к Делу № 2а-2356/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 13 декабря 2017 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Безугловой Н.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФКУ Упрдор «Черноморье» ФИО2,
при секретаре: ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО5 ФИО6 к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» и Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации о признании незаконными действий по согласованию съезда-примыкания к автомобильной дороге и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» и Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации о признании незаконными действий по согласованию съезда-примыкания к автомобильной дороге и возложении обязанностей.
В обосновании заявления указал о том, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, с категорией земель - земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> На указанном земельном участке им планируется осуществить строительство объекта сельскохозяйственного производства, однако данный земельный участок не имеет подъездов, съездов (выездов), примыканий. В связи с чем, для использования земельного участка по его целевому назначению, необходимо строительство съезда с Федеральной автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский в районе <адрес> км. <данные изъяты> м. Он обратился в Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», однако ему было отказано в выдаче технических требований и условий на строительство съезда-примыкания к принадлежащему земельному участку, считает, что данный отказ нарушает его конституционные права и законные интересы как собственника данного земельного участка. Просит признать незаконными действия Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации по отказу в согласовании технических условий и требований на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельхозпроизводства в <адрес> к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км. <данные изъяты> слева, в границах населенного пункта, за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах СПК «Нива». Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по отказу в согласовании технических условий и требований на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельхозпроизводства в границах <адрес>» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты> слева в границах населенного пункта за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги к спорному земельному участку. Обязать Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» согласовать технические условия и требования на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельхозпроизводства в границах <данные изъяты>» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты> слева в границах населенного пункта, за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах <адрес>». Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» выдать ФИО1, технические условия и требования на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельхозпроизводства в границах <данные изъяты>» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты>, слева в границах населенного пункта за пределами полосы отвода автомобильной дороги к указанному земельному участку.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и просил удовлетворить заявленные исковые требования, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны. Согласно представленных письменных возражений, пояснил, что административный истец не обращался в Росавтодор за согласованием и выдачей технических требований и условий на строительство съезда-примыкания, соответственно Федеральное дорожное агентство не давало истцу отказа в таком согласовании. Считает, что Федеральное дорожное агентство не является надлежащим ответчиком по данному спору, а также, что административным истцом пропущен срок обращения с административным иском в суд, в связи с чем, просит в иске ФИО1 отказать.
Представитель ответчика ФКУ Упрдор «Черноморье» в судебном заседании административный иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, дополнительно пояснив, что по данному иску ФКУ Упрдор «Черноморье» является ненадлежащим ответчиком, поскольку данный участок автомобильной дроги общего пользования федерального значения передан ФКУ Упрдор «Черноморье» на праве оперативного управления, на основании правоудостоверяющих документов.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно п.8 ст. 226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенными властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В соответствии с пп.1 п.3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Как было установлено в судебном заседании ФИО1 обратился в Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (Упрдор «Черноморье»), за выдачей технических требований и условий на съезд-примыкание к принадлежащему ему земельному участку. 27.04.2017 за номером 4066/09 ему было отказано в выдаче технических требований и условий на съезд-примыкание к принадлежащему ему на праве собственности земельному участку. Согласно ответу Упрдор «Черноморье», административному истцу отказано в выдаче таковых в связи с тем, что проект технических требований и условий на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельхозпроизводства в границах <данные изъяты>» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты> слева в границах населенного пункта за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги не согласован Федеральным дорожным агентством по причине несоответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 №767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями.
В соответствии с ч.1 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ-257) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Согласно ст. 20 ФЗ-257 строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ФЗ-257 разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении автомобильных дорог федерального значения является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального назначения либо их участков; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального назначения и т.д.» предоставление государственных услуг в части выдачи разрешений на строительство, реконструкцию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения выдается уполномоченными органами.
В связи с чем, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении автомобильных дорог федерального значения является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта РФ.
На территории Краснодарского края таким уполномоченным органом является Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» - Упрдор «Черноморье».
В судебном заседании установлено, что спорный участок дороги общего пользования А-146 Краснодар-Верхнебаканский находится в федеральной собственности, а уполномоченным органом по распоряжению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта РФ и только с его согласия Упрдор «Черноморье» имеет право выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, ремонт съездов, примыканий. Что подтверждается материалами дела, а именно: обращением Упрдор «Черноморье» в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта РФ с заявлением о согласовании проекта технических требований и условий по заявлению ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ; ответами Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ в адрес Упрдор «Черноморье» содержащие отказ в согласовании технических условий по обращению ФИО1; ответы Упрдор «Черноморье» по причине не согласования его проекта Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) Министерства транспорта РФ за №1436\09 от 14.12.2016 года и № 4066\09 от 27.04.2017 года.
В связи с чем, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта РФ и Упрдор «Черноморье» являются надлежащими ответчиками, поскольку административный истец просит признать незаконными действия Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ по отказу в согласовании технических условий и требований на проектирование и строительство съезда–примыкания к спорному земельному участку и признать незаконными действия Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по отказу в согласовании технических условий и требований на проектирование и строительство съезда-примыкания к земельному участку и обязать произвести действия, которыми ответчики наделены в рамках действующего законодательства РФ.
Поэтому доводы административных ответчиков о том, что они являются ненадлежащими, несостоятельны и судом не принимаются.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с пп. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, при территориальном землеустройстве в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Судом установлено, что обеспечить доступ к эксплуатации спорного земельного участка иным способом, кроме как строительства съезда-примыкания с автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский не представляется возможным.
Каких-либо запретов на осуществление примыканий с автомобильных дорог федерального назначения к земельным участкам любого разрешенного использования, законодательством РФ не предусмотрено. Единственным условием строительства съездов-примыканий является получение и согласование технических условий и требований уполномоченными органами.
В судебном заседании были исследованы копии документов, согласно которых начальник Упрдор «Черноморье» ФИО4 направил, в соответствии с установленной процедурой согласования, в адрес Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ проект технических требований и условий на проектирование и строительства съезда-примыкания (раздельный на въезд и выезд) к спорному земельному участку по заявлению ФИО1 от 11.10.2016 года под № 11750\09 в котором дал положительное заключение о размещении съезда-примыкания к земельному участку.
При этом каких-либо доказательств, подтверждающих несоответствие представленного ФИО1 проекта несоблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне, в материалах дела не имеется и заинтересованными лицами не представлено.
Суд принимает во внимание доводы административного истца о невозможности обеспечения подъезда к земельному участку.
При данных обстоятельствах, единственным технически возможным вариантом организации съезда к земельному участку административного истца является строительство примыкания к нему, обратного ответчиками суду не предоставлено.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства, устные и письменные пояснения участников процесса, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности вынесенного решения ответчика, которое нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает последнего права пользования принадлежащим ему на праве собственности земельным участком. Отказ в выдаче и согласовании технических условий фактически создал для истца невозможность осуществления прохода (проезда) к принадлежащему ему на праве собственности земельному участку, что нарушает его права как собственника объекта недвижимого имущества.
В связи с установлением судом незаконности оспариваемого решения ответчика Упрдор «Черноморье», необходимости устранения допущенных нарушений прав истца, суд полагает возможным возложить на ответчиков обязанность по согласованию технических условий и требований на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельхозпроизводства в границах СПК «Нива» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты> слева в границах населенного пункта за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» и Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) Министерства транспорта РФ о признании незаконными действий по согласованию съезда-примыкания к автомобильной дороге и возложении обязанностей удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации по отказу в согласовании технических условий и требований на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельскохозяйственного производства в границах <адрес>» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты> слева в границах населенного пункта за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>».
Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по отказу в согласовании технических условий и требований на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельскохозяйственного производства в границах <адрес>» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты> слева в границах населенного пункта за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>».
Обязать Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» согласовать технические условия и требования на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельскохозяйственного производства в границах <адрес>» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты> слева в границах населенного пункта за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>».
Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» выдать, ФИО1, технические условия и требования на проектирование и строительство съезда-примыкания на территории под строительство объектов сельскохозяйственного производства в границах <адрес>» к автомобильной дороге А-146 Краснодар-Верхнебаканский км <данные изъяты> слева в границах населенного пункта за пределами полосы отвода указанной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья Н.А. Безуглова