№ 2а-2362/2022
23RS0008-01-2022-003073-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск. 15 сентября 2022 года.
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, В.,
представителя административного ответчика - администрации Белореченского городского поселения Белореченский район – ФИО3,
при секретаре Олейник А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконным отказа в присвоении адреса,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Белореченский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконным отказа в присвоении адреса.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратился в отдел архитектуры и градостроительства управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Белореченского городского поселения Белореченского района (далее по тексту – административный ответчик) с заявлением присвоения адреса земельному участку, площадью 7342 кв.м. с кадастровым номером № и жилому помещению с кадастровым номером № расположенному по адресу:.
15.06.2022 года Административным ответчиком был выдан отказ № 10-03/560 в присвоении адреса земельному участку и жилому помещению.
В качестве основания для отказа в присвоении объекту адресации адреса Административный ответчик указал, что присвоение адреса помещению и земельному участку в данном случае невозможно, поскольку в пределах земельного участка с кадастровым номером № расположен объект недвижимости (здание). Здание является единым объектом недвижимости и расположено на двух обособленных земельных участках с кадастровыми №№ и №, что противоречит требованиям правил присвоения адресов.
Посчитав данный отказ не соответствующим закону, административный истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Представитель административного истца ФИО4 поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить заявленные требования на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований. В судебном заседании пояснил суду, что Отделом архитектуры и градостроительства управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Белореченского городского поселения Белореченского района было рассмотрено заявление Административного истца по вопросу присвоения адреса земельному участку площадью 7342 кв.м, с кадастровым номером № и жилому помещению с кадастровым номером № расположенному по адресу: По результатам рассмотрения заявления Административному истцу было отказано в присвоении адреса. При рассмотрении вышеуказанного заявления было выявлено, что в пределах земельного участка с кадастровым номером № расположен объект недвижимости - здание. Здание является единым объектом недвижимости и расположено на двух обособленных земельных участках с кадастровыми номерами №, что противоречит установленным требованиям. Помещения в одном здании не могут иметь разные адресообразующие элементы в части наименования улицы и номера дома, произвольное изменение адреса помещений отдельно от адреса здания действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Таким образом следует, что произвольное изменение адреса помещений отдельно от адреса здания указанным Приказом не предусмотрено. Также пояснил, что административный истец обратился за присвоением адреса помещению. за присвоением адреса зданию, в котором расположено помещение не обращался.
Заслушав в судебном заседании представителя административного истца ФИО4, представителя административного ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, присвоение наименования улицам, площадям в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее – Правила).
Согласно пункту 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:
а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению;
б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами;
в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Таким образом, присвоение адреса для каждого объекта адресации является обязательным.
В соответствии с п. 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и машино-места.
В соответствии с пунктом 6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, органами публичной власти федеральной территории, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым № и жилого помещения, кадастровый №, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 0.12.2015 года (л.д. 29), выпиской из ЕГРН от 08.04.2021 года (л.д. 30, 31)
Административный истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении адреса объектам адресации: земельному участку с кадастровым № и жилому помещению, кадастровый №.
В оспариваемом отказе, изложенном в письме № 10-03/560 от 15.06.2022 года (л.д. 9), административный ответчик сослался на то, что здание расположено на двух земельных участках.
Согласно пункту 40 Правил, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 41 Правил предусмотрено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Административный ответчик в нарушение указанной нормы не указал, какой конкретно подпункт пункта 40 Правил в данном случае будет нарушен в случае присвоения адреса объекту адресации.
Пункт 9 Правил предусматривает, что при присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения.
Однако, ни приведенный пункт, ни иные положения Правил не содержат запрета на присвоение адреса объекту адресации в случае расположения здания на нескольких земельных участках.
Такое присвоение адреса, возможно с учетом положений пунктов 61,63 Правил, согласно которым в структуре адресации для нумерации объектов адресации используется целое и (или) дробное числительное с добавлением буквенного индекса (при необходимости). При формировании номерной части адреса используются арабские цифры и при необходимости буквы русского алфавита, за исключением букв "ё", "з", "й", "ъ", "ы" и "ь", а также символ "/" - косая черта. Нумерация объектов адресации, расположенных между двумя объектами адресации, которым присвоен адрес с последовательными номерами, производится с использованием меньшего номера соответствующего объекта адресации путем добавления к нему буквенного индекса.
Ссылка ответчика на отсутствие адреса у здания, кадастровый №, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, кадастровый №, также является необоснованной и подлежит отклонению.
Пункт 10 Правил предусматривает, что в случае, если зданию (строению) или сооружению не присвоен адрес, присвоение адреса помещению, машино-месту, расположенному в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременного присвоения адреса такому зданию (строению) или сооружению.
Согласно пункту 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.
В силу приведенных положений Правил, административный ответчик, в случае отсутствия адреса у здания, обязан был одновременно с присвоением адреса объекту адресации – жилому помещению кадастровый №, присвоить адрес объекту адресации – зданию, кадастровый №.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов - технического паспорта на здание (л.д. 32-37), выписки из ЕГРН от 14.09.2022 года (л.д. 38-40) зданию с кадастровым № присвоен адрес:.
В указанном здании в соответствии с выпиской из ЕГРН уже расположено жилое помещение - с кадастровым №, которое имеет адрес что подтверждается сведениями, размещенными в открытом доступе на сайте Росреестра в сети Интернет (л.д. 41).
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов ранее, в 2016 и 2017 годах принадлежащему административному истцу земельному участку присваивались адреса » и «», что подтверждается Постановлением Администрации МО Белореченский район Краснодарского края от 04.02.2016 года № 205 (л.д. 24, 25), Постановлением Администрации МО Белореченский район Краснодарского края от 18.05.2017 года № 1134 (л.д. 26).
При таких обстоятельствах, отказ органа местного самоуправления в присвоении адреса объекту адресации, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, а требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Нарушение прав административного истца выражается в нарушении его прав на присвоение адреса в установленном законом порядке, возможности регистрации по месту жительства или месту пребывания в указанном жилом помещении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, гл. 22 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконным отказа в присвоении адреса, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ в присвоении адреса земельному, участку, площадью 7342 кв.м., с кадастровым номером №, и жилому помещению с кадастровым номером № расположенному по адресу:, выраженный в письме администрации № 10-03/560 от 15.06.2022 года.
В целях восстановления нарушенного права обязать Администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО1 о присвоении адреса земельному участку, площадью 7342 кв.м., с кадастровым номером № и жилому помещению с кадастровым номером №, расположенному по адресу:.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Кириенко