ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2351/2023 от 31.08.2023 Демския районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2а-2351/2023

УИД 03RS0001-01-2023-001979-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2023 года г. Уфа

Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Киекбаевой А.Г.,

при секретаре Ильясовой Г.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернышов О.В. к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Чернышов О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан о признании действий незаконными, указав, что 23.05.2023 года заявитель обратился в прокуратуру Демского района г.Уфы (исх. №23-0523-1151 от 23 мая 2023) с заявлением о привлечении к административной ответственности и проведении прокурорской проверки по факту неудовлетворительного состояния детской площадки во дворе домов №12 и №12/1 по улице Дагестанской города Уфы.

25.05.2023 из прокуратуры района поступил ответ за подписью заместителя прокурора района ФИО3. в котором указано, что в соответствии с ч. 18 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы по ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Указано и на то, что обращение для рассмотрения по существу направлено в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Государственный комитет по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан.

По истечении 1 месяца 20 дней у административного истца отсутствует процессуальный документ, принятый в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ.

Административный истец с учетом уточнений просит признать незаконными действие (бездействие), допущенное административным ответчиком, выразившееся в не принятии (не направлении) Чернышов О.В. решения в форме процессуального документа, принятого в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ по заявлению Чернышов О.В. (исх.№23-0523-1151 от 23 мая 2023) о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.6.25 КоАП РФ;

обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Чернышов О.В., указав в резолютивной части решения суда разумный срок совершения таких действий;

признать незаконным действие, допущенное административным ответчиком, выразившееся в направлении в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан заявления Чернышов О.В. (исх.№23-0523-1151 от 23 мая 2023) о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.6.25 КоАП РФ.

Административный истец Чернышов О.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан по доверенности Зиакаев Б.Р. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать.

Представитель заинтересованных лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Прокуратуры Демского района г. Уфы Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, административного ответчика, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Судом установлено, что 23.05.2023 Чернышов О.В. через интернет-приемную прокуратуры Республики Башкортостан обратился с заявлением о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 6.25 КоАП РФ. В обоснование своих требований сослался на то, что во дворе дома № 12 и 12/1 по ул. Дагестанской г. Уфы находится детская площадка в неудовлетворительном состоянии. В нарушение Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2013 № 182-ст игровое оборудование нуждается в обновлении и покраске, отсутствуют знаки о запрете курения и информационные таблички, содержащие правила эксплуатации и возрастные ограничения, номера телефонов службы спасения, скорой помощи. Обращение зарегистрировано 23.05.2023.

Прокуратурой Демского района г.Уфы обращение Чернышов О.В. перенаправлено для рассмотрения по существу в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Государственный комитет по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан.

На обращение Чернышов О.В., поступившее из прокуратуры Демского района г. Уфы, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ письмом от 06.07.2023 сообщило заместителю прокурора Демского района г. Уфы о том, что вопросы, указанные в заявлении Чернышов О.В. в соответствии с приказом Росздравнадзора от 06.10.2020 № 9133 «Об утверждении Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан№ не относятся к компетенции ТО Росздравнадзора по Республике Башкортостан.

27.06.2023 Чернышов О.В. обратился к прокурору Демского района г. Уфы с жалобой на то, что не получил ответ на свое обращение от 23.05.2023 № 23-0523-1151, просил разъяснить какие меры прокурорского надзора были приняты прокуратурой района, считает ли прокурор принятые меры достаточными для предотвращения угрозы жизни и здоровью детей, какие меры, когда и кем были приняты для приведения указанной детской площадки в соответствии с требованиям, предъявляемыми к детским игровым площадкам федеральным законодательством, разъяснить которые должностные лица были привлечены к ответственности, когда и к какой.

04.07.2023 указанное обращение прокуратурой Демского района г. Уфы РБ перенаправлено в ТО Росздравнадзлоа по РБ, Госкомитет по жилищному и строительному надзору РБ, Управление Роспотребнадзора по РБ.

В свою очередь 20.07.2023 ТО Росздравнадзора по РБ обращение перенаправило в Управление Роспотребнадзора по РБ для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

Уведомление о перенаправлении обращения вручено Чернышов О.В. в судебном заседании.

Согласно положениям ч.1 статьи 28.3 КОАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу ч. 1 статьи 23.13 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе, предусмотренные ст. 6.25 названного Кодекса.

В соответствии с п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.25 КоАП РФ.

Таким образом, полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении по ст. 6.25 КоАП РФ обладают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а также должностные лица органов осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно статье 21 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 (далее - Положение N 323), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

В разделе 5 Положения N 323 установлено, что к полномочиям Росздравнадзора относятся в том числе: проведение проверок соблюдения субъектами обращения медицинских изделий правил в сфере обращения медицинских изделий; государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок; проверка деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения.

Согласно приказу Росздравнадзора от 06.10.2020 № 9133 «Об утверждении Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан», в полномочия Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан входит государственный контроль за обращением медицинских изделий; государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности; выборочный контроль качества лекарственных средств для медицинского применения; государственный контроль за деятельностью в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов; выборочный контроль качества биомедицинских клеточных продуктов посредством отбора образцов биомедицинских клеточных продуктов у субъектов обращения биомедицинских клеточных продуктов в целях проведения испытаний на их соответствие требованиям нормативной документации на биомедицинский клеточный продукт; ведение федерального сегмента единою реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти объемов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности; в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование определенных видов деятельности; проверку деятельности медицинских и аптечных организаций, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения; прием и учет уведомлений о начале осуществления деятельности в сфере обращения медицинских изделий; контроль за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность; использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий; за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий; за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; контроль за эффективностью и качеством выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданного полномочия.

Из указанного следует, что вопросы соблюдения законодательства на детских площадках многоквартирных домов не входят в компетенцию ТО Росздравнадзора по РБ, соответственно, по факту отсутствия знака о запрете курения административный орган не уполномочен составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 6.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку оснований для рассмотрения ТО Росздравнадзора по РБ обращения Чернышов О.В. о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц по ч.1 ст. 6.25 КоАП РФ в порядке КоАП РФ не имелось, обращение правомерно было направлено для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Управление Роспотрбнадзора по РБ. В данном случае бездействие ТО Росздравнадзора по РБ отсутствует.

Кроме того, суд исходит из того, что возможность обжалования бездействия административного органа в части возбуждения или невозбуждения дела об административном правонарушении ни Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ни Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Чернышов О.В. к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан о признании незаконными действий, выразившихся непринятии решения в форме процессуального документа в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ по заявлению о привлечении к административной ответственности, и в направлении в Управление Роспотребнадзора по РБ заявления о привлечении к административной ответственности оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы РБ со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Киекбаева А.Г.