ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-234/2021 от 09.11.2021 Чойского районного суда (Республика Алтай)

дело № 2а-234/2021

УИД 02RS0010-01-2021-000780-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чоя 09 ноября 2021 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Романовой В.Н.,

при секретаре Руфиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Чойский район» о признании незаконным ответа №460 от 09 марта 2020 года на обращение, возложении обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Семейно-родовая община коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай (далее также – Семейно-родовая община «Альбаган») обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к администрации муниципального образования «Чойский район» (далее также – администрация МО «Чойский район») о признании незаконным ответа №460 от 09 марта 2020 года на обращение, возложении обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения. Требования мотивированы тем, что 12.01.2021 года Семейно-родовая община «Альбаган» обратилась в администрацию МО «Чойский район» с обращением о создании территории традиционного природопользования местного значения, приложив проект положения о территории традиционного природопользования местного значения, разработанный с учетом норм Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Закона РФ «О недрах», других норм действующего законодательства. 09.03.2021 года получен ответ №460 от 09.03.2020 года, в котором отсутствует ссылка на норму права, на основании которой принято решение о невозможности создания территории традиционного природопользования местного значения. Ответ основан на невозможности администрации МО «Чойский район» распоряжаться землями лесного фонда, однако данный вывод является ошибочным. Действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в создании территории традиционного природопользования отсутствие нормативной правовой базы о порядке их создания. Ответ административного ответчика лишает административного истца и коренной малочисленный народ Российской Федерации, проживающий на территории Чойского района, права на сохранение традиционного уклада жизни коренного малочисленного народа, сохранение объектов культурного наследия, природных комплексов, имеющих значение для сохранения исконной среды обитания, ведение традиционного образа жизни.

В судебном заседании представители Семейно-родовой общины «Альбаган» Карасев А.А., Попов К.В., Свиридов А.С. требования, изложенные в административном иске, поддержали.

Представитель администрации МО «Чойский район» Бобровских С.В. административное исковое заявление не признал.

Выслушав лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Семейно-родовая община «Альбаган» с 21.07.2017 года осуществляет свою деятельность на территории Чойского района Республики Алтай, в том числе с целью защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, сохранения, возрождения и развития традиционных отраслей хозяйственной деятельности, рационального природопользования, обеспечения традиционного уклада жизни, культуры и языка, сохранения территории расселения и среды обитания местного населения, содействия создания благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития народы тубаларов, реализацию и защиту их гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод; основной вид деятельности общины – лесозаготовки, дополнительные виды деятельности – сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений, сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, сбор и заготовка дикорастущих грибов, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, сбор и заготовка дикорастущих орехов, сбор лекарственных растений, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 07.06.2021 года, уставом Семейно-родовой общины «Альбаган».

12.01.2021 года Семейно-родовая община «Альбаган» направила в администрацию МО «Чойский район» обращение о создании на территории МО «Чойский район» территории традиционного природопользования местного значения «Кедр».

Из пояснений представителей административного истца и обращения следует, что территория традиционного природопользования местного значения, о создании которой просит Семейно-родовая община «Альбаган», расположена в Каракокшинском урочище на территории Саракокшинского участкового лесничества.

09.03.2021 года получен ответ администрации МО «Чойский район» №460 от 09.03.2020 года, согласно которому отсутствуют правовые основания для принятия решения о создании территории традиционного природопользования местного значения «Кедр» на территории государственного лесного фонда, поскольку правовой режим территории традиционного природопользования зависит от категории земельного участка, на котором планируется создание такой территории, от вида собственности на данный участок.

Согласно Перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 года № 631-р, Закону Республики Алтай от 06.10.2009 года № 48-РЗ «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов в Республике Алтай» Чойский район Республики Алтай относится к территории компактного проживания коренных малочисленных народов в Республике Алтай.

Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов содержатся в Федеральном законе от 30.04.1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

В силу пп. 4 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 07.05.2001 года №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 07.05.2001 года № 49-ФЗ) территорией традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона от 07.05.2001 года №49-ФЗ с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.

Согласно ст. 9, 10 Федерального закона от 07.05.2001 года №49-ФЗ размеры и границы территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: поддержание достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможность осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; сохранение исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; сохранение целостности объектов историко-культурного наследия. Границы территорий традиционного природопользования утверждаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части: поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов; участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений; объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность; иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (абз. 1 ст. 11 Федерального закона от 07.05.2001 года №49-ФЗ).

В Законе Республики Алтай от 09.06.2017 года №16-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай» определены полномочия Правительства Республики Алтай в сфере защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Республики Алтай, в том числе по созданию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Республики Алтай регионального значения, которое в свою очередь делегировало полномочия по разработке проекта решения об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай, регионального значения, утверждению границы территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай, регионального значения, а также положения о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай, регионального значения Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (Постановление Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 года № 135).

При этом Закон Республики Алтай от 09.06.2017 года №16-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай» не содержит положений, регулирующих отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай, местного значения.

На основании п.п. 6.2, 22 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.

Ст. 3 Устава муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай (размещен на официальном сайте администрации МО «Чойский район» по ссылке: index.php/adm1/normativno-pravovaya-informatsiya/ustav-munitsipalnogo-obrazovaniya-chojskij-rajon-respubliki-altaj) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Уставом МО «Чойский район» полномочия по осуществлению мер, направленных на реализацию прав коренных малочисленных народов, в том числе по созданию территории традиционного природопользования местного значения не отнесены к полномочиям других органов местного самоуправления Чойского района (Главы района, Совета депутатов, председателя Совета депутатов).

В соответствии со ст. 37 Устава муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай администрация района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, установленные федеральными законами, настоящим Уставом. Администрация района (аймака) на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, которые решаются органами местного самоуправления муниципального района в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Помимо установленных настоящей статьей полномочий Администрация района осуществляет иные полномочия, предусмотренные для местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) законодательством Российской Федерации, Республики Алтай, настоящим Уставом, а равно полномочия, не отнесенные законодательством, настоящим Уставом к полномочиям других органов местного самоуправления района. К полномочиям администрации района относится, в том числе разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании установлено, что вопросы в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов муниципального района относятся к компетенции администрации МО «Чойский район», однако нормативный правовой акт, регламентирующий порядок образования территории традиционного пользования местного значения на территории МО «Чойский район», отсутствует.

Анализируя выше изложенные нормы законодательства, положения Устава МО «Чойский район», а также пояснения сторон по административному делу, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего порядок образования территории традиционного пользования местного значения на территории МО «Чойский район», принятие решения о создании на территории муниципального района территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов местного значения входит в компетенцию администрации МО «Чойский район», который уполномочен разрешить данный вопрос.

При этом согласно ч.ч. 1, 5 ст. 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся земли занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий), иные земли, выполняющие природоохранные функции. На природоохранных землях в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 7 Земельного кодекса РФ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

На основании ст. 48 Лесного кодекса РФ в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что действующее законодательство не связывает возможность образования территории традиционного природопользования с правовым статусом конкретного земельного участка, в пределах которого предполагается ее расположение, поскольку под территорией в данном случае надлежит понимать - пространство, включающее в себя землю, природные ресурсы, природные комплексы, водные объекты, а особый правовой режим такой территории не предполагает возникновение вещных прав, как на всю территорию.

При таких обстоятельствах нормы права, регулирующие правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков на каком-либо виде права, в данном случае применению не подлежат.

Ввиду вышеизложенного ответ административного ответчика на обращение о том, что принятие решения о создании территории традиционного природопользования местного значения, расположенной в пределах одного муниципального образования, не относится к компетенции администрации МО «Чойский район», исходя только из наличия в составе данной территории земель лесного фонда, не основан на нормах действующего законодательства и является незаконным.

Разрешая вопрос об устранении нарушений прав и законных интересов административного истца и учитывая то, что решение вопроса о создании территории традиционного природопользования местного значения в Чойском районе до настоящего времени по существу не рассмотрено (в связи с неопределенностью порядка образования территории традиционного природопользования местного значения), а суд не вправе подменять орган местного самоуправления и принимать решения по вопросу, не относящемуся к его компетенции, суд полагает, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения обращения, и не усматривает оснований для возложения на администрацию МО «Чойский район» обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения «Кедр», как того просит административный истец.

Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Чойский район» о признании незаконным ответа №460 от 09 марта 2020 года на обращение, возложении обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения удовлетворить в части.

Признать ответ администрации муниципального образования «Чойский район» №460 от 09 марта 2020 года на обращение Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай о создании территории традиционного природопользования местного значения незаконным.

На администрацию муниципального образования «Чойский район» (ОГРН 1030400607962, ИНН 0409381852) возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о возможности создания территории традиционного природопользования местного значения по обращению Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай.

В удовлетворения административного искового требования Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Чойский район» о возложении обязанности создать на территории муниципального образования «Чойский район» территорию традиционного природопользования местного значения «Кедр» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья В.Н. Романова

Мотивированное решение суда изготовлено 12 ноября 2021 года.

Судья В.Н. Романова