ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-234/2021 от 20.02.2021 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-234/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Череповец 20 февраля 2021 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьиСлягиной И.Б.,

при секретаре Мазуровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о возложении обязанности согласовать схему и заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности,

у с т а н о в и л:

административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным искомк администрации Череповецкого муниципального района, об отмене решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области <№> от <дата>, возложении обязанности согласовать схему и заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, по тем основаниям, что <дата> она обратилась в администрацию Череповецкого района с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером <№>, принадлежащего ей на праве собственности. <дата> она обнаружила в открытом доступе на информационном ресурсе Федеральной службы государственной регистрации и картографии «Росреестр» «Публичная кадастровая карта», что возле ее земельного участка имеется утверждённая схема земельного участка (территории) общего пользования с указанием документа об утверждении схемы-решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> <№>. <дата>по информации сайта Госуслугона получила отказ по ее заявлению.По результатам рассмотрения на заседании земельной комиссии <дата>принято решение об отказе в перераспределении вышеуказанного участка, в связи с тем, что местоположение земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк (решение Комитета имущественных отношений от <дата>). <дата>Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Череповецкого района ей сообщило, что программой «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог и искусственных сооружений общего пользования муниципального значения Череповецкого района на <дата>-2025 годы» проведение работ по благоустройству в <адрес> не запланировано. Так же ей сообщалось, что мероприятия по благоустройству разрабатываются на основании Проекта планировки территории, с которым она может ознакомиться на официальном сайте администрации Череповецкого района.На указанном сайте информация о существовании Проекта планировки на территории <адрес> отсутствует. <дата>администрация МО Югское в ответе № <№> сообщает, что работы по строительству дорог на ближайшие два года в <адрес> не запланированы.На сайте Череповецкого района в разделе «Управление и распоряжение землей» ни во вкладке «Извещения о предоставлении земельных участков в собственность или аренду», ни во вкладке «Разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута» информация о выделении какоголибо участка для каких-либо целей рядом с ее участком в <адрес> отсутствует. О выдаче разрешения информация предоставлена полностью, содержит схему расположения на кадастровом плане территории. <дата>ответом № <№> администрация Череповецкого района сообщилаей, что в рамках исполнения решения земельной комиссии от <дата> решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого района от <дата> года <№> на территорию, прилегающую к земельным участкам с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>,<№>, <№>, <№>, <№>, <№>, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данная территория необходима для возможности разворота и беспрепятственной расчистки снега в зимний период. <дата> онаполучила копию ответа администрации Череповецкого района на ее обращение депутату ЗСО Вологодской области.В связи с ограниченным финансированием в районе, а так же с отсутствием проекта межевания территории и утверждённых в установленном порядке красных линий, с целью предотвращения спорных ситуаций, решением Комитета имущественных отношенийадминистрации Череповецкого муниципального района от <дата> <№> была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с видом разрешённого использования - земельные участки (территории) общего пользования.На запрос о предоставлении копии решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата><№> ФИО1 получила отказ в предоставлении этого документа от <дата>№ <№>.На повторный запрос от <дата> о предоставлении копии решенияКомитета имущественных отношений администрацииЧереповецкого района от <дата> <№> и решения земельной комиссии от <дата> получила отказ от <дата> № <№>.Копию решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого района от <дата> <№> и выписку из протокола земельной комиссии от <дата> административный истец получила только после ее обращения в прокуратуру Череповецкого района о нарушении ее прав на предоставление информации со стороны администрации Череповецкого района <дата>.<дата> решением №<№> Череповецкого районного суда Вологодской области ФИО1 отказано в удовлетворении требований обоспаривании решений администрации Череповецкого района № <№> от <№> и №<№> от <№>, при этом суд учитывает, что ФИО1 не лишена возможности обратиться за утверждение новой схемы, соответствующей предельному максимальному размеру земельного участка, который может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Вологодский областной суд решением от <№> №<№> оставил решение Череповецкого районного суда без изменения.В предоставленных ей копиях решения Комитетаимущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <№><№> отсутствует схема расположения земельного участка в виде образа электронного документа. Электронный образ документа должен содержать оттиск электронной подписи с датой создания документа. У нее есть очень большие сомнения в том, что схема расположения, созданная администрацией Череповецкого муниципального района, была создана в период до подачи ею заявления о перераспределении <дата>. Не имеется на копии схемы и оттиска печати администрации Череповецкого района,которая должна быть на документе, если он составлялся в бумажном виде. В
решении об утверждении схемы расположения земельного участка Комитета
имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от<№><№>отсутствует ссылка на пункты Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), которые
являются основанием для образования земельного участка, согласно
предоставленной схеме расположения. Отсутствует информация,
предусмотренная пунктом 18 статьи 11.10 ЗК РФ.Из выписки протокола понятно, что с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка приблизительной площадью 2200 кв.м с видом разрешённого использования - земельные участки (территории) общего пользования расположенного в <адрес> МО Югское Череповецкого района обратился Комитет имущественных отношений. На основании ответа администрации от <дата> для обеспечения возможности разворота транспорта и беспрепятственной чистки снега в зимний период. Положения о Комитете имущественных отношений Череповецкого муниципального района Вологодской области от <дата> (в новой редакции) не предусматривает полномочий комитета по решению жилищно-коммунальных вопросов.На заседании земельной комиссии <дата> не присутствовала глава МОЮгское.Считает, решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> <№> принято с нарушением регламента, норм ЗК РФ, нарушает ее права, права и законные интересы граждан (жителей) деревни и муниципального образования Югское, не соответствует муниципальной программе «Совершенствование управлением муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального района на <дата>-2025 годы», утверждённой постановлением района от <дата> № <№>.

Просила отменить решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого района от <дата> <№>; возложить обязанность согласовать схему, заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 418 кв.м, с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» по адресу <адрес> муниципального образования Югское, предоставленную ею в заявлении <дата> года в администрацию Череповецкого района.

Определением суда от 01.02.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области.

Определением суда от 20.02.2021 производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, администрации Череповецкого муниципального района в части отмены решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области <№> от <дата> прекращено.

В судебном заседанииадминистративный истец –ФИО1 свое административное исковое заявление поддержала, по изложенным в нем основаниям. Суду пояснила, что в <дата> году она произвела раздел принадлежащего ей земельного участка площадью 1800 кв. м, чтобы воспользоваться правом перераспределения земельного участка площадью 418 кв. м и земель, собственность на которые не разграничена, с целью увеличения площади принадлежащего ей земельного участка.

В судебное заседание представитель административных ответчиков: администрации Череповецкого муниципального района, Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. От представителя административных ответчиков по доверенностям – ФИО2, поступили письменные отзывы на административный иск, в которых просил дело рассмотреть в его отсутствие. Указал, что ФИО1 обратилась в администрацию района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 418 кв.м с целью образования нового земельного участка площадью 710 кв.м, расположенного в <адрес>. <дата> Администрацией отказано заявителю в перераспределении, поскольку земельный участок пересекает границы земель общего пользования, установленные схемой границ земельного участка, утвержденной решением Комитета от <дата> <№>. В рассматриваемом случае имеет место захват земель общего пользования (проезда и части улицы). В <дата> году ФИО1, являясь правообладателем земельного участка площадью 1500 кв.м обращалась за перераспределением земельного участка путем прибавления 399 кв.м, что было согласовано. В том же году ФИО1 повторно обратилась за перераспределением земельного участка площадью 1899 кв.м, путем прибавления 292 кв.м. Однако, часть земель, за счет которых ФИО1 предлагала перераспределить свой земельный участок, отнесен к землям общего пользования. В <дата> году ФИО1 разделила свой участок на два участка: площадью 1481 кв.м и 418 кв.м, а затем обратилась за перераспределением последнего, намереваясь прибавить те же 292 кв.м. На момент обращения ФИО1 решением Комитета от <дата> <№> была утверждена схема расположения земельного участка, зафиксированы границы земель общего пользования. <дата> решением Комитета <№> на основании акта государственного земельного надзора от дата> решение <№> отменено. Принято новое решение №<№>, которое утвердило границы земель общего пользования с учетом акта Росреестра. Просили в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

По смыслу приведенных норм права в их системной связи и в соответствии с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ оспариваемое решение может быть признано незаконным лишь при совокупности тех условий, что оно, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственностьна которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ)(пункт 4).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).

Статьей 39.28 ЗК РФпредусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом согласно статье 39.29ЗК РФ процедура заключения такого соглашения инициируется заявлением заинтересованного лица о перераспределении земельных участков.

Согласно пунктам 1, 8 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 12 статьи1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Таким образом, нормы действующего законодательства не содержат ограниченного перечня объектов, которые могут являться землями общего пользования.

В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что <дата> ФИО1 обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 1500 кв.м, расположенного в <адрес> Домозеровского сельсовета Череповецкого района. По данному заявлению вынесено постановление от <дата> №<№> «Об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельного участка».

<дата> ФИО1 обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 1500 кв.м, расположенного в <адрес>. Приложенная к данному заявлению схема расположения земельного участка утверждена решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> №<№>. Решение о перераспределении было принято с учетом земель общего пользования (проходов, проездов к существующим земельным участкам), площадь образуемого земельного участка составила 1899 кв.м.

В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым номером <№>, который состоит из земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 1500 кв.м и земель, находящихся государственнойсобственности площадью 399 кв.м.

<дата> Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района и ФИО1 заключили соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№>.

ФИО1 обратилась в администрацию района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> с видом разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1899 кв.м, расположенного в <адрес>.

На данное заявление ФИО1 было подготовленописьмо от <№> №<№> об отказе в перераспределении земельногоучастка, в связи с тем, что перераспределение предполагается за счет земель общего пользования.

Данный отказ был обжалован ФИО1 в судебном порядке. Решением Череповецкого районного суда от <дата> ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными решений администрации района отказано. Апелляционным определением Вологодского областного суда от <№> №<№> решение суда от <дата> оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения. Судом установлено, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок, расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена и используется для прохода (проезда) неопределенного круга лиц. По мнению судебной коллегии ФИО1 злоупотребила правом, и в обход действующего земельного законодательства, под видом перераспределения земельных участков, фактически имела намерение образовать новый земельный участок путем присоединения к принадлежащему ей на праве собственности исходному земельному участку, земель государственная собственность на которые не разграничена, из которых мог бы быть сформирован самостоятельный земельный участок для предоставления его на торгах, поскольку по общему правилу, закрепленному в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Между тем действующее законодательство исходит из презумпции добросовестности участников гражданского оборота.

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 418 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером <№> на два земельных участка площадями 418 кв.м и 1481 кв.м.

<дата> ФИО1 обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 418 кв.м, расположенного в <адрес>.

Решением администрации Череповецкого муниципального района, оформленным письмом от <дата>№ <№>, административному истцу отказано в перераспределении вышеуказанного земельного участка со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт6 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что местоположение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек(решение Комитета имущественных отношенийадминистрации Череповецкого муниципального района от <дата> <№>).

Из материалов дела следует, что <дата> решением Комитета администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области <№> на основании акта Государственного земельного надзора от <дата> вышеуказанное решение <№> от <дата> отменено.

Решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от <дата> №<№> утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории №<№> площадью 1994 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, территориальная зона «Ж-2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами»; установлен вид разрешенного использования образуемому земельному участку: земельные участки (территории) общего пользования; ограничения и обременения: Водоохранная зона Рыбинского водохранилища.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок занимает часть земельного участка, границы которого утверждены решением Комитета от <дата> №<№>.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска ФИО1

Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к администрации Череповецкого муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о возложении обязанности согласовать схему, заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 418 кв.м, с видом разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства по адресу <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Б. Слягина

Текст мотивированного решения составлен 10 марта 2021 года.

Согласовано

Судья И.Б. Слягина