ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2359/20 от 09.11.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-2359/2020

УИД: 47RS0005-01-2020-001995-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2020 года город Выборг

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 09 ноября 2020 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2020 г.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Андреевой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании провести лесоустройство,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании провести лесоустройство.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры Ленинградской области от 18.07.2019 № 7-58-2019 и плана работы природоохранной прокуратуры на I полугодие 2020 года проведена проверка соблюдения лесного законодательства Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) при проведении лесоустройства на территории Ленинградской области, законности и полноты принятых мер к актуализации его материалов.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

К полномочиям Комитета в сфере лесных отношений относится, в том числе, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 Положения).

Таксация лесов проводится в целях их учета, установления пространственного размещения, выявления лесосырьевых ресурсов, определение товарной структуры древостоев и объемов заготавливаемой лесопродукции.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее – Лесоустроительная инструкция), которая устанавливает правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (камеральные работы) (пункт 32 Лесоустроительной инструкции).

В нарушение указанных требований закона лесоустройство на территории участковых лесничеств Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» проведено более 10 лет назад: на территории Черкасовского участкового лесничества – в 2006 году (давность лесоустройства составляет 14 лет), Глебычевского, Житковского, Красносельского, Ленинского, Линдуловского, Октябрьского, Пионерского, Победовского, Полянского, Приморского, Рябовского, Рябовского сельского, Советского, Тарасовского, Цвелодубовского, Чапаевского участкового лесничеств – в 2005 году (15 лет).

Плановые сроки лесоустроительных мероприятий на территории Ленинградской области приведены в приложении № 28 к Лесному плану Ленинградской области, утвержденному постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.12.2018 № 75-пг на срок действия 2019-2029 г.г., согласно которому лесоустройство в Рощинском лесничестве на площади 258397 га планируется провести в 2020-2021 гг.

Указанные сроки не соответствуют установленной лесным законодательством периодичности проведения таксации лесов (на момент планируемого проведения лесоустроительных работ давность лесоустройства по участковым лесничествам будет составлять от 14 до 17 лет), и не отвечают его основным принципам, таким как: устойчивое управление лесами, повышение их потенциала, улучшение обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, поскольку эффективное использование лесов и надлежащее осуществление мероприятий по их охране, защите и воспроизводству напрямую зависит от достоверности данных о состоянии лесов, получить которые можно исключительно путем проведения таксации лесов.

В связи с этим лесоустройство в отношении лесничеств Ленинградской области ответчик обязан выполнять с периодичностью, прямо указанной в законе.

Учитывая, что проведение лесоустройства в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 ЛК РФ относится к переданным Российской Федерацией органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиям, их неисполнение (несвоевременное исполнение) нарушает интересы Российской Федерации.

Устаревшие материалы лесоустройства, недостоверная информация о состоянии лесов снижают эффективность лесопользования, влекут непроведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране и защите лесов, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может быть осуществлена путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного выше административный истец просит суд признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в несвоевременном проведении лесоустройства на землях лесного фонда Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес»; обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести лесоустройство путем таксации лесов на землях лесного фонда Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца Грачева А.А. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Мосина О.А., в судебном заседании пояснила, что изменение периодичности проведения лесоустройства произошло на основании приказа от 2018 года, с момента издания которого ответчик приступил к деятельности по подготовке проведения лесоустройства, что подтверждается представленными доказательствами, также данная деятельность требует бюджетного финансирования, выполнение работ уже запланирована.

Представитель заинтересованного лица Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" Ахремчик Дмитрий Андреевич в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание представителя не направили, об отложении судебного разбирательства не просили, возражений не представили, об уважительности причин неявки не сообщили.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в составе имеющейся явки участников процесса.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры Ленинградской области от 18.07.2019 № 7-58-2019 и плана работы природоохранной прокуратуры на I полугодие 2020 года проведена проверка соблюдения лесного законодательства Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет) при проведении лесоустройства на территории Ленинградской области, законности и полноты принятых мер к актуализации его материалов.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

К полномочиям Комитета в сфере лесных отношений относится, в том числе, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 Положения).

В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67 ЛК РФ).

Согласно части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу части 1 статьи 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).

Иными словами, таксация лесов проводится в целях их учета, установления пространственного размещения, выявления лесосырьевых ресурсов, определение товарной структуры древостоев и объемов заготавливаемой лесопродукции.

На основании частей 1 и 2 статьи 69.2 ЛК РФ при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий; составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам, участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.

Требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов устанавливаются лесоустроительной инструкцией (часть 3 статьи 69.2 ЛК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 70 ЛК РФ органы государственной власти осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее – Лесоустроительная инструкция), которая устанавливает правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с пунктом 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

По данным критериям леса Ленинградской области относятся к I таксационному разряду.

Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50 %, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет.

Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (камеральные работы) (пункт 32 Лесоустроительной инструкции).

В нарушение указанных требований закона лесоустройство на территории участковых лесничеств Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» проведено более 10 лет назад: на территории Черкасовского участкового лесничества – в 2006 году (давность лесоустройства составляет 14 лет), Глебычевского, Житковского, Красносельского, Ленинского, Линдуловского, Октябрьского, Пионерского, Победовского, Полянского, Приморского, Рябовского, Рябовского сельского, Советского, Тарасовского, Цвелодубовского, Чапаевского участкового лесничеств – в 2005 году (15 лет).

Плановые сроки лесоустроительных мероприятий на территории Ленинградской области приведены в приложении № 28 к Лесному плану Ленинградской области, утвержденному постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.12.2018 № 75-пг на срок действия 2019-2029 г.г., согласно которому лесоустройство в Рощинском лесничестве на площади 258397 га планируется провести в 2020-2021 гг.

Указанные сроки не соответствуют установленной лесным законодательством периодичности проведения таксации лесов (на момент планируемого проведения лесоустроительных работ давность лесоустройства по участковым лесничествам будет составлять от 14 до 17 лет), и не отвечают его основным принципам, таким как: устойчивое управление лесами, повышение их потенциала, улучшение обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, поскольку эффективное использование лесов и надлежащее осуществление мероприятий по их охране, защите и воспроизводству напрямую зависит от достоверности данных о состоянии лесов, получить которые можно исключительно путем проведения таксации лесов.

В связи с этим лесоустройство в отношении лесничеств Ленинградской области ответчик обязан выполнять с периодичностью, прямо указанной в законе.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1.1.1 Лесохозяйственного регламента Рощинского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом Комитета от 01.11.2018 № 18, предусмотрено, что лесничество расположено в северо-западной части Ленинградской области на территории муниципального образования Выборгский муниципальный район.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Учитывая, что проведение лесоустройства в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 ЛК РФ относится к переданным Российской Федерацией органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиям, их неисполнение (несвоевременное исполнение) нарушает интересы Российской Федерации.

Устаревшие материалы лесоустройства, недостоверная информация о состоянии лесов снижают эффективность лесопользования, влекут непроведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране и защите лесов, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В то же время Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее – Лесоустроительная инструкция) регламентированы правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Пунктами 32 и 33 Лесоустроительной инструкции установлено, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (камеральные работы).

В первый год проводятся подготовительные работы, включающие:

- аэросъемку или космическую съемку в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности;

- закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности;

- сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксацией лесов;

- дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов;

- подготовку геодезической основы таксации лесов;

- проверку качества подготовительных работ;

- приемку-сдачу подготовительных работ.

Во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы включающие:

- выявление, учет и оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в соответствии с таксационными разрядами лесов и способами таксации лесов, предусмотренными настоящей Инструкцией;

- заполнение карточек таксации;

- обследование лесных культур, молодняков естественного происхождения;

- проведение проверок качества таксации лесов;

- проведение технических совещаний;

- приемку-сдачу полевых работ.

Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ.

Таким образом, Лесоустроительной инструкцией установлены императивные нормы, определяющие сроки проведения мероприятий по таксации лесов - в течение двух лет и поэтапность обозначенных мероприятий.

При таких обстоятельствах, требование Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора об обязании Комитета провести лесоустройство путем таксации лесов на землях лесного фонда Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу противоречит указанным положениями Лесоустроительной инструкции.

2) Российская Федерация, как следует из содержания подпункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 части 1 статья 83 Лесного кодекса РФ.

Согласно части 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с часть 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 83 ЛК РФ).

В силу части 5 статьи 83 ЛК РФ Правительством Российской Федерации устанавливается порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее – правила).

Пунктом 1 Правил закреплено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В рамках реализации указанных Правил, принимая во внимание установленные Лесным планом Ленинградской области, утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.12.2018 № 75-пг, сроки выполнения мероприятий по таксации лесов Ленинградской области, Комитетом осуществлены действия, направленные на согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 г.г., сформированных Комитетом с учетом необходимости финансового обеспечения мероприятий по таксации лесов, запланированных, в том числе на территории Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» в 2021 и 2022 г.г.

Принятие указанных мер, совершенных в рамках предоставленных Комитету полномочий, свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны Комитета.

3) Комитет ежегодно заключает государственные контракты на проведение лесоустроительных работ на территории земель лесного фонда Ленинградской области в объемах выделяемых средств субвенций из федерального бюджета.

При наличии финансирования Комитет планирует завершить комплекс лесоустроительных работ по территории земель лесного фонда Ленинградской области до 2025 года (включительно).

Исходя из площади участковых лесничеств, давности лесоустройства и Лесного плана Ленинградской области (согласованного с Рослесхозом), сформирован перечень лесничеств по периодам следующим образом:

Период 2020-2021 гг. – Волховское, Любанское, Киришское, Учебно-опытные лесничества.

Период 2021-2022 г.г. – Кингисеппское, Рощинское, Сланцевское, Ломоносовское лесничества.

Период 2022-2023 г.г. – Бокситогорское и Подпорожское лесничества.

Период 2024-2025 г.г. – Всеволожское лесничество.

В настоящее время лесоустроительные работы в полном объеме проведены в Северо-Западном, Лодейнопольском, Лужском, Волосовском лесничествах Ленинградской области.

В 2019 году заключены государственные контракты на выполнение полного цикла лесоустроительных работ на территории Гатчинского и Тихвинского лесничеств Ленинградской области, заключен государственный контракт на выполнение последнего этапа выполнения лесоустроительных работ на территории Кировского лесничества Ленинградской области.

В 2020 году заключены государственные контракты на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов на землях лесного фонда, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Волховского, Учебно-опытного, Киришского и Любанского лесничеств Ленинградской области в 2020-2021 годах.

Суд полагает, что требование Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика не содержит ссылок на конкретные нормативные правовые акты, действующие в период вменяемого Комитету бездействия начиная с 2005 года, содержащие положения, устанавливающие периодичность проведения мероприятий по таксации лесов и сроки действия лесоустроительной документации.

Ранее, до вступления в законную силу 04.05.2018 Лесоустроительной инструкции, правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, регулировались Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516.

Утратившая силу Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, не содержала положений, предусматривающих периодичность проведения таксации лесов, а также сроки действия лесоустроительной документации.

С момента вступления в силу новой инструкции административный ответчик добровольно осуществляет необходимую деятельность по проведению лесоустройства.

В то же время суд полагает, что само по себе планирование проведение лесоустройства само по себе не подтверждает, что данный процесс будет завершен в установленный срок. В связи с изложенным с учетом расчетных сроков выполнения работ административного ответчика, а также в связи с характером и обоснованием заявленных требований, суд полагает исковые требования административного истца об обязании ответчика провести лесоустройство обоснованным с установлением срока проведения работ в срок не позднее 31 декабря 2022 года.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании провести лесоустройство удовлетворить частично.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести лесоустройство путем таксации лесов на землях лесного фонда Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», в срок не позднее 31 декабря 2022 года.

В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в несвоевременном проведении лесоустройства на землях лесного фонда Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин