Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Геленджик «18» июля 2019 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
Председательствующего - судьи: Тарасенко И.А.,
при секретаре судебного заседания: Авакимовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ширкина Л.Н. к УФССП России по Краснодарскому краю, Геленджикскому ГОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю о признании решений, действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Ширкин Л.Н. обратился в суд с административным иском к УФССП России по Краснодарскому краю, Геленджикскому ГОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП Чернецкой С.Ю., выразившееся в не передаче длительный период времени исполнительного документа и материалов исполнительного производства в отношении него (административного истца) по делу о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего сына, по установленной законом территориальности, т.е. по месту его жительства в МОСП по <адрес> и <адрес>.
Требования мотивированы тем, что судебным приказом мирового судьи судебного участка №<адрес> края от 27.04.2012 года по делу № с него (административного истца) в пользу Стоянковой Т.В. взысканы алименты на содержание сына Елисея, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере ? части заработной платы и/или иного дохода, ежемесячно по день совершеннолетия ребенка. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Геленджикского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство №-ип. Место возбуждения исполнительного производства было обусловлено временным проживанием должника по адресу: <адрес>. Однако, в 2016 году он (административный истец) выехал на постоянное место жительство в <адрес> по настоящее время проживает по указанному адресу в <адрес>, в связи с чем, неоднократно обращался к судебному приставу-исполнителю Геленджикского ГОСП Чернецкой С.Ю., с просьбой направить исполнительное производство по месту проживания, которые оставлены без внимания. Считает, что бездействие административного ответчика, нарушает его права и интересы, в связи с чем, обратился в суд.
Административный истец, административные ответчики - представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Геленджикского ГОСП УФССП по КК, заинтересованное лицо Стоянкова Т.В. в судебное заседание не явилась, несмотря на то, что о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами гражданского дела, ходатайств от отложении не представили, об уважительных причин неявки в судебное заседание не сообщили и не просили рассмотреть дело в своё отсутствие.
При этом, судебный пристав – исполнитель ГОСП УФССП по КК Чернецкая С.Ю. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также в материалах дела имеются письменные возражения, согласно которым просила в удовлетворении требований Ширкина Л.Н. отказать, поскольку права административного истца не нарушены, при этом передача исполнительного производства в другое отделение СП проводится в электронной форме. Однако, в настоящее время произошел системный сбой, что затруднило совершение действий в порядке ст. 33 Закона об исполнительном производстве.
Явка не явившихся в судебное заседание лиц не признавалась судом обязательной, в связи с чем, суд находит возможным, рассмотреть настоящее дела в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит положениям ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При рассмотрении дела обстоятельств, свидетельствующих о пропуске Ширкиным Л.Н. срока обращения в суд, не установлено.
В силу ч. 8, ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для признания действий (бездействия) незаконным требуется совокупность двух обстоятельств – несоответствие закону и нарушение прав административного истца.
Статьями 1 и 12 Закона РФ "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 2, ст. 4 Закона РФ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка №<адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника Ширкина Л.Н., судебным приставом-исполнителем Геленджикского ГОСП УФССП по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство №-ип по взысканию алиментов на содержание несовершеннолетнего сына, в пользу Стоянковой Т.В., в размере ? части заработной платы и/или иного дохода, ежемесячно по день совершеннолетия ребенка.
Статьей 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об исполнительном производстве", если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Судом установлено, что на момент возбуждения исполнительного производства должник Ширкин Л.Н. проживал в <адрес>, что не оспаривается. Однако, в настоящее время Ширкин Л.Н. выехал на постоянное место жительство по месту регистрации в <адрес>, в связи с чем, обратился в Геленджикский ГОСП с ходатайством о передаче исполнительного производства на исполнение по месту его фактического жительства.
Факт получения Геленджикским ГОСП вышеуказанных уведомлений подтверждается материалами дела и не оспаривается административным ответчиком.
Частью 7 статьи 33 закона Об исполнительном производстве предусмотрено, что если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.
Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.
Таким образом, исполнительное производство подлежит передаче в другое подразделение судебных приставов при наличии одновременно двух условий: 1) изменения местожительства должника или места его пребывания; 2) установления факта отсутствия имущества должника на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя.
В этом случае судебному приставу-исполнителю необходимо также вынести постановление в порядке ст. 14 Закона об исполнительном производстве.
Вместе с этим, несмотря на то, что административный истец изменил место жительство, им не представлено доказательств отсутствия имущества на территории <адрес>.
Обращаясь в суд с административным иском Ширкин Л.Н. указал на бездействие судебного пристава, а также нарушение его прав, доказывание и установление которых является обязательным условием для удовлетворения требований.
Однако, суд, анализируя представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что бездействия при осуществлении полномочий судебного пристава – исполнителя, в рамах закона об исполнительном производстве не имеется.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
К бездействию относится также не рассмотрение или несвоевременное рассмотрение обращения граждан уполномоченным должностным лицом.
Согласно материалам дела, административный ответчик, с целью выполнения положений ст. 33 Закона об исполнительном производстве, принял все зависящие от него меры, направленные на передачу исполнительного производства по месту жительства должника. При этом сбой в программе при формировании постановления о передачи ИП вызван техническими неполадками, в связи с чем направлены заявки на их устранение от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не привели к нарушению прав и законных интересов последнего, и доказательств этому не представлено, с учетом того, что имеет место фактическое беспрерывное перечисление алиментных обязательств.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, суд признает доводы административного истца не соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими его права, свободы и законные интересы, и полагает требования Ширкина Л.Н. не подлежащими удовлетворению, что не противоречит ч. 2 ст. 227 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст.175 – 180,219,226,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ширкина Л.Н. к УФССП России по Краснодарскому краю, Геленджикскому ГОСП Управления федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю о признании решений, действий (бездействия) незаконными – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 июля 2019 г.