ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2346/19 от 13.05.2019 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2019 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Дандаровой А.А., при секретаре Бальбуровой С.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по строительству г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение в соответствие с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась к Комитету по строительству г. Улан-Удэ с административным иском о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО1 является собственником земельного участка по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов жилой застройки, с кадастровым номером: , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решением Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ от ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, на основании ч. 10.1 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ ввиду несоответствия видам разрешенного использования земельного участка, установленным градостроительным регламентом зоны К («коммунальная зона»), градостроительным регламентом строительство индивидуальных жилых домов в данной зоне не предусмотрено. В порядке, установленном действующим земельным законодательством, земельный участок не изъят, следовательно, отказ вынесен административным ответчиком незаконно.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения, аналогичные содержании заявления.

Представитель административного ответчика Комитета по строительству г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что истцу обоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку ч. 10.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, в том числе, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, документы застройщика о строительстве индивидуального жилого дома не соответствуют градостроительному плану земельного участка, согласно которому земельный участок находится в коммунальной зоне, где не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.

Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п.1 ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. м., по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: участок, занимаемый существующим жилым домом.

Распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером местоположение которого: <адрес>. В разделе указанного градостроительного плана указана информация о видах разрешенного использования земельного участка: градостроительный регламент коммунальной зоны (зона К). Согласно основному виду разрешенного использования, вспомогательных видов разрешенного использования, условно разрешенных видов использования строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено.

Административный истец ФИО1 обратилась в Комитет по строительству г. Улан-Удэ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, представив, в том числе выписку из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением исполнявшего обязанности Председателя Комитета по строительству г. Улан-Удэ ФИО3 было отказано в выдаче ФИО1 разрешения на строительство на основании ч. 10.1 ст. 51.1 ГрК РФ, ввиду несоответствия виду разрешенного использования земельного участка, установленным градостроительным регламентом зоны К. Согласно решению Улан-Удэнского городского Совета депутатом от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, находится в территориальной зоне «Коммунальная зона» (Зона К). Градостроительным регламентом строительство индивидуальных жилых домов в данной зоне не предусмотрено.

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

При этом в силу ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с утвержденным градостроительным планом, земельный участок истца расположен в территориальной зоне «Коммунальная зона».

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ., к основному виду разрешенного строительства коммунальной зоны относятся: коммунальное обслуживание; бытовое обслуживание; общественное питание; обслуживание автотранспорта; гостиничное обслуживание; объекты придорожного сервиса; связь; склады; деловое управление; автомобильный транспорт; земельные участки (территории) общего пользования; трубопроводный транспорт; железнодорожный транспорт; обеспечение внутреннего правопорядка; объекты инженерной инфраструктуры; объекты гаражного назначения; обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; гидротехнические сооружения - дамбы обвалования, подпорные стены, берегозащитные сооружения, водопропускные и регулирующие сооружения; здания, предназначенные для проживания человека, используемые как способ обеспечения непрерывности производства (вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах). Вспомогательные виды разрешенного использования отсутствуют, к условно разрешенным видам использования относятся: магазины; развлечения; объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)); обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; размещение вертолетной площадки; амбулаторно-поликлиническую деятельность; общественное управление.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Поскольку в соответствии с Правилами застройки г. Улан-Удэ строительство индивидуального жилого дома на земельном участке истца, расположенного в зоне К, не предусмотрено, Комитет правомерно отказал в выдаче разрешение на строительство дома.

При этом вопреки доводам ФИО1, ее права, как собственника земельного участка, оспариваемым решением не нарушены.

В силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ч. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Как следует из содержания ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Статья 40 ЗК РФ регламентирует, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, право частной собственности на земельные участки не является абсолютным.

Ссылки истца о том, что ранее земельный участок имел вид разрешенного использования – для размещения существующего жилого дома, подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 51 ГрК РФ при выдаче разрешения на строительство подлежит принятию во внимание требования к строительству, действующие на дату выдачи градостроительного плана земельного участка. Поскольку градостроительный план земельного участка истца утвержден ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, подлежат принятию во внимание Правила застройки г. Улан-Удэ, действующие на указанную дату, в соответствии с которыми зона застройки земельного участка истца определена как зона К.

К тому же в силу требований ч. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

При этом судом принято во внимание, что истец не лишен возможности изменить вид разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение принято Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям законодательства и прав истца не нарушает, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по строительству г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности выдать уведомление на строительство оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: А.А. Дандарова