Дело № 2а-2349/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Власовой О.А., с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителей административных ответчиков ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
18 июня 2018 года
административное исковое заявление ФИО1 к УВМ УМВД России по Омской области, УМВД России по Омской области об оспаривании отказа в принятии документов для участия в Государственной Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административными исковыми требованиями к УВМ УМВД России по Омской области об оспаривании отказа в принятии документов для участия в Государственной Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Мотивируя обращение, истец указал, что он проживал в России до октября 1997 года. В октябре 1997 года он вместе с членами своей семьи выехал на постоянное место жительство в <данные изъяты>. В марте 2006 года ФИО1 вернулся в Россию на постоянное место жительство и обратился в Управление по вопросам миграции УМВД РФ по Омской области с заявлением о включении в государственную программу «Соотечественники». В принятии заявления отказано со ссылкой на невозможность участия административного истца в указанной госпрограмме, поскольку он постоянно проживает на территории Российской Федерации. С данным отказом ФИО1 не согласен, полагает, что имеются основания для включения его в число участников госпрограммы, поскольку в период с 1997 года по 2006 год проживал в Германии, будучи гражданином Российской Федерации. Просит возложить на УВМ УМВД России по Омской области обязанность включить его в программу Соотечественники и выдать соответствующее свидетельство.
В ходе разрешения судом заявленных требований, административный истец не меняя предмет и основание иска, уточнил заявленные требования, сформулировав их окончательно в следующем виде. Просит признать отказ ответчика в принятии заявления о включении в Государственную программу «Соотечественники» незаконным (л.д. 34).
В судебном заседании административный истец ФИО1, поддержав заявленные требования, суду пояснил, что в 1997 году он выехал на постоянное место жительство в <данные изъяты> Сохраняя гражданство Российской Федерации, он проживал в <данные изъяты> до сентября 2006 года. В сентябре 2006 года он на автомобиле, через <данные изъяты>, вернулся в Российскую Федерацию, где и проживает по настоящее время. Полагает, что в связи с периодом проживания с 1997 года по 2006 год в <данные изъяты> у него, как у лица, проживавшего в другом государстве возникло право на участие в государственной программе «Соотечественники»
В судебном заседании представитель привлеченного судом в качестве административного ответчика УМВД России по Омской области ФИО4, действующая по доверенности (л.д.27), заявленные требования не признала. Пояснила, что в полномочия УВМ УМВД России по Омской области входит оформление, выдача и замена свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, учет участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления и пакета документов в уполномоченный орган. Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Согласно пункту 50 лицу, желающему принять участие в Государственной программе, отказывается в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае если данное лицо не является в соответствии с Федеральным законом М 99-ФЗ соотечественником и не может быть признано соотечественником, проживающим за рубежом. Полагает, что административный истец не является соотечественником, проживающим за рубежом, поэтому не может участвовать в Государственной программе Омской <адрес>, поскольку постоянно (более 12 лет) проживает на территории Российской Федерации. Указала на пропуск срока обращения с таким заявлением.
Представитель привлеченного судом административного ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО3, действующая по доверенности (л.д.29) заявленные требования не признала. Указал, что Министерство труда и социального развития Омской области ответчиком по заявленным требованиям не является, поскольку заявление ФИО1 об участии в Государственной программе Омской области в Министерство не поступало. Кроме того, основания для включения истца в государственную программу отсутствуют.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что в период с сентября 1997 года по сентябрь 2006 года ФИО1 поживал в <данные изъяты>, данное обстоятельство не оспаривалось участниками судебного разбирательства и подтверждается справкой УВМ УВМД России по Омской области (л.д. 7).
В апреле 2018 года административный истец обратился в Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области с заявлением о включении его в число участников Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
Ответом Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области от 04.05.2018 №з/185402004204 ФИО1 отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (л.д. 5-6).
Не согласившись с отказом в принятии документов для рассмотрения вопроса о включении в число участников Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом", административным истцом заявлены настоящие административные исковые требования.
Частью 3 статьи Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" относит к соотечественникам лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1).
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3).
Названным Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1).
Порядок оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, установлен Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Пунктом 6 Указа Президента РФ от 22.06.2006 N 637 (ред. от 15.03.2018) "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (вместе с "Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом") предусмотрено, что в Государственной программе используется понятие соотечественник - лицо, определенное Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Согласно Государственной программе, решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания или на территории Российской Федерации, если соотечественник постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации (пункты 15 - 16).
В соответствии с разделом 4 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ N 637 от 22.06.2006 г. (в ред. Указов Президента РФ от 30.06.2009 N 716, от 12.01.2010 N 60) - решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации. Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, ответственным за реализацию государственной программы, является Министерство труда, которое осуществляет оперативное управление государственной программой, контроль за ходом ее реализации и несет ответственность за реализацию государственной программы в целом и достижение утвержденных значений ожидаемых результатов государственной программы по годам.
Реализация государственной программы осуществляется Министерством труда совместно с исполнителями мероприятий, исходя из необходимости достижения ожидаемых результатов реализации государственной программы (подпрограмм) путем выполнения предусмотренных в государственной программе подпрограмм.
Взаимодействие Министерства труда и соцразвития Омской области, как ответственного исполнителя за реализацию государственной программы, и Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Омской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а также на основе соглашения об информационном взаимодействии между Министерством труда и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, предусматривающего предоставление информации, в том числе с использованием государственной информационной системы Омской области "Региональная система межведомственного электронного взаимодействия".
Общую координацию деятельности исполнителей мероприятий государственной программы и контроль реализации государственной программы осуществляет межведомственная комиссия по реализации государственной программы в рамках установленных полномочий.
Указом Губернатора Омской области №140 от 11.10.2013 года создана междуведомственная комиссия по реализации Государственной программы Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
В полномочия УВМ УМВД России по Омской области входит оформление, выдача и замена свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, учет участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Приказ МВД России от 01.08.2017 № 577, п. 13.3.38, 13.3.37 Положения об УВМ УМВД России по Омской области).
Приказом МВД России от 07.11.2017 № 842 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Согласно Государственной программе, решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления и пакета документов в уполномоченный орган.
Из анализа указанных норм права следует, что законодатель, определяя понятие соотечественник в целях реализации Госпрограммы четко определил, что соотечественник - это гражданин Российской Федерации, либо бывшего СССР и республик входящих в его состав постоянно проживающий за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ под проживанием понимается проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами. Из смысла указанной статьи следует, что гражданин РФ, постоянно проживающий за пределами РФ, должен иметь разрешительные документы на проживание от властей иного государства, иначе он имеет статус временно пребывающего лица.
Факт постоянного проживания за пределами Российской Федерации в обязан доказать административный истец.
Вместе с тем, как пояснил в судебном заседании ФИО1, с 2006 года он постоянно проживает в <...>. С 2007 года ФИО1 постоянно зарегистрирован по месту жительства и трудоустроен в городе Омске, указанные обстоятельства подтверждены документальными доказательствами (л.д.7, 25-26, 39).
При таких обстоятельствах суд соглашается с выводами административного ответчика УМВД России по Омской области о том, что постоянно проживая в течении 12 лет в Российской Федерации ФИО1 на момент обращения с заявлением о включении в Госпрограмму не является лицом подпадающим под понятие «соотечественника проживающего за рубежом», установленное для целей реализации Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Приказом МВД России от 07.11.2017 № 842 утвержден «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Согласно п. 50 названного административного регламента лицу, желающему принять участие в Государственной программе, отказывается в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае если данное лицо не является в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ соотечественником и не может быть признано соотечественником, проживающим за рубежом.
С учетом установления судом факта, что на момент обращения в УВМ УМВД РФ по Омской области с заявлением о включении в программу соотечественники, ФИО1 проживал в Российской Федерации более 12 лет, имел здесь постоянное место жительство и работы, был полностью социализирован, и не подпадал под понятие соотечественника проживающего за рубежом, в принятии его заявления о включении в госпрограмму - отказано правомерно, в пределах компетенции УВМ УМВД РФ по Омской области.
Ссылка административного истца о неосведомленности в наличии указанной Госпрограммы по возращении из <данные изъяты> в 2006 году, не имеет правового значения при разрешении спорного вопроса. Законодатель прямо связывает возможность включения в указанную Госпрограмму с проживанием вне пределов Российской Федерации. Целью Госпрограммы является поддержка Российской Федерации своих соотечественников проживающих в нее пределов в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности, в том числе и помощь при переселении в Российскую Федерацию.
Кроме того, Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 (ред. от 22.06.2006 действующей на момент возникновения спорных правоотношений) "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (вместе с "Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом") предусмотрены этапы реализации госпрограммы.
Добровольное переселение участников государственной программы и членов их семей в Российскую Федерацию в рамках региональных программ переселения предусмотрено с 2007 года.
В год возвращения административного истца ФИО1 в Россию (2006) госпрограмма в части переселения еще не была приведена в действие. Осуществлялась подготовительная ее часть в виде принятия нормативных правовых актов, необходимых для организации добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы; создания системы управления, в том числе в части, касающейся предоставления базовых социальных услуг (образовательных, медицинских), а также жилья; иные мероприятия, а также при необходимости - корректировка условий участия в Государственной программе.
Таким образом, приняв решение в 2006 году вернуться на постоянное место жительство в Россию истец, в силу временных этапов реализации Госпрограммы, не мог рассчитывать на участие в ней. Поскольку на момент введения в действие той части программы, которая предусматривала возможность оказания содействия добровольному переселению (начиная с 2007), ФИО1 уже не проживал вне пределов Российской Федерации, имел постоянное место жительство в городе Омске и не подпадал под понятие соотечественника проживающего за рубежом. В отсутствие нарушенного права административного истца, оснований к его защите, путем восстановления срока исковой давности и удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, учитывают баланс частных и публичных интересов в сфере социально-экономического и демографического развития.
Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании отказа в принятии документов для участия в Государственной Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом - оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании отказа в принятии документов для участия в Государственной Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья М.Л. Жидкова
В окончательной форме решение изготовлено 25 июня 2018 года.