ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2358/2022 от 02.08.2022 Кировского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-2358/2022

УИД 16RS0047-01-2022-003837-52

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 августа 2022 года г. Казань

Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи А.Р. Андреева, при секретаре судебного заседания Ю.В. Минуллиной,

с участием представителя административного истца В.Э. Габдуллина,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства экологии и природных ресурсов Республике Татарстан к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Министерство экологии и природных ресурсов Республике Татарстан (далее – административный истец) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что в ходе государственного санитарно-экологического обследования территории Кировского и Московского районов города Казани выявлены факты сброса отходов производства и потребления на почву, а именно: ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсовРеспублики Татарстан (далее – Управление) Ф.Т. Мухамадиевым произведен осмотр и обмер земельного участка по адресу: <адрес> рядом с домом , земельный участок с кадастровым номером 16:50:280845:381 (акт экологического обследования состояния территории от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно результатам обмеров, ориентировочная площадь несанкционированного складирования отходов производства и потребления на почву, а именно отходов от жилищ несортированных (ФККО ) на вышеуказанном земельном участке составляет 83 кв.м в объеме 31 куб.м.

Из представленных сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участокс кадастровым номером относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный дом.

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту был составлен протокол в отношении МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Постановлением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ назначен штраф в размере 50000 рублей.

При повторном обследовании данного земельного участка установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены (акт экологического обследования состояния территории от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

На ранее направленную претензию на добровольное устранение нарушения от ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ от МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» о нахождении тендерной документации на проведение работ по вывозу строительных отходов после сноса аварийных домов на согласовании.

Таким образом, МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» вышеуказанные требования не исполнены, в результате чего на вышеуказанной территории образована свалка отходов.

Данное бездействие ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным бездействие МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> рядом с домом ; обязать административного ответчика в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> рядом с домом .

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.

Представитель административного истца в суде требования поддержал.

Представители ответчиков в суд не явились, причины неявки суду не известны.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статья 3 названного Федерального закона предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

На основании абзацев 2, 7, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

В силу статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды», с учетом положений части 1 статьи 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

На основании части 24 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 24 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ положения «О муниципальном казенном учреждении «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденного решением Казанской городской думы Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, в полномочия Администрации как территориального органа Исполнительного комитета города Казани входит, в том числе, принятие участия в организации работ по благоустройству и озеленению территории районов, ликвидации несанкционированных свалок.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ указанного положения, предусмотрено участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, образующихся на территории жилых массивов района. Аналогичная норма закреплена в пункте 14.10 «Устава муниципального образования города Казани».

Согласно пункту 1.2 Положения о муниципальном казенном учреждении «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Устава муниципального образования города Казани Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан.

В соответствии с частью 4 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани.

Согласно положениям статьи 40 Устава муниципального образования города Казани в сфере экологии и охраны окружающей среды: организует проведение мероприятий по охране окружающей среды в границах города Казани; осуществляет управление в области охраны окружающей среды; осуществляет в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности города Казани; осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в муниципальной собственности города Казани.

Судом установлено, что в ходе государственного санитарно-экологического обследования территории Кировского и Московского районов города Казани выявлены факты сброса отходов производства и потребления на почву, а именно: ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсовРеспублики Татарстан (далее – Управление) Ф.Т. Мухамадиевым произведен осмотр и обмер земельного участка по адресу: <адрес> рядом с домом , земельный участок с кадастровым номером (акт экологического обследования состояния территории от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно результатам обмеров, ориентировочная площадь несанкционированного складирования отходов производства и потребления на почву, а именно отходов от жилищ несортированных (ФККО ) на вышеуказанном земельном участке составляет 83 кв.м в объеме 31 куб.м.

Из представленных сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участокс кадастровым номером относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный дом.

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту был составлен протокол в отношении МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Постановлением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ назначен штраф в размере 50000 рублей.

При повторном обследовании данного земельного участка установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены (акт экологического обследования состояния территории от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

На ранее направленную претензию на добровольное устранение нарушения от ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ от МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» о нахождении тендерной документации на проведение работ по вывозу строительных отходов после сноса аварийных домов на согласовании.

В связи с неустранением указанных нарушений природоохранного законодательства, административный истец обратился в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями.

В данном случае суд отмечает, что ненадлежащее выполнение МКУ «Администрация Кировского и Московского районов города Казани» установленных законом обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Кроме того, нахождение свалок на необорудованном, для данных целей мест способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что в свою очередь создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.

Исходя из совокупности установленных в судебном заседании обстоятельств, суд усматривает бездействие со стороны МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» и ИКМО г. Казани, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером , рядом с домом по <адрес>, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Министерства экологии и природных ресурсов Республике Татарстанявляются обоснованными и подлежат удовлетворению в указанной части.

Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает, что административный иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, требования направлены на защиту жизни и здоровья граждан, и считает разумным установить трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца суд считает необходимым обязать МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером , рядом с домом по <адрес>.

При таких обстоятельствах требования Министерства экологии и природных ресурсов Республике Татарстан подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Министерства экологии и природных ресурсов Республике Татарстан удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного образования г. Казани», Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (ИНН ), выразившееся в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером , рядом с домом по <адрес>.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного образования г. Казани», Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (ИНН ), в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером , рядом с домом по <адрес>.

В удовлетворении административных исковых требований Министерства экологии и природных ресурсов Республике Татарстан к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме через Кировский районный суд города Казани в Верховный Суд Республики Татарстан.

Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2022 года.

Судья А.Р. Андреев

Решение10.08.2022