ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2360/19 от 15.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело 2а-2360/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2019 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Быченко С.И.,

при секретаре судебного заседания Гусевой Н.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности 28.1-14/269 от 29.01.2019, представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности № 03/122-СТ от 24.12.2018, представителя заинтересованного лица ФИО3 – ФИО4, действующего на основании доверенности 61АА6283924 от 18.03.2019, представителя заинтересованного лица Прокуратуры Ростовской области ФИО5, действующего на основании доверенности № 8-14-2019 от 11.10.2019, представителя заинтересованного лица ООО «Си энд Л» ФИО6, действующей на основании доверенности № 17 от 30.08.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованные лица: Прокуратура Ростовской области, ФИО3, ООО «Си энд Л», о признании незаконным решения административного ответчика по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности на объект недвижимости и об обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее – административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованные лица: Прокуратура Ростовской области, ФИО3, ООО «Си энд Л», о признании незаконным решения административного ответчика по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности на объект недвижимости – забор с кадастровым номером и об обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2019 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области зарегистрировано право собственности за ФИО3 на забор, установленный по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый .

Административный истец считает действия регистратора незаконными, нарушившими требования Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по следующим основаниям. Указанные неправомерные действия препятствуют реализации минприроды Ростовской области переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, предусмотренных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Так как земельный участок в соответствии с требованиями части 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации не может быть огорожен, забор подлежит демонтажу. После признания права собственности на самовольно возведенный на землях лесного фонда в нарушение статьей 4, 8, 11 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации административный истец не может реализовать право на судебную защиту интересов Российской Федерации по соблюдению лесного законодательства.

Заборы и иные ограждения не относятся к объектам недвижимости, и, как правило, выполняют функцию по разграничению земельных участков и располагаются на границе смежных земельных участков, то есть, не могут использоваться самостоятельно, и связаны с обеспечением использования земельного участка. Назначение такого объекта - обозначение границ и ограничение доступа на земельный участок, устройство для защиты или предупреждения проникновения (статья 262 Гражданского кодекса Российской Федерации). Временные ограждения, которые не связаны прочно с землей, относятся к движимому имуществу, а стационарные ограждения, имеющие заглубленный фундамент, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, поскольку являются составной частью земельного участка, на котором они расположены. Забор расположен на земельном участке с кадастровым номером (единое землепользование), отнесенном к землям лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером , является частью единого землепользования и относится к землям лесного фонда. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 11.05.2004 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации № 61-01/3-6 2004-68, условный .

Земли лесного фонда согласно положениям статей 7, 17, 27 Земельного кодекса РФ и статьи 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте исходя из их целевого назначения. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу норм статей 608, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса РФ и статей 9, 71, 72 Лесного кодекса РФ, спорным земельным участком вправе распоряжаться только Министерство - истец, поэтому для перехода к физическому лицу либо иному арендатору права аренды данным участком необходимо получение согласия арендодателя либо заключение дополнительного соглашения договору аренды о перемене лиц в обязательстве.

Свое согласие на передачу права аренды на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области не давало, каких-либо дополнительных соглашений также не было заключено.

В ходе исполнения государственной функции Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области были нарушены требования части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», части 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действия повлекли за собой нарушение интересов Российской Федерации в части осуществления права собственности на земли лесного фонда.

На основании изложенного административный истец первоначально просил суд признать незаконным решение, принятое административным ответчиком по внесению сведений о праве собственности на забор с кадастровым номером в Единый государственный реестр недвижимости; обязать административного ответчика аннулировать запись от 07.03.2019.

Впоследствии уточнил исковые требования и окончательно просил суд признать незаконным решение, принятое административным ответчиком по внесению сведений о праве собственности на забор с кадастровым номером в Единый государственный реестр недвижимости; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО3 на забор с кадастровым номером судебный акт считать основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в части снятия с кадастрового учета объекта недвижимости – забора с кадастровым номером

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ограждение (забор) не является объектом недвижимости. Речь идет о временном сооружении из сетки «рабица». Управление Росреестра было вправе приостановить регистрацию права собственности. Спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда, целевое назначение: для целей рекреации. Право собственности на данный земельный участок закреплено за РФ, право распоряжения – за Минприроды Ростовской области. Данный участок передан в аренду на 49 лет ООО «Си энд Эл», которое переуступило данное право гр-ке ФИО3

В судебное заседание явился представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ростовской области по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Полагал, что решение об отказе было принято в соответствии с Законом о регистрации. Дополнительно пояснил, что в данном случае установление характеристик, позволяющих отнести забор к объектам недвижимости, было сделано кадастровым инженером, который обязан был отказаться от проведения кадастровых работ, если объект не относится к объектам недвижимости. Государственный регистратор проводит документарную проверку, руководствуется представленными на регистрацию документами, без выезда на место. Из представленного техплана следовало, что объект относится к объектам недвижимого имущества.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила письменный отзыв, в котором полагала заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Дело в отсутствие заинтересованного лица рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3 по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснил, что объекты недвижимости – база отдыха – были построены в 1971 году, принадлежали объединению «Ростовуголь». В 2001 году база отдыха была продана ООО «Си энд Эл». В 2003 году Арбитражный суд признал право собственности на эти объекты за ООО «Си энд Эл». В 2007 году ООО «Си энд Эл» заключило договор аренды земельного участка с Минприроды Ростовской области, до этого был договор с Семикаракорским лесничеством. Забор был поставлен в 2005 году ООО «Си энд Эл». 12 марта 2019 года ФИО3 приобрела объекты недвижимости – базу отдыха у ООО «Си энд Эл». Возражал против удовлетворения иска, полагал что регистрационные действия полностью соответствуют действующему законодательству.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Си энд Л» по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что забор – это не новое сооружение. Домики отдыха и ограждение (забор) были приобретены в 2003 году, ограждение существовало с того времени, в том числе – технический паспорт 2007 года. В проекте освоения лесов указано: металлические столбы с сеткой «рабицей». Полагала, что регистрация проведена в соответствии с действующим законодательством. Кадастровый инженер руководствовался имеющимися документами, в том числе – техническим планом.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Ростовской области по доверенности ФИО5 полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. Дополнительно пояснил, что кадастровым инженером неправомерно внесены ложные сведения в технический план земельного участка при его подготовке, в том числе в его графическую часть, не учтены сведения о категории земельного участка, его адресе, об имеющемся обременении в виде аренды лесного участка. В связи с чем, генеральному директору Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» внесено прокурорское представление, по результатам рассмотрения которого кадастровому инженеру назначено дисциплинарное наказание в виде предупреждения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

Порядок государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества регулируется нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу ст. 13 Закона о регистрации, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).

В силу части 2 указанной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Проверка юридической силы документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, административный ответчик обязан проводить правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В судебном заседании установлено, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок, кадастровый , площадью 6 700 +/- 1432 кв.м., категория земель: Земли лесного фонда, вилы разрешенного использования: Для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, номер и дата государственной регистрации права: 61-61-04/043/2014-4 от 19.11.2014 (л.д. 7-10).

По договору аренды № 8 от 05.09.2007 и дополнительному соглашению к нему от 27.02.2019 арендодатель Департамент лесного хозяйства Ростовской области передал в аренду ООО «Си энд Л» указанный лесной участок площадью 0,67 га на срок по 12.09.2031 года (л.д. 67- 87).

07.03.2019 на основании заявления ООО «Си энд Л» и технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 05.02.2019, подготовленного кадастровым инженером ФИО7, в ЕГРН была осуществлена государственная регистрация обременения указанного земельного участка в виде аренды ООО «Си энд Л» части земельного участка площадью 0,67 га в Багаевском лесничестве, квартал 14 выдел 98 (л.д. 11-14).

При этом на основании заявления ООО «Си энд Л» произведен государственный кадастровый учет забора протяженностью 348 м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>далее - Забор) был осуществлен 07.03.2019 на основании заявления ООО «Си энд Л» и технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 05.02.2019, подготовленного кадастровым инженером Г., а также осуществлена государственная регистрация права собственности ООО «Си энд Л» на данный объект на основании указанного технического плана, договора аренды лесного участка от 05.07.2007 № 8 и дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 05.07.2007 № 8 от 27.02.2019 (л.д. 45-60).

12.03.2019 с заявлениями о государственной регистрации перехода права
собственности и права собственности на объекты недвижимого имущества,
расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> обратились ООО «Си энд Л» и ФИО3 на
основании договора купли-продажи от 12.03.2019 (далее - Договор). Заявления были представлены, в том числе в отношении объекта – Забор. Согласно Договору, ООО «Си энд Л» продало ФИО3 недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> в том числе Забор. Указанное в Договоре имущество принадлежит продавцу на праве собственности, зарегистрированном в ЕГРН.

14.03.2019 в ЕГРН была осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО3 на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> в том числе Забор, на основании договора купли-продажи от 12.03.2019.

18.04.2019 ООО «Си энд Л» переуступило свои права по договору аренды лесного участка № 8 от 05.09.2007 ФИО3 (л.д. 88).

18.04.2019 Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области было уведомлено о передаче третьему лицу - ФИО3 прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка № 8 от 05.09.2007 в отношении земельного участка, общей площадью 0,67га с кадастровым номером (л.д. 87).

Административный истец полагает действия административного ответчика по регистрации забора в качестве объекта недвижимости незаконными, нарушающими требования Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также препятствующими реализации Минприроды Ростовской области переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 в ред. от 09.02.2012 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия административного ответчика не соответствуют положениям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы административного истца в силу следующего.

Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

По правилам части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

Согласно материалам дела, спорное ограждение (забор) в виде столбов с сеткой «рабица», зарегистрирован в качестве объекта недвижимости как иное сооружение (линейное сооружение) (л.д. 4).

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В свою очередь, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Именно такой подход положен в основу позиции Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 25), которым в п. 38 разъяснено, что согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ).

В контексте градостроительного законодательства линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства, но имеют иной правовой режим в части процедур проектирования, строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию.

В соответствии с п. 2 Раздела I «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» указанный перечень может быть несколько расширен.

Так, к линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства, расположенных в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к таким объектам.

Общими для всех линейных объектов является следующий перечень характеристик: длина объекта намного превышает его ширину; объект является сооружением; объекту свойственна связь с земельными участками; в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом.

В силу отсутствия прочной связи с земельным участком, спорный объект – забор не обладает установленными признаками объекта недвижимого имущества, представляет собой металлическое сооружение, выполняющее обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям.

По смыслу ст. 262 ГК РФ назначением такого объекта является обозначение границ и ограничение доступа на земельный участок, устройство для защиты или предупреждения проникновения.

Временные ограждения, которые не связаны прочно с землей, относятся к движимому имуществу, а стационарные ограждения, имеющие заглубленный фундамент, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, поскольку являются составной частью земельного участка, на котором они расположены, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям.

По смыслу указанных выше положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит государственной регистрации независимо от его физических характеристик, даже при наличии отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельных участком.

При таких обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали законные основания для проведения государственной регистрации забора в качестве объекта недвижимости, представленные в качестве оснований для регистрации документы подлежали правовой экспертизе, а государственная регистрация права – приостановлению в соответствии с основаниями, указанными в ст. 26 Закона о регистрации.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного искового требования о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности на объект недвижимости – забор с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, запись

При удовлетворении искового требования суд также учитывает, что земельный участок, на котором расположен спорный забор, относится к землям лесного фонда, в силу чего имеет особый правовой статус.

Так, согласно положениям статей 7, 17, 27 Земельного кодекса РФ и статьи 8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте, исходя из их целевого назначения. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и, принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации).

Строительство объектов недвижимости, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществляется в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р, в который не включена оговорка о сооружении ограждения на арендуемом земельном участке.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения административного ответчика по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности на объект недвижимости – забор с кадастровым номером от 07.03.2019, запись

Суд не принимает довод административного ответчика об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации в силу заявительного характера регистрации, а также отсутствия в действующем законодательстве положений, позволяющих однозначно определить, что вышеуказанный объект – забор не подлежит государственному кадастровому учету – как не соответствующие установленным в судебном заседании обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

При отклонении довода административного ответчика суд также учитывает, что постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Багаевского судебного района Ростовской области от 29.07.2019 кадастровый инженер Г признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, выразившегося в том, что ею изготовлен технический план в отношении спорного объекта – забора, который в силу закона не может быть признан объектом капитального строения, а также в том, что ею внесены ложные сведения в технический план от 05.02.2019 об объекте – заборе, поскольку при его подготовке она не могла не знать, что земельный участок с кадастровым номером , на котором планируется создание забора, имеет категорию земель лесного фонда, в границах которых запрещено возведение невременных объектов, зданий, строений, к которым объект недвижимости с кадастровым номером не относится (л.д. 155-159).

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что восстановление нарушенного права административного истца возможно путем возложения на административного ответчика обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности на объект недвижимости – забор с кадастровым номером от 07.03.2019, запись

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованные лица: Прокуратура Ростовской области, ФИО3, ООО «Си энд Л», о признании незаконным решения административного ответчика по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности на объект недвижимости и об обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности на объект недвижимости – забор с кадастровым номером от 07.03.2019, запись

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности на объект недвижимости – забор с кадастровым номером от 07.03.2019, запись в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

О результатах исполнения решения суда уведомить суд и административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2019 года.

Судья С.И. Быченко