ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2360/18 от 19.06.2018 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-2360/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 июня 2018 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Захаровой О.В.,

при секретаре Власовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Знамеровского Дениса Владимировича к Челябинскому таможенному посту Челябинской таможни Уральского таможенного управления об обжаловании действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Знамеровский Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Челябинскому таможенному посту Челябинской таможни Уральского таможенного управления о признании незаконным отказа от 28.04.2018 г. № 02-27/00267, с обязанием выдачи паспорта транспортного средства на указанное транспортное средство.

В обоснование иска указал, что им в Республике Казахстан приобретен полуприцеп **** VIN и для его эксплуатации в РФ необходим паспорт транспортного средства (далее ПТС), за выдачей которого обратился 22.01.2018 г. в Челябинский таможенный пост.

28.04.2018 г. на заявление был дан ответ № 02-27/00267 об отказе в выдаче ПТС по причине неуплаты утилизационного сбора. Данный отказ считает незаконным по причине того, что Постановлением Правительства РФ № 300 от 19.03.2018 г. установлена обязанность уплаты утилизационного сбора в отношении автомобильных полуприцепов, с вступлением в действие с 01.04.2018 г., однако заявление подано 22.01.2018 г.

В дальнейшем административным истцом дополнены заявленные требования также о признании незаконным бездействия Челябинского таможенного поста Челябинской таможни с 27.02.2018 г. по факту невыдачи паспорта транспортного средства на полуприцеп **** VIN .

В обоснование дополнительно приведены ссылки на п.п.57 и 58 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 г. (ред.от 10.03.2017 г.) «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и транспортных шасси транспортных средств», где установлено, что выдача ПТС на транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган, а также документов на транспортное средство и шасси, что Знамеровским Д.В. было сделано. Решение о выдаче ПТС, либо об отказе при этом принимается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче ПТС. При необходимости направления органом запросов для проверки представленных сведений срок принятия решения продлевается до 30 суток со дня поступления заявления. В период с 22.01.2018 г. по 26.02.2018 г. таможенным органом соответствующее решение не принято, чем допущено, начиная с 27.02.2018 г. незаконное бездействие. Также административный истец полагает, что в случае своевременного рассмотрения его заявления он бы не нес обязанность по уплате утилизационного сбора, поэтому положения нормативного правового акта должны быть применены к нему в редакции их действия на момент обращения в орган, что освобождает его от уплаты утилизационного сбора. Оспариваемый отказ нарушает права истца и лишает его возможности использовать полуприцеп по своему назначению.

В судебное заседание административный истец Знамеровский Д.В. не явился, извещен надлежащим образом. Данных об уважительных причинах неявки в суд, либо об отложении рассмотрения дела не поступало.

Представитель административного ответчика - Челябинского таможенного поста Челябинской таможни Уральского таможенного управления – Титова С.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, полностью поддерживая предоставленные письменные возражения органа. Также дополнила, что Знамеровский Д.В. самостоятельно мог предоставить в таможню документальное подтверждение, что ввезенный полуприцеп является товаром Таможенного союза, предоставив соответствующую декларацию о прохождении таможенного контроля от прежнего владельца, но не предоставил. Поэтому, при отсутствии подтверждения ввода транспортного средств в свободный оборот, таможней были надлежащим образом исполнены свои функции по контролю и исполнению закона и назначены дополнительные проверочные мероприятия, результат по которым был получен Челябинской таможней только 05.04.2018 г., о чем сразу же было сообщено Знамеровскому Д.В. На его заявление от 22.01.2018 г. и от 30.03.2018 г. ответы давались в установленный законом срок и в соответствии с действующим на момент окончания проверки законодательством.

Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу статьи 227 КАС РФ административное исковое заявление может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 304 Гражданского Кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как указано административным истцом в иске, 06.01.2018 г. в Республике Казахстан им был приобретен полуприцеп **** VIN . Для эксплуатации данного полуприцепа на территории России необходим паспорт транспортного средства.

22.01.2018 г. Знамеровский Д.В. обратился в Челябинскую таможню с заявлением о выдаче ПТС на полуприцеп с приложением документов, которые им поименованы в приложении : свидетельство о регистрации от 06.01.2018 г., договор купли-продажи от 06.01.2018 г., копия паспорта гражданина РФ .

Однако, документа, подтверждающего, что данное транспортное средство является товаром Таможенного союза, не предоставлял и сотрудником таможни была осуществлена проверка данной информации в информационно-справочной системе Федеральной таможенной службы, где отражен Реестр автомобилей, ввезенных из Республики Казахстан и выпущенных в свободное обращение, к которому имеется также свободный доступ граждан с целью проверки приобретаемого товара в данной Республике путем введения VIN-номера транспортного средства. Указанная федеральная база информации на ввозимый полуприцеп не содержала.

При указанных обстоятельства с целью проверки ввозимого полуприцепа и представленных заявителем на него документов для выдачи ПТС, был продлен срок рассмотрения заявления до 30 суток, то есть до 22.02.2018 г. и направлен в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок, утвержденной приказом ФТС России от 09.12.2011 г. № 2490, запрос в Уральское таможенное управление об оказании содействия в направлении запроса в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан об оформлении транспортного средства, указанного в приложении, а именно – полуприцеп **** VIN , д.м.г. года выпуска, то есть осуществлялось ли в отношении данного транспортного средства таможенное декларирование.

О продлении срока рассмотрения поданного 22.01.2018 г. заявления и назначения проверочных мероприятий Знамеровский Д.В. был уведомлен письменно, получив оригинал письма от 23.01.2018 г. № 02-27/00033 лично 23.01.2018 г. на руки, о чем указал и расписался в копии.

22.02.2018 г. Челябинской таможней был выдан Знамеровскому Д.В. ответ об отказе в удовлетворении поданного заявления от 22.01.2018 г. о выдаче ПТС на полуприцеп, так как по результатам проведенной проверки статус товара Таможенного союза в отношении принадлежащего заявителю товара не установлен. Информация из Департамента таможенного контроля Республики Казахстан о статусе товара до настоящего времени не поступила. По факту поступления необходимой информации заявитель будет уведомлен дополнительно. Оригинал данного письма Знамеровским Д.В. также был получен лично в день его составления 22.02.2018 г., о чем указал и расписался в копии. До принятия органом решения Знамеровским Д.В. не было предоставлено самостоятельно соответствующего документа, подтверждающего статус товара Таможенного союза, как введенного в свободные оборот, что могло позволить органу принять иное решение в пользу заявителя.

30.03.2018 г. Знамеровский Д.В. вновь обратился в Челябинскую таможню с заявлением о выдаче ПТС на полуприцеп с приложением документов, которые им поименованы в приложении : свидетельство о регистрации от 06.01.2018 г., договор купли-продажи от 06.01.2018 г., копия паспорта гражданина РФ .

Документа, подтверждающего, что данное транспортное средство является товаром Таможенного союза, не предоставлял и на момент данного обращения таможенный орган по прежнему не располагал запрошенной ранее информацией в отношении полуприцепа **** VIN , д.м.г. года выпуска ввиду не предоставления ответа из Республики Казахстан на запрос, направленный 23.01.2018 г.

02.04.2018 г. (31.03.2018 г. и 01.04.2018 г. – выходные дни) ввиду отсутствия информации о статусе товара ЕАЭС в базах данных автомобилей, выпущенных в свободное обращение в Республике Казахстан, Челябинским таможенным постом был продлен срок рассмотрения заявления до 28.04.2018 г. (письмо № 02-27/00200).

05.04.2018 г. Челябинской таможней был получен ответ, подтверждающий статус товара – полуприцепа **** VIN , о чем 06.04.2018 г. Знамеровскому Д.В. было направлено письмо № 02-27/00215 о поступлении информации и возможности оформления ТС. Оригинал данного письма Знамеровским Д.В. лично был получен 09.04.2018 г., о чем сделана соответствующая отметка в копии.

Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 г. (далее Положение о паспортах).

В соответствии с п.57 данного Положения паспорта выдаются таможенными органами, в том числе, в случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при предоставлении таможенными органами деклараций на ввозимые транспортные средства и шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Согласно п.58 Положения о паспортах выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси, либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

Решение о выдаче, либо отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, указанные в абзаце первом пункта 58 Положения о паспортах, должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта.

При необходимости направления таможенным органом запросов для проверки сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов, срок принятия решений, предусмотренный абзацем пятым настоящего пункта, продлевается начальником, либо заместителем начальника таможенного органа до 30 суток со дня поступления заявления.

В соответствии с разделом VI Постановления Правительства Российской Федерации № 300 от 19.03.2018 г. «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора» условием выдачи паспорта транспортного средства (ПТС) в отношении приобретенного Знамеровским Д.В. полуприцепом **** VIN , д.м.г. года выпуска, категории является уплата утилизационного сбора из расчета : базовая ставка 150 000 руб., коэффициент 8,05, - 1 207 500 руб., что приведено в обжалуемом письменном ответе таможенного органа от 28.04.2018 г. № 02-27/00267.

В соответствии с п.59 Положения о паспортах выдача таможенными органами паспортов, а также внесение таможенными органами в паспорта сведений об уплате утилизационного сбора в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляются после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.

На основании изложенного, суд считает законными и обоснованными действия Челябинского таможенного поста Челябинской таможни по рассмотрению поданных Знамеровским Д.В. заявлений о выдаче ПТС от 22.01.2018 г. и 30.03.2018 г., как рассмотренных в соответствии с требованиями закона и предусмотренные для этого сроки.

Законность принятых решений, которые незамедлительно органом были доведены до Занамеровского Д.В. 22.02.2018 г. и 28.04.2018 г., путем личного вручения ответов на руки, установлена судом в ходе рассмотрения дела, как и законность, обоснованность и легитимность действий должностных лиц Челябинской таможни по продлению сроков рассмотрения обращений Знамеровского Д.В. от 22.01.2018 г. и 30.03.2018 г..

В настоящий момент судом также не установлено нарушения прав Знамеровского Д.В., поскольку единственным препятствием в эксплуатации полуприцепа **** VIN , д.м.г. года выпуска, по его назначению на территории РФ является неуплата им утилизационного сбора, а не действия таможенного органа.

В силу п.4 ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст.6 КАС РФ среди принципов административного судопроизводства приведен неотъемлемый принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел (п.3 указанной нормы).

Административным истцом при обращении в суд, и в ходе рассмотрения дела, не подтверждены, в нарушение п.2 ч.2 ст.62 КАС РФ сведения о том, что оспариваемым действиями нарушены или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы.

Административный истец не был лишен права и возможности представления требуемого таможенным органом подтверждения статуса своего товара в момент каждого из своих обращений (22.01.2018г. и 30.03.2018 г.), и реализовать свое право на получение ПТС при отсутствии иных оснований, без уплаты утилизационного сбора.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для признания незаконным бездействия Челябинского таможенного поста Челябинской таможни с 27.02.2018 г. по факту невыдачи паспорта транспортного средства на полуприцеп **** VIN , а также отказа от 28.04.2018 г. № 02-27/00267.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного истца Знамеровского Дениса Владимировича о признании незаконным бездействия Челябинского таможенного поста Челябинской таможни с 27.02.2018 г. по факту невыдачи паспорта транспортного средства на полуприцеп **** VIN , отказа от 28.04.2018 г. № 02-27/00267, с обязанием выдачи паспорта транспортного средства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: О.В.Захарова