дело № 2а-2348/2020г. УИД: 16RS0050-01-2020-001475-78 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2020 года г.Казань Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И., при секретаре Камаевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обязании выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства. У С Т А Н О В И Л: ФИО1 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее – ИК МО г.Казани) о признании незаконным и отмене уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № ИЖС1/0/7 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, обязании выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указано, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани с уведомлением о планируемом строительстве на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>ФИО1 получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства со ссылкой на расположение земельного участка в непосредственной близости с автодорогой <данные изъяты> на которую разрабатывается проект планировки территории регионального значения «Лаишевский узел». С данным уведомлением административный истец не согласна, считает незаконным, поскольку действующими нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации подобного обоснования несоответствия параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не предусмотрено. В связи с изложенным административным истцом предъявлены настоящие требования. Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административных соответчиков – Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани), заместитель начальника Управления градостроительных разрешений ИК МО г.Казани ФИО2; в качестве заинтересованных лиц - Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани) и Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ от представителя административного истца принят частичный отказ от административного искового заявления, а именно в части требования об отмене уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Производство по делу в указанной части прекращено. В ходе судебного заседания представитель административного истца, уточнив административные исковые требования, просил признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обязать выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. В данном судебном заседании представитель административного истца, поддержав уточнённые требования, просил удовлетворить их в полном объёме. Представитель административных ответчиков ИК МО г.Казани, Управления градостроительных разрешений ИК МО г.Казани с уточнёнными требованиями ФИО1 не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Административный ответчик - заместитель начальника Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани ФИО2 в судебное заседание не явился, извещён. Представители заинтересованных лиц: Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани, Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В силу части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) применительно к каждой территориальной, в том числе жилой, зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Согласно части 1 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В части 10 статьи 51.1 названного закона перечислены основания для направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Так, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Материалами дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Распоряжением заместителя руководителя Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№р «О присвоении адреса земельному участку по <адрес>» земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> расположенному в <адрес>, присвоен адрес: <адрес> На данном земельном участке планировалось строительство жилого дома в соответствии с назначением земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ИЖС1/0/7 за подписью заместителя начальника Управления градостроительных разрешений ИК МО г.Казани ФИО2 административному истцу сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку он расположен в непосредственной близости с автодорогой «Казань-Боровое Матюшино», на которую в настоящее время разрабатывается проект планировки территории регионального значения «Лаишевский узел». До утверждения данного проекта планировки рассмотрение уведомления не представляется возможным. Из отзыва на административный иск представителя административных ответчиков следует, что данные сведения явились основанием, согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ для направления административному истцу оспариваемого уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, принадлежащем административному истцу на праве собственности. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Согласно информации о предельных параметрах разрешённого строительства и ограничениях земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и отзыва, предоставленных Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ, согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки, часть 2 Градостроительного устава г.Казани, земельный участок административного истца по <адрес> расположен в территориальной зоне Ж1-зоне индивидуальной жилой застройки, в которой индивидуальное жилищное строительство является основным разрешённым видом использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительный регламент установлен. В проектные красные линии указанный земельный участок не входит. В соответствии с разрабатываемым проектом планировки территории <данные изъяты> (ПИК о подготовке от ДД.ММ.ГГГГ№) земельный участок расположен в границах зоны размещения объектов индивидуального жилищного строительства 1-3 этажа. После прошедших в 2014 году публичных слушаний данный проект планировки в соответствии с постановлением Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ был направлен на доработку. Судом установлено, что принадлежащий на праве собственности административному истцу земельный участок относится к категории земель населённых пунктов, имеет вид разрешенного использования под индивидуальные жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства). Таким образом, установленное территориальное зонирование в функциональной зоне Ж-1 не ограничивает использование административным истцом земельного участка по назначению под строительство индивидуального жилого дома. Кроме того, в соответствии с разрабатываемым проектом планировки территории <данные изъяты> (ПИК о подготовке от ДД.ММ.ГГГГ№), на который имеется ссылка в оспариваемом уведомлении, земельный участок расположен в границах зоны размещения объектов индивидуального жилищного строительства 1-3 этажа. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого уведомления. Недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, принадлежащем административному истцу, административными ответчиками в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ не доказана. Действующее законодательство не относит невозможность подготовки градостроительного плана в виду отсутствия утверждённого проекта планировки к основаниям для направления оспариваемого уведомления. Судом проверено обстоятельство соблюдения административным истцом установленного пунктом 1 статьи 219 КАС РФ срока для обращения в суд с такими требованиями, срок не пропущен. Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в части признания незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № Д с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по <адрес>, поскольку уведомление не основано на требованиях действующего законодательства и ограничивает права административного истца. Однако, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, принадлежащем истцу, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции. В соответствии со статьёй 10 Конституции Российской Федерации судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов, организаций и должностных лиц. В силу статей 5, 6 Устава муниципального образования города Казани, утв. решением Представительного органа муниципального образования г.Казани от 17.12.2005 N 3-5 (далее – Устав муниципального образования города Казани), органом местного самоуправления является Исполнительный комитет. В соответствии с частями 3, 4 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани, в структуру Исполнительного комитета входят территориальные и отраслевые (функциональные) органы. Территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани. Согласно частей 1, 3 статьи 38 Устава муниципального образования города Казани, Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан. Расходы на обеспечение деятельности Исполнительного комитета предусматриваются в бюджете города Казани отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 8, пунктом 15 части 1 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани в полномочия Исполнительного комитета, среди прочего, в сферах управления муниципальной собственностью, планировки и застройки, входят: направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории города Казани. Согласно пунктам 1.1.2, 3.1.1.1, 3.1.1.2 Положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденном решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 26-3, Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани является органом ИК МО г.Казани. В полномочия Управления градостроительных разрешений ИК МО г.Казани входит рассмотрение уведомлений о строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории города Казани и выдача уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории города Казани, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; уведомлений о соответствии либо несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории города Казани, требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 1.3 постановления Исполкома муниципального образования г.Казани от 12.02.2019 N 518 «Об утверждении административного Регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Исполнительным комитетом г.Казани» муниципальная услуга предоставляется Исполнительным комитетом г.Казани. Непосредственный исполнитель муниципальной услуги - Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани. Суд полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на административных ответчиков – ИК МО г.Казани и Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани в пределах полномочий, установленных законодательством, следует возложить обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного в селе <адрес> на земельном участке № с кадастровым номером <данные изъяты> При таких данных, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Административные исковые требования ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обязании выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства удовлетворить частично. Признать незаконным уведомление заместителя начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по <адрес>. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани в пределах полномочий, установленных законодательством, устранить нарушение прав ФИО1 путём повторного рассмотрения уведомления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке № с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по <адрес>. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Судья Д.И. Галяутдинова |