ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-234/20 от 04.06.2020 Дудинского районного суда (Красноярский край)

84RS0001-01-2020-000150-82

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Васильева А.В.,

при секретаре Гонштейн С.Е.,

с участием административного истца Кох С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-234 по административному иску Кох Стэллы Викторовны к председателю Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Красноярского края Шишову Владимиру Николаевичу о признании действий (бездействия) незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Кох С.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику Шишову В.Н., ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 27.10.2017 № 14-0262П утверждено Положение о помощниках депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, привлекаемых на общественных началах, которым определяется правовой статус помощника депутата для оказания содействия депутату в осуществлении его полномочий по взаимоотношению с населением в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. В соответствии с п.2.4. Положения о помощниках наделение помощника соответствующими полномочиями осуществляется посредством выдачи ему удостоверения установленного образца. 23.09.2019 Таймырским Долгано-Ненецким районным Советом депутатов Кох С.В. выдано удостоверение -П, как помощнику депутата Щ.Г.К. На основании п.2.12. Положения о помощниках, помощник депутата при исполнении поручений депутата Таймырского Совета депутатов имеет право, помимо прочего, осуществлять сбор информации по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района, поселения, избирательного округа. 09.12.2019 на заседании постоянных комиссий Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов по бюджету, развитию местного самоуправления, социальной политике, вопросам содействия прав коренных малочисленных народов Севера и защите прав граждан и по вопросам жизнеобеспечения, Кох С.В., как помощнику депутата, председателем районного Совета депутатов Шишовым В.Н., отказано в праве задать вопрос и получить информацию. 12.12.2019 административный истец обратилась в прокуратуру Таймырского района с жалобой об ущемлении её прав председателем Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Шишовым В.Н. В ходе проверки прокуратурой было установлено, что, каких-либо ограничений в участии в заседаниях постоянных комиссий районного Совета депутатов, а также в обсуждении рассматриваемых вопросов у помощников депутатов в соответствии с Положением о помощниках, не имеется. Действия председателя Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Шишова В.Н. противоречили общепризнанным принципам и нормам Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов. Таким образом, административный истец полагает, что, председатель Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Шишов В.Н., являясь должностным лицом органа местного самоуправления, наделенного публичными полномочиями, нарушил её права, как помощника депутата, создал препятствия к осуществлению своих прав, свобод и реализации законных интересов. В связи с чем, административный истец Кох С.В., с учетом уточнений, просит суд признать незаконными действия (бездействие) председателя Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Красноярского края Шишова В.Н. по установлению запретов задавать вопросы на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления, административному истцу, как гражданину Российской Федерации и как помощнику депутата, установлению запретов на участие в обсуждении вопросов местного значения, в том числе, по проекту бюджета Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, а также установлению запретов на получение информации о деятельности органов местного самоуправления на заседании коллегиального органа местного самоуправления и вынести частное определение в Таймырский Долгано-Ненецкий районный Совет депутатов по факту нарушения законности.

Административный истец - Кох С.В., в судебном заседании свой административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, указанным выше, просила исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик – председатель Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета Депутатов Шишов В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, также представил подробные письменные возражения относительно административных исковых требований, которые приобщены к материалам дела, где указал, что, на день подачи административного иска постановление Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 27.10.2017 №14-0262 не действует с момента вступления в силу нормативного правового акта, представительного органа местного самоуправления по аналогичному вопросу - Решения Таймырского Долгано- Ненецкого районного Совета депутатов от 24.10.2019 № 06-048 «Об утверждении Положения о помощниках депутата Таймырского Долгано- Ненецкого районного Совета депутатов». Кроме того, регистрация Кох С.В. в качестве помощника депутата Щ.Г.К. аннулирована 24.01.2020, в связи с получением информации о вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении гражданина, зарегистрированного в качестве помощника депутата, на основании подпункта 3 пункта 14 Решения Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 24.10.2019 № 06 - 048 «Об утверждении Положения о помощниках депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов». Согласно статьи 33 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - постоянные комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов являются постоянно действующими органами Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, осуществляющими функции по предварительному рассмотрению и подготовке проектов решений, иных нормативных актов, относящихся к компетенции Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, содействию в их реализации и контролю за их реализацией, в пределах компетенции Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов. Следовательно, постоянные комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов не являются органами местного самоуправления, а являются рабочими органами представительного органа местного самоуправления - Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, и соответственно, не являются органами, осуществляющими публично властные функции. Таким образом, информация, рассматриваемая на постоянной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, не относится к информации о деятельности представительного органа местного самоуправления в том смысле, который придан таковой Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Регламентация деятельности постоянных комиссий Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, перечень рассматриваемых на заседаниях постоянных комиссий вопросов установлены регламентом Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, положением о комиссиях и другими муниципальными правовыми актами. При этом, участниками заседаний постоянных комиссий, которые вправе принять участие в ее работе, являются: депутаты - члены постоянных комиссий, порядок участия которых в работе постоянных комиссий установлен Регламентом Таймырского Долгано- Ненецкого районного Совета депутатов и положением о Комиссиях; приглашенные - лица, которые приглашаются председателем комиссии на заседание комиссии для дачи пояснений и заключений по вопросам, рассматриваемым на заседании комиссии. Также, на заседание постоянной комиссии могут быть приглашены представители средства массовой информации. Кроме того, на заседании постоянной комиссии могут присутствовать депутаты, не являющиеся членами постоянной комиссии, но которые вправе принять участие в ее работе с правом совещательного голоса. Остальные лица (граждане, представители предприятий и организаций) вправе присутствовать на открытом заседании постоянной комиссии, при этом они не являются участниками заседания постоянной комиссии, а являются лицами, присутствующими на заседании, при этом какими либо правами на участие в работе постоянной комиссии не обладают. Заседания постоянных комиссий Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов не являются открытыми публичными мероприятиями в том смысле, который придан таковым Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Вместе с тем, правовой статус помощников депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов закреплен в положении о помощниках депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, утвержденном решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 24.10.2019 № 06-048 «Об утверждении Положения о помощниках депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов», а не постановлением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 27.10.2017 №14-0262, как ошибочно полагает административный истец. В соответствии с действующим положением о помощниках, помощник депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов - гражданин, привлекаемый депутатом Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов на общественных началах и безвозмездной основе для оказания содействия депутату Таймырского Совета депутатов в осуществлении его полномочий на определенный срок. Помощник депутата, оказывая содействие депутату в осуществлении его полномочий, выполняет поручения депутата. Депутат не вправе делегировать своим помощникам полномочия, отнесенные к его компетенции федеральным и краевым законодательством, Уставом муниципального района, муниципальными правовыми актами муниципального района. Помощник депутата не вправе использовать в личных и иных целях, не связанных с поручениями депутата, предоставленные ему права, разглашать информацию, полученную в процессе выполнения поручений депутата. Помощник депутата обязан воздерживаться от заявлений и поступков, способных нанести урон деловой репутации Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, чести и достоинству депутата Таймырского Совета депутатов. Для наделения гражданина статусом помощника депутат Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов представляет на имя Председателя Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов письменное представление о регистрации гражданина в качестве своего помощника. Помощник депутата утрачивает свой статус, в том числе, по решению председателя Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов об аннулировании регистрации гражданина в качестве помощника депутата в связи с получением информации о вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении гражданина, зарегистрированного в качестве помощника депутата, или о совершении помощником депутата действий, способных нанести урон деловой репутации Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, чести и достоинству депутата, а также в связи с досрочным прекращением полномочий депутата, представившего гражданина в качестве кандидата в помощники депутата. Исходя из изложенного, помощник депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов находится в субординационных отношениях как с Таймырским Долгано-Ненецким районным Советом депутатов, так и с председателем Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, возглавляющим данный орган. Вместе с тем, помощник депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, в силу его правового статуса, не являлся и не может являться участником заседания постоянной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов. В связи с чем, он (Шишов В.Н.), как председатель Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, участвовавший в совместном заседании постоянных комиссий Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, проходившем 9 декабря 2019 года, в статусе председателя постоянной бюджетной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, в рамках предоставленных ему полномочий, предостерег лицо, не являющееся участником заседания постоянной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, но предпринявшее при этом попытку задать вопрос приглашенным на заседание комиссии участникам, о недопустимости вмешательства в деятельность постоянной комиссии, и указал на необходимость изменения модели своего поведения, что само по себе не нарушает прав и свобод административного истца, ни как помощника депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, ни как гражданина, не создало препятствия к осуществлению Кох С.В. прав и свобод, на нее незаконно не возложена какая-либо обязанность или она незаконно не привлечена к ответственности. В этой связи, административный ответчик просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Выслушав административного истца, исследовав и оценив по правилам ст. 60-61 КАС РФ представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Исходя из ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу Кох С.В. 23.09.2019 выдано удостоверение помощника на общественных началах депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Щ.Г.К. (л.д. 5 ).

Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 24.10.2019 № 06-048 утверждено «Положение о помощниках депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов» (л.д. 70-71)

В соответствии с п. 6 указанного выше положения, помощник депутата, оказывая содействие депутату Таймырского Совета депутатов в осуществлении его полномочий выполняет поручения депутата Таймырского Совета депутатов. Пунктом 7 положения предусмотрено, что помощник депутата при оказании содействия депутату Таймырского Совета депутатов в осуществлении его полномочий имеет право: 1) оказывать правовую, информационно-методическую помощь; 2) готовить аналитические, информационные, справочные материалы; 3) оказывать содействие в организации встреч с населением, отчетов перед избирателями, присутствовать при их проведении; 4) оказывать содействие в подготовке проектов муниципальных правовых актов, выступлений в средствах массовой информации; 5) осуществлять сбор информации по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района, избирательного округа; 6) принимать жалобы, положения и обращения от жителей муниципального района (избирательного округа), адресованные депутату Таймырского Совета депутатов; 7)выполнять другие поручения депутата Таймырского Совета депутатов, связанные с осуществлением его полномочий (л.д. 70).

Помимо этого, пунктом 10 положения о помощниках депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов предусмотрено, что, помощник депутата не вправе использовать в личных и иных целях, не связанных с поручениями депутата, предоставленные ему права, разглашать информацию, полученную в процессе выполнения поручений депутата Таймырского Совета депутатов (л.д. 70 оборотная сторона).

09.12.2019 состоялось совместное заседание постоянных комиссий Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов по развитию местного самоуправления, бюджетной комиссии, комиссии по социальной политике, комиссии по вопросам содействия прав КМНС и защите прав граждан, комиссии по вопросам жизнеобеспечения, что подтверждается протоколом № 4 от 09.12.2019 (л.д. 30-31).

Согласно вышеуказанному протоколу, в состав членов комиссии, помимо прочих, входил Шишов В.Н., который, в соответствии с постановлением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 28.09.2018 № 01-005П, избран председателем Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов (л.д. 29).

Далее, из протокола совместного заседания постоянных комиссий видно, что, член комиссии Щ.Г.К. на заседании отсутствовал, однако, в числе присутствующих указана Кох С.В., как помощник депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов (л.д. 30).

В соответствии с положением о постоянных комиссиях Думы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденным постановлением Думы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 25.11.2008 № 02-0021П «Об утверждении положения о постоянных комиссиях Думы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», заседания комиссии являются открытыми (п. 1 глава 4); заседание комиссии созывает и ведет председатель комиссии, а в его отсутствие заместитель или любой член комиссии по поручению председателя комиссии (п. 13 глава 4); на заседания комиссии могут приглашаться представители государственных, муниципальных и общественных органов и организаций, эксперты, специалисты и иные лица, представители средств массовой информации (п. 7, п. 14 глава 4) (л.д. 33).

В свою очередь, из п. 2.2. перечня постоянных комиссий Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, утвержденного постановлением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 28.09.2018 № 01-008П видно, что, Шишов В.Н. включен в список персонального состава бюджетной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов и является председателем указанной постоянной комиссии (л.д. 34 оборотная сторона).

В п. 8 ст. 33 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, принятого решением Собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 22.12.2005 № 02-0063 закреплено, что, председатель постоянной комиссии Таймырского Совета депутатов созывает и ведет заседания постоянной комиссии Таймырского Совета депутатов; обеспечивает членов постоянной комиссии Таймырского Совета депутатов материалами и документами, связанными с деятельностью постоянной комиссии, а также по вопросам, рассматриваемым на её заседаниях; выполняет иные функции по поручению Таймырского Совета депутатов или его должностных лиц (л.д. 46 оборотная сторона).

Пунктом 19 регламента Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, утвержденного постановлением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 12.05.2014 № 03-0067П, также предусмотрено, что, совместные заседания постоянных комиссий ведут председатели постоянных комиссий по согласованию между собой (л.д. 61 оборотная сторона).

Как следует из административного иска Кох С.В., а также из материалов дела, 09.12.2019, в ходе совместного заседания постоянных комиссий обсуждался проект бюджета на 2020 год, в связи с чем, истец, присутствовавшая на заседании, как помощник депутата и как гражданин, попыталась задать вопрос о размере выделяемых средств на содержание муниципальной избирательной комиссии, однако, была лишена такого права председателем Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Шишовым В.Н., в связи с чем, полагает, что действия (бездействие) последнего являются незаконными.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что, действия председателя Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Шишова В.Н. не являются незаконными, поскольку, он, как председатель бюджетной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, в рамках предоставленных ему полномочий, 09.12.2019 руководил заседанием данной комиссии.

Довод административного истца о том, что она была вправе задавать какие-либо вопросы выступающим в ходе совместного заседания постоянных комиссий Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, основан на ошибочном толковании норм права, поскольку, членом комиссий и участником заседания Кох С.В. в тот момент не являлась, правом совещательного голоса не обладала, а являлась лишь лицом, присутствующим на заседании комиссий. Более того, как следует из письменного объяснения Щ.Г.К. от 10.01.2020, находящегося в надзорном производстве ж-2019 по жалобе Кох С.В. и истребованном судом по ходатайству административного истца из прокуратуры Таймырского Долгано-Ненецкого района, 09.12.2019 он отсутствовал в г. Дудинке, в связи с чем, попросил Кох С.В. поучаствовать в заседании комиссий, а в дальнейшем сообщить результаты заседания, при этом, каких-либо особых поручений, в том числе, выяснять что-либо, он Кох С.В. не давал. Таким образом, в нарушение п. 6 Положения о помощниках депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, Кох С.В., как помощник депутата, действовала не в рамках выполнения поручения депутата Таймырского Совета депутатов Щ.Г.К., а проявила личную инициативу.

Ссылка административного истца на ответ из прокуратуры Таймырского района на её жалобу об ущемлении её прав председателем Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Шишовым В.Н., является несостоятельной, поскольку, суд, при принятии решения, не связан доводами, приведенными в письменном ответе прокуратуры.

Также, по мнению административного истца, Шишов В.Н. не правомочен быть председателем постоянной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, потому как, на основании п. 5 ст. 8 регламента Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, утвержденного постановлением от 12.05.2014 № 03-0067П, «…руководит работой постоянной комиссии заместитель председателя Совета депутатов, который по должности является председателем постоянной комиссии Совета депутатов», однако, суд находит данное обстоятельство не относящееся к существу иска, поскольку, административным истцом не оспаривается порядок назначения Шишова В.Н. на должность председателя постоянной комиссии Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов.

Таким образом, разрешая заявленные требования, проанализировав вышеуказанные положения закона и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что, административное исковое заявление Кох С.В. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 218-228, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Административные исковые требования Кох Стэллы Викторовны к председателю Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Красноярского края Шишову Владимиру Николаевичу о признании действий (бездействия) незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья А.В. Васильев

Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2020 года.