ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2363/19 от 23.08.2019 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а – 2363/2019

УИД 59RS0011-01-2019-003380-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники Пермский край 23 августа 2019 года

Березниковский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Крюгер М.В.,

при секретаре Кушель Е.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к администрации ..... о признании решения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Березники Пермского края незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании решения Управления архитектуры и градостроительства Администрации ..... края от ..... незаконным, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что ФИО3 предоставлен земельный участок на основании постановления главы местного самоуправления ..... от ..... (как собственнику объекта недвижимости), площадью 920 кв.м., для продолжения строительства индивидуального жилого дома по адресу: ...... Постановлением Администрации г.Березники №17824 от 13.12.2017 предоставлен сроком на три года земельный участок в аренду – для завершения строительства индивидуального жилого дома, где в п.1.1 установлено целевое назначение: земельный участок для завершения строительства индивидуального жилого дома. ..... ФИО3 было подано Уведомление о планируемом строительстве, ..... было получено Уведомление о несоответствии с указанием причин: несоответствие минимального расстояния от дома до красной линии улиц; земельный участок расположен в зоне Н-10, на территории в границах которой запрещается ведение нового строительства. ..... ФИО3 было подано заявление в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации г.Березники о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Постановлением Муниципального образования «город Березники» Администрация г.Березники от ..... предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. ..... ФИО3 повторно подано в УАиГ г.Березники уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, на которое ..... ФИО3 получено Уведомление о несоответствии, с указанием причины, что планировать на вышеуказанном земельном участке новое строительство запрещено. С данным отказом административный истец не согласна, поскольку объект капитального строительства (незавершенный строительством дом) имеет свое физическое и юридическое существование, стоит на кадастровом учете, зарегистрирован в соответствии с действующим Законодательством РФ и не возможно считать, что на земельном участке (.....) – начато новое строительство. Предоставляя земельный участок для продолжения, завершения и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Администрация отрицает факт «нового строительства». Просит признать решение Управления архитектуры и градостроительства Администрации ..... края от ..... незаконным и обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации ..... края устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов – путем повторного рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ....., зарегистрированного за номером 17-01-05/1556, в связи с отсутствием иных замечаний.

Административный истец ФИО3 в судебном заседании не участвовала, подала заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя, на требованиях настаивает.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, указав также, что до ..... уведомление о строительстве/реконструкции может быть подано на любой стадии, то есть было подано срок.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, указал, что отказ был дан обоснованно, в соответствии с действующим законодательством и оснований для признания его незаконным нет, поскольку на территории в границах зоны Н-10 запрещается ведение нового строительства. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 8 с. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

Судом установлено, что на основании Постановления главы местного самоуправления ..... от ..... ФИО3 предоставлен в аренду на период с ..... по ..... земельный участок (категория земель – земли поселений) общей площадью 920 кв.м. для продолжения строительства индивидуального жилого дома по ..... и п.5 постановления разрешено продолжить строительство индивидуального жилого дома по ....., установлен срок строительства до ...... Постановлением Администрации ..... от ..... ФИО3 предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок (категория земель – земли населенных пунктов) с кадастровым номером , площадью 920 кв.м., для завершения строительства индивидуального жилого дома по ...... ..... между Управлением имущественных и земельных отношений администрации ..... и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка со сроком действия до ...... Объект незавершенного строительства по адресу: ....., кадастровый зарегистрирован в регистрирующем органе за ФИО3

..... административный истец подала в администрацию г.Березники уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ......

Административным ответчиком были рассмотрены документы, представленные административным истцом, и ..... административному истцу был направлено Уведомление о несоответствии с указанием причин: несоответствие минимального расстояния от дома до красной линии улиц; земельный участок расположен в зоне Н-10, на территории в границах которой запрещается ведение нового строительства.

..... ФИО3 было подано заявление в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации г.Березники о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Постановлением Муниципального образования «город Березники» Администрация г.Березники от ..... предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

..... ФИО3 повторно подано в УАиГ г.Березники уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, на которое ..... ФИО3 получено Уведомление о несоответствии, с указанием причины, что в соответствии с правилами землепользования и застройки в г.Березники, утвержденными Решением Березниковской городской Думы от 31.07.2007 №325 «Об утверждении Правил землепользования и застройки в г.Березники» (с изменениями) земельный участок по ..... край, расположен в границе зоны Н-10. На территории в границах зоны Н-10 запрещается ведение нового строительства.

Административный истец не согласна с указанным решением, полагая, что ответчиком было отказано в нарушение требований действующего законодательства.

В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка выдается разрешение на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагается список документов.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ (п.п. 1, 4 ст.3 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки в городе Березники, утвержденные Решением Березниковской городской Думы от 31.07.2007 №325 (далее – Правила), являются документом градостроительного зонирования, в силу положений пункта 8 статьи 1 ГрК РФ.

Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее указанные в данной статье сведения.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (04.08.2018) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (пункт 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует из представленных документов, с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома административный истец обратилась ......

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и следует из приложения к решению Березниковской городской Думы от ..... о внесении изменений в Правила, земельный участок по ..... расположен в границах зоны Н-10.

В связи с расположением ..... месторождении калийно-магниевых солей на основании Генерального плана города Березники, утвержденного решением Березниковской городской Думы от 31.01.2006 N 63, в часть III Правил землепользования и застройки в г.Березники, утвержденных решением Березниковской городской Думы от 31.07.2007 №325 внесены изменения, дополнены главами 14-1 и 14.2, а в последующем решением Березниковской городской Думой Пермского каря №493 от 28.11.2018 в часть III Правил внесены изменения, изложена в новой редакции, где в главе 13 представлены описания ограничений подрабатываемых территорий с подразделением их по степени неблагоприятности для освоения, в основу определения которых легли научно-исследовательские работы "Прогноз до 2030 года развития ситуации на действующих горнорудных предприятиях Верхнекамского калийного месторождения", выполненные ОАО ".....". Зоны Н-9, Н-10, Н-11 - зоны с особыми условиями использования территорий, ограничивающие строительство объектов капитального строительства с учетом подрабатываемых территорий.

В соответствии со ст.46 главы 13 части III Правил землепользования и застройки в г.Березники, На территории в границах зоны Н-10 запрещается ведение нового строительства, осуществляется мониторинг существующих объектов и их вывод из эксплуатации по мере достижения износа. Реконструкция существующих объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до установления данной зоны, не запрещается.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также то, что объект по ..... является объектом незавершенного строительства, в силу указанных норм права за ним не осуществляется мониторинг и соответственно обращаясь в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Березники Пермского края административный истец не заявляла о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку данный объект не является объектом капитального строительства, введенного в эксплуатацию до установления зоны Н-10, реконструкция которого не запрещена.

Учитывая вышеизложенное, административным ответчиком доказано, что обжалуемый отказ принят в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого отказа имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности условий по настоящему административному делу не имеется, и судом установлено не было.

При указанных обстоятельствах, поскольку в судебном заседании не установлено незаконных действий административного ответчика и нарушений прав административного истца, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО3 к администрации города Березники о признании решения Управления архитектуры и градостроительства Администрации ..... края незаконным, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).

Судья /подпись/ М.В.Крюгер

Копия верна. Судья