ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2354/2016 от 28.06.2016 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-2354/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2016 года г.Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Бабаниной О.М.,

при секретаре Шиховой Н.Н.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ФИО3 по доверенности

третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к войсковой части о признании незаконным отказа войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании строительства индивидуального жилого дома,

Установил:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к войсковой части о признании незаконным отказа войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании строительства индивидуального жилого дома, по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Данный земельный участок образован собственником ФИО2 путем деления земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка. На земельный участок с кадастровым номером в 2012 г. было получено разрешение на строительство и возведен фундамент, который нанесен на чертеже градостроительного плана земельного участка, утвержденного Постановлением Администрации Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в войсковую часть для получения согласования на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в получении согласования войсковой частью 88503. Считает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит требованиям ст. 51 Градостроительного Кодекса. Кроме этого, поскольку разрешенное использование земельного участка определено: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок расположен в ЖУ «Зона усадебной жилой застройки» к нему предъявляются требования, а именно предельное количество этажей 3 этажа, включая цокольный и мансардный этажи или предельная высота зданий строений и сооружений 12 м. Объект, фундамент возведен в 2011 г., после чего получено разрешение на строительство, но не был постановлен на кадастровый учет как объект незавершенного строительства, и на сегодняшний день фундамент существует, считает, что отказ войсковой части является незаконным и ограничивает ее права истца как собственника земельного участка.

Просит признать решение войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании строительства индивидуального жилого дома незаконным.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, суду пояснила, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок в <адрес> участок образован ее матерью путем делении земельного участка, принадлежащего на праве собственности матери на два земельных участка. Ранее ее матери было дано разрешение на строительство, в настоящее время, т.к. образован новый земельный участок, собственником которого является истец ей необходимо получить разрешение на строительство. Однако войсковая часть отказала в согласовании строительства индивидуального жилого дома, по тем основаниям, что земельный участок находится на приаэродромной территории с повышенным уровнем шума. Считает данный отказ незаконным, поскольку противоречит Градостроительному Кодексу, а также тому, что ранее было дано разрешение на строительство на земельном участке, принадлежащим на праве собственности ее матери в 2012 <адрес> отказ нарушает ее права как собственника земельного участка, т.к. она имеет право построить дом.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, в связи с тем, что согласно статьям 46, 47 Воздушного кодекса РФ, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 11.03.2010 определено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов- окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Согласно таблице №3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96. шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, санитарные нормы, «уровень шума на территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, не должен превышать 55 дБа днем и 45 дБа ночью». Земельный участок истца находится на территории вс зоной сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум» государственной авиации с максимальным уровнем звука до La - 81 дБа, с нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток, следовательно, в настоящий момент жилая застройка в данном населенном пункте запрещена. Нахождение человека в условиях превышения предельно-допустимого уровня шума представляет опасность для здоровья человека. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, не допускается (ст. 23 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

На основании вышеизложенного и в связи с возможным негативным воздействием полетов воздушных судов и оборудования аэродрома на здоровье граждан, согласно требований законодательства Российской Федерации, запрещается строительство жилых домов на данных земельных участках. Просит в иске отказать.

Третье лицо ФИО2 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Свидетель ФИО4 суду пояснил, что территория <адрес> находится в приаэродромной территории, данная территория входит в зону «г» с максимальным уровнем звука до La - 81 дБа, на которой строительство жилых зданий запрещается. Кроме этого войсковая часть не выдает разрешение на строительство, а выдает заключение.

Суд, выслушав пояснения сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 4 статьи 51 ГрК Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Частью 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу части 13 статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1. и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве", приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 7).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка – земельный участок имеет ограничения (обременения) прав: зона с особыми условиями использования – приаэродромная территория аэропорта Большое Савино (л.д. 8-11).

ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 88503 было отказано в согласовании строительства по причине того, что территория в месте строительства по пригодности к застройке ограничена, находится в непосредственной близости от аэродрома Пермь (Большое Савино) в сверхнормативной зоне воздействия по фактору «авиационный шум» с максимальным уровнем звука LA>81дБА (зона «Г») с нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток. (л.д. 6).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 г. № 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации» государственный аэродром Пермь (Большое Савино) находится в ведении Министерства обороны РФ и предназначен (разрешен) для совместного базирования АО «Международный аэропорт «<данные изъяты>».

В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно пункту 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года N 138, приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

В силу пункта 59 Федеральных правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

Земельный участок заявителя с кадастровым номером 59:32:0750001:202 расположен на приаэродромной территории, что подтверждается градостроительным планом земельного участка (л.д. 42-48), утвержденного распоряжением Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района 31.12.2015 г. № 2020.

Из выписки из Приказа МО РФ от 02.11.2006 г. № 059 «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации» усматривается, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности истцу, расположен в зоне с максимальным уровнем звука LA>81дБА (зона «Г»).

Согласно заключению командира войсковой части 88503 территория в месте строительства по пригодности к застройке ограничена, находится в непосредственной близости от аэродрома Пермь (Большое Савино) в сверхнормативной зоне воздействия по фактору «авиационный шум» с максимальным уровнем звука LA>81дБА (зона «Г») с нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток. Нахождение человека в условиях превышения предельно-допустимого уровня шума представляет опасность для здоровья человека.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, не допускается.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что действующее законодательство предусматривает прямой запрет размещать жилые дома в пределах зон шумового воздействия аэропорта, что направлено на обеспечение профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье населения, а также учитывая, что при вынесении оспариваемого заключения командир войсковой части руководствовался требованиями ст. 46 Воздушного Кодекса, Приказом МО РФ от 02.11.2006 г. № 059 «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации», данное заключение вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах его компетенции, у суда отсутствуют правовые основания для признания отказа в согласовании на строительство индивидуального жилого дома от 20.04.2016 г. незаконным.

Доводы истца о том, что в 2012 г. Архитектурно-строительной инспекцией ФИО2 было выдано разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 59:32:0750001:3 (л.д. 34-40), принадлежащем на праве собственности ФИО2 (л.д. 12) не имеет юридического значения для разрешения настоящего спора., поскольку в данном конкретном случае обжалуется отказ войсковой части 88503 в согласовании на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности истцу ФИО1, т.е. на ином земельном участке.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном случае совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к войсковой части о признании незаконным отказа войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Копия верна:

Судья О.М. Бабанина

Мотивированное решение составлено 04 июля 2016 г.