ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2357/2023 от 30.06.2023 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-2357/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Афанасьевой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Усовой Ю.В.,

с участием представителей истца ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО29, ФИО5 ФИО30, ФИО6 ФИО31, ФИО7 ФИО32, ФИО8 ФИО33, Громовенко ФИО34, ФИО5 ФИО35, ФИО10 ФИО46, ФИО11 ФИО49, ФИО12 ФИО50, ФИО13 ФИО36, ФИО14 ФИО37, ФИО3 ФИО42, ФИО16 ФИО43, самолданова ФИО47, Животенко ФИО48, ФИО20 ФИО38, ФИО21 ФИО39, ФИО22 ФИО40, ФИО23 ФИО41, ФИО24 ФИО44, Броян ФИО45, ФИО26 ФИО51 к администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» о признании распоряжения администрации незаконным,

установил:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» о признании распоряжения администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ-р незаконным. Делу присвоен а-2357/2023.

ФИО5 обратился в суд с административным иском к администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» о признании распоряжения администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ-р незаконным. Делу присвоен а-2375/2023.

ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 обратились с административным иском к администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» о признании распоряжения администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ-р незаконным. Делу присвоен а-2744/2023.

Указанные гражданские дела объединены к одно гражданское дело с присвоением ему номера а-2357/2023.

Административные исковые требования мотивированы тем, что спорные гаражи были возведены в 90-е годы с устного одобрения местных органов власти, истцы или их правопрешественники на протяжении 30 лет владели и пользовались указанными гаражами, создали ГСК «Автолюбитель». Полагают, что имеют права на получение гаражей в личную собственность в упрощенном порядке (гаражная амнистия).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГСК «Автолюбитель», администрация муниципального образования «грод саратов».

Административные истцы, извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, ходатайств об отложении не заявили.

Представители администрации Ленинского района г.Саратова муниципального образования «город Саратов» в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, указывая, что комитетом муниципального контроля администрации муниципального образования «город Саратов» проведено обследование территории выявлено размещение нестационарных объектов – 28 металлических гаражей по адресу: <адрес>, возле <адрес>, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый гаражами, отсутствует. Владельцы объектов не установлены. Положением о демонтаже самовольно установленных и (или) незаконно размещенных некапитальных нестационарных строений (сооружений) и иных объектов движимого имущества на территории муниципального образования «город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что в случае если владелец самовольных объектов не известен, то руководитель уполномоченного органа издает муниципальный правовой акт о демонтаже самовольных (незаконных) торговых объектов (далее - распоряжение) и уполномоченный орган размещает в день публикации распоряжения на данных объектах извещение с требованием о проведении добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта. Порядок выявления, демонтажа, перемещения, возврата владельцам самовольных (незаконных) объектов, а также порядок компенсации расходов, связанных с демонтажем, перемещением, хранением, транспортированием самовольно установленных и незаконно размещенных объектов, устанавливается муниципальным правовым актом администрации муниципального образования "Город Саратов". Постановлением администрации муниципального образования №город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден такой порядок. Оспариваемое распоряжение вынесено на основании вышеуказанных актов. Истцы не имеют право на предоставление им в собственность земельного участка, расположенного под спорными гаражами, поскольку не истца, не ГСК «Автолюбиль» земельный участок ранее на каком-либо праве не предоставлялся.

Исследовав материалы дела, заслушав представителем административного ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен статус местной администрации как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, наделенного Уставом муниципального образования Полномочиями по решению вопросов местного значения, включает правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, в систему муниципальных правовых актов, а также устанавливает, что глава муниципального образования издает в том числе постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования также издает постановления местной администрации по вопросам местного значения (часть 1 статьи 37, пункт 3 части 1, части 4 и 6 статьи 43).

При этом, частью 6 указанной нормы предусмотрено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В свою очередь, часть 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи).

В силу части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о демонтаже самовольно установленных и (или) незаконно размещенных некапитальных нестационарных строений (сооружений) и иных объектов движимого имущества на территории муниципального образования «город Саратов» (далее – Положение о демонтаже).

Пунктом 1.7 Положения о демонтаже определено, что к некапитальным нестационарным строениям (сооружениям) и иным объектам движимого имущества относятся:

- нестационарные торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания (далее - торговые объекты), в том числе павильоны, киоски, торговые палатки, торговые тележки, вендинговые автоматы, бахчевые развалы, елочные базары, открытые оборудованные площадки по оказанию услуг сезонными (летними) кафе, а также передвижные сооружения;

- отдельно стоящие конструкции, навесы, металлические контейнеры (не предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов), хозяйственные постройки, гаражи, а также иные объекты вспомогательного использования;

- ограждающие устройства (блокираторы, ворота, калитки, шлагбаумы, декоративные ограждения (заборы) и конструкции, другие).

Уполномоченный орган ведет учет выявленных самовольных (незаконных) объектов. Если владелец самовольных (незаконных) объектов неизвестен, руководитель Уполномоченного органа издает муниципальный правовой акт о демонтаже самовольных (незаконных) торговых объектов (далее - распоряжение). Уполномоченный орган размещает в день публикации распоряжения на данных объектах извещение с требованием о проведении добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта в течение 5 рабочих дней со дня официального опубликования и размещения на официальном сайте администрации муниципального образования "<адрес>" распоряжения. Принудительный демонтаж должен быть произведен в срок, указанный в распоряжении, но не позднее 90 дней со дня истечения срока, установленного для добровольного демонтажа (п.2.3, 2.5, 2.6, 2.8 Положения).

Пунктом 2.9. Положения о демонтаже определено, что Порядок выявления, демонтажа, перемещения, возврата владельцам самовольных (незаконных) объектов, а также порядок компенсации расходов, связанных с демонтажем, перемещением, хранением, транспортированием самовольно установленных и незаконно размещенных объектов (далее– Порядок), устанавливается муниципальным правовым актом администрации муниципального образования "Город Саратов".

Согласно разделу 2 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «город Саратов» от 25 апреля 2022 года №1440, выявление самовольно установленных и (или) незаконно размещенных некапитальных нестационарных строений (сооружений) и иных объектов движимого имущества осуществляется, в том числе при осуществлении контроля за использованием муниципального имущества. Информация о выявленных самовольно установленных и (или) незаконно размещенных некапитальных нестационарных строений (сооружений) и иных объектов движимого имущества направляется не позднее семи рабочих дней в администрацию соответствующего района муниципального образования "Город Саратов" или департамент Саратовского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган ведет учет выявленных в границах соответствующего района муниципального образования "Город Саратов" самовольно установленных и (или) незаконно размещенных некапитальных нестационарных строений (сооружений) и иных объектов движимого имущества.

Комитетом муниципального контроля администрации муниципального образования «город Саратов» проведено обследование территории и актом выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ выявлено размещение по адресу: <адрес>, возле <адрес>, нестационарных объектов – 28 металлических гаражей, на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Материалы выездного обследования направлены в соответствии с п.2.2. Положения в администрацию Ленинского района г.Саратова муниципального образования «город Саратов».

Владельцы гаражных боксов администрацией муниципального образования «город Саратов» установлены не были.

В соответствии с п. 2.4. Положения о демонтаже, администрацией Ленинского района муниципального образования «город Саратов» вынесено распоряжение от 20 апреля 2023 года №560-р «О демонтаже самовольно установленных и (или) незаконно размещенных некапитальных нестационарных строений (сооружений) и иных объектов движимого имущества на территории Ленинского района муниципального образования «город Саратов», которым утвержден перечень самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов, подлежащих демонтажу и перемещению, и установлен срок для добровольного демонтажа таких объектов.

В указанный перечень включены 28 металлических гаража, расположенных по адресу: <адрес>, возле <адрес>, установлен 5-дневный срок на добровольный демонтаж гаражей, а также 60-дневный срок на принудительный демонтаж.

Оспариваемое распоряжение ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Саратовская панорама», размещено на официальном сайте администрации муниципального образования «город Саратов».

Процедура принятия оспариваемого распоряжения, форма, вид и порядок его опубликования административным ответчиком соблюдены.

Судом установлено, что металлические гаражи размещены на рассматриваемом земельном участке в 1990-е годы. Собственность на земельный участок, на котором расположены спорный объекты, не разграничена. Административными истцами не представлены документы, подтверждающие предоставление им на каком-либо праве земельного участка для размещения гаражей. ГСК «Автолюбитель» согласно Выписке из ЕГРЮЛ создано ДД.ММ.ГГГГ, при этом земельный участок ГСК не выделялся.

Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками в части, не урегулированной Земельным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, регулируются гражданским законодательством.

В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления выступают в данных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Защита права муниципальной собственности должна осуществляться органом местного самоуправления с соблюдением требований о пределах осуществления гражданских прав, порядка и способов их защиты (статьи 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Нестационарные объекты по своей юридической природе признаются объектом градостроительной деятельности (пункты 1, 10.2, 36, 38 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Использование земельных участков для незаконного размещения нестационарных объектов, без оформленных в установленном порядке уполномоченными органами документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство) может быть расценено как нарушение прав Петрозаводского городского округа на соответствующие земельные участки.

Следовательно, муниципальное образование «город Саратов» в лице уполномоченных органов как субъект прав в отношении земельных участков, как находящихся в муниципальной собственности, так и входящих в территорию муниципального образования, вправе осуществлять их защиту путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке.

В соответствии со статьями 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Реализация обозначенного в Порядке права органа местного самоуправления на самозащиту от незаконного занятия земельных участков осуществляется при обязательном соблюдении этим органом прав владельцев нестационарных объектов как на самостоятельное перемещение спорного объекта, так и на превентивное обжалование соответствующих уведомлений и требований в административном или судебном порядке в случае несогласия с ними.

Предусмотренные данным Порядком сроки, равно как и способы размещения требований и уведомлений о предстоящем перемещении объектов в общедоступных местах и источниках информации, являются достаточными для обеспечения владельцам нестационарных объектов возможности реализовать приведенные выше права, в связи с чем содержащиеся в Порядке нормы обеспечивают необходимый баланс между правами и обязанностями участников обеих сторон спорных правоотношений.

Кроме того, довод административных истцов о наличии у них права на приобретение земельного участка, на котором расположены спорные объекты, в собственность в упрощенном порядке не состоятелен.

Так, согласно п.2 ст.3.7. Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до ДД.ММ.ГГГГ гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:

1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;

2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

В силу п.20 ст.3.7. вышеуказанного Федерального закона гражданин вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Поскольку земельный участок не предоставлен истцам или ГСК на каком-либо праве, гаражи не являются капитальными строениями, право собственности на указанные объекты у истцов отсутствует, то оснований для предоставления истцам в собственность земельного участка не имеется.

Поскольку оснований для признания распоряжения администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ-р незаконным не имеется, то в удовлетворении административных исковых требований необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 ФИО52, ФИО5 ФИО53, ФИО6 ФИО68, ФИО7 ФИО69, ФИО8 ФИО59, Громовенко ФИО58, ФИО5 ФИО54, ФИО10 ФИО66, ФИО11 ФИО67, ФИО12 ФИО70, ФИО13 ФИО71, ФИО14 ФИО60, ФИО3 ФИО57, ФИО16 ФИО56, самолданова ФИО55, Животенко ФИО64, ФИО20 ФИО72, ФИО21 ФИО73, ФИО22 ФИО61, ФИО23 ФИО62, ФИО19, Броян ФИО63, ФИО26 ФИО65 к администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» о признании незаконным распоряжения администрации Ленинского района муниципального образования «город Саратов» от 20 апреля 2023 года №560-р отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня его принятия.

Решение в мотивированной форме изготовлено 14 июля 2023 года.

Судья Н.А. Афанасьева