30.06.2021. |