Дело № 2а-2363/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Соловьевой Н.В.
с участием административного истца Коротковой Л.И., представителя административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Тузова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 8 июня 2020 года административное дело по иску Коротковой Л. И. к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к постановке многоквартирного дома на кадастровый учет
установил:
Короткова Л.И. обратилась в суд с названым административным иском, указав, что она является собственником .... Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, четырехкомнатная ... сохранена в реконструированном, перепланированном и переустроенном виде. Данное решение служит основанием для государственной регистрации права собственности и кадастрового учета за административным истцом на 11/12 доли, за Коротковым А.С. на 1/24 долю и за Коротковым С.С. на 1/24 долю указанной выше квартиры. В декабре 2019 года она обратилась в МУП «ЦМБТИ» за изготовлением кадастрового паспорта на указанную выше квартиру в целях дальнейшей регистрации права собственности в Росреестре. Однако в изготовлении кадастрового паспорта ей отказано, поскольку многоквартирный дом не стоит на кадастровом учете. В связи с тем, что действующими правовыми актами обязанность по постановке на кадастровый учет многоквартирного дома возложена на орган, выдавший разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Волгограда с просьбой о принятии мер по постановке многоквартирного ... на кадастровый учет. Несмотря на истечение срока рассмотрения обращения, до настоящего времени сведения в ЕГРН о постановке многоквартирного дома на кадастровый учет отсутствуют.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Волгограда по не постановке многоквартирного ... на кадастровый учет. Обязать администрацию Волгограда произвести необходимые действия по постановке многоквартирного ... на кадастровый учет в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец Короткова Л.И. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, приведенным в административном иске. Также пояснила, что несмотря на истечение длительного времени после её обращения в администрацию Волгограда, названным органом не принято необходимых мер к постановке многоквартирного дома на кадастровый учет. Бездействие администрации Волгограда препятствует ей в регистрации права собственности на квартиру и дальнейшей реализации правомочий собственника объекта недвижимого имущества.
Представитель административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Тузов А.В. в судебном заседании по доводам административного иска возражал. Пояснил, что на момент выдачи администрацией Волгограда разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию не требовалось предоставления застройщиком технического плана дома в форме электронного документа в виде XML-документа. После изменения правового регулирования застройщиком ООО «Эйгер» такого документа в администрацию Волгограда не представлено, в связи с чем орган местного самоуправления не имел возможности направить необходимые документы для постановки многоквартирного дома на кадастровый учет. В настоящее время департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда направлен запрос в ООО «Эйгер» о предоставлении технического плана многоквартирного ... в форме XML-документа. По ответу ООО «Эйгер», необходимый документ будет представлен в течение одного месяца с даты отмены ограничений, введенных в связи с пандемией COVID-19. После этого уполномоченным органом местного самоуправления будут представлены документы для постановки многоквартирного дома на кадастровый учет.
Выслушав участвующих лиц, исследовав и проверив письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд находит заявленные прокурором административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Волгограда выдано разрешение №... объекта в эксплуатацию, в соответствии с которым разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства ... расположенного по адресу: ...
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №..., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования Коротковой Л.И., сохранена в реконструированном, перепланированном и переустроенном виде четырехкомнатная квартира, общей площадью 121,3 кв.м., жилой площадью 73,1 кв.м., расположенная в многоквартирном доме по адресу: ... В решении также указано, что оно является основанием для государственной регистрации права собственности и кадастрового учета за Коротковой Л.И. на 11/12 долей вышеуказанной квартиры, за Коротковым А.С., Коротковым С.С. на 1/24 долю той же квартиры, за каждым.
Коротковой Л.И.ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Волгограда направлено обращение, по смыслу которого после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного ..., ДД.ММ.ГГГГ ею от застройщика ООО «Эйгер» приняты ... в указанном доме. В связи с объединением квартир в одну и образованием нового объекта недвижимости, ей необходимо поставить квартиру на кадастровый учет и оформить право собственности, что не представляется возможным до постановки на кадастровый учет многоквартирного дома. Просила произвести действия по постановке многоквартирного дома на кадастровый учет.
В ответ на указанное обращение, ДД.ММ.ГГГГ департаментом муниципального имущества администрации Волгограда административному истцу направлено сообщение о том, что департаментом направлено обращение в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с просьбой обратиться в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого ...А по ....
Как следует из уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2020-8119501 в адрес Коротковой Л.И., и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, до настоящего времени здание по адресу: ... на кадастровом учете не состоит.
При разрешении настоящего дела суд учитывает, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как предусмотрено ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета; при этом состав таких сведений должен соответствовать составу и сведениям технического плана (ч. 11 ст. 55 ГрК РФ).
В соответствии с п. 12 ч. 3 и ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем (застройщиком) для принятия такого решения технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Нормы п. 12 ч. 3 и ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривали необходимость соответствия технического плана требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом данное требование было введено положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», действовало с ДД.ММ.ГГГГ, то есть задолго до вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При этом следует учесть, что положения ч. 1 ст. 19 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не являются новеллой, поскольку ранее аналогичные правила предусматривались нормами п. 9 ч. 1 ст. 15, ч. 4.2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которыми с ДД.ММ.ГГГГ органы государственной власти и органы местного самоуправления были обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в порядке информационного взаимодействия. При этом технический план должен был быть подготовлен в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (пункт 17 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке», утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 1 ч. 5 ст. 14 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» постановка построенного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет также осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полученного по правилам ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и приложенного к нему технического плана, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему правовыми актами.
Особенности подготовки в зависимости от вида и назначения здания, сооружения, помещения, а также требования к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана с ДД.ММ.ГГГГ установлены ст. 24 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Требования к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№....
Так технический план должен содержать сведения как обо всем здании в целом, так и о помещениях (жилых, нежилых, в том числе относящихся к общему имуществу многоквартирного дома) и при наличии - машино-местах. Государственный кадастровый учет здания (многоквартирного дома) и всех помещений, машино-мест в таком здании осуществляется одновременно (п.п. 1, 4, 5 ч. 5 ст. 14 и ч.ч. 3, 3.1, 4 ст. 40 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно нормам п. 1 ч. 5 ст. 14 и ч. 1 ст. 19 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства в орган регистрации прав направляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения, а подготовка технического плана вводимого в эксплуатацию здания, в том числе многоквартирного дома, обеспечивается застройщиком (ч. 2, п. 12 ч. 3, ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 72 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указанный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникают после дня его вступления в силу.
В связи с этим, если разрешение на ввод объекта капитального строительства, выданное до ДД.ММ.ГГГГ, не было направлено для постановки на кадастровый учет соответствующего объекта недвижимости, уполномоченный орган власти в порядке ч. 1 ст. 19 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязан представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете такого объекта и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложением технического плана, содержащего сведения как обо всем здании в целом, так и о всех помещениях в нем).
Таким образом, обязательства застройщика по представлению технического плана, соответствующего установленным требованиям, а также органа государственной власти (органа местного самоуправления) по подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства основаны на требованиях закона и являются общеобязательными.
Аналогичное толкование норм действующего законодательства и порядка их применения приведено в письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-....
Как указывалось выше, разрешение на ввод многоквартирного жилого ...А по ... Волгограда в эксплуатацию, выдано администрацией Волгограда ДД.ММ.ГГГГ. При этом, за истекший период времени, составляющий более 4,5 лет, никаких мер, направленных на постановку дома на государственный кадастровый учет административным ответчиком не принято.
Кроме того, администрацией Волгограда не приняты необходимые меры и после поступления ДД.ММ.ГГГГ обращения Коротковой Л.И. с просьбой о совершении обязательных действий, направленных на создание условий для реализации последней своих прав собственника квартиры, находящейся в указанном доме.
Только после предъявления Коротковой Л.И. рассматриваемого административного иска в суд, ДД.ММ.ГГГГ департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда направлен запрос застройщику ООО «Эйгер» о предоставлении технического плана многоквартирного дома.
В связи с изложенным, возражения представителя органа местного самоуправления в судебном заседании со ссылкой на обязательство ООО «Эйгер» представить необходимые документы в месячный срок состоятельными к отказу в административном иске не являются.
По правилам п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку непредставление администрацией Волгограда в орган, уполномоченный на ведение Единого государственного реестра недвижимости документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет введенного в эксплуатацию в 2015 году многоквартирного жилого дома, влечет невозможность государственной регистрации права собственности административного истца на квартиру, находящуюся в данном многоквартирном жилом доме, и является незаконным бездействием администрации, нарушающим права Коротковой Л.И., суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В порядке ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом периода, в течение которого ответчиком допущено незаконное бездействие, положений действующих нормативных актов, определяющих последовательность действий органа, выдавшего разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с необходимостью дополнительных временных затрат на осуществление указанных мероприятий, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений действующего законодательства в течение 15 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Коротковой Л. И. к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к постановке многоквартирного дома на кадастровый учет – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выраженное в непринятии мер по постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого ...
Обязать администрацию Волгограда в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры к постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого ...
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Волгограда.
Судья А.В. Олейников