ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2364/2021 от 04.10.2021 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Дело №2а-2364/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2021 года <...>

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Свинцовой С.С.,

при секретаре Тишиной Н.Н.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2364/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, в котором просил суд признать действия, выразившиеся в бездействии Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в не проведении мониторинга за состоянием дна, берегов и режимом использования водоохранных зон, изменениями морфологических особенностей реки Рудица на основании п. 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, находящейся в федеральной собственности, расположенной на территории <адрес>, субъекта Российской Федерации, незаконными и обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области устранить допущенные нарушения путем направления в Тульское бассейновое водное управление, в Федеральное агентство водных ресурсов информации об имеющихся русловых изменениях реки Рудица и разделении ее на два водных объекта – ручей Рудица и река Рудица, уже существовавших в Государственном водном реестре с 2016 года по 2019 год, для внесения в государственный водный реестр и постановки на кадастровый учет двух водных объектов: ручья Рудица, протяженностью 4,0 км, реки Рудица, протяженностью 7,1 км.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что при рассмотрении административного дела в Веневском районном суде Тульской области в ДД.ММ.ГГГГ года по административному иску ФИО1 к Московско-Окскому бассейновому водному управлению, к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, ему из письма, поступившего в суд из Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, стало известно о том, что на земельных участках, принадлежащих ему (ФИО1) на праве собственности с кадастровыми номерами , определена водоохранная зона и прибрежная полоса <адрес>, что свидетельствует о наличии водного объекта Федерального значения - реки Рудица на принадлежащих ему земельных участках.

Однако, факт отсутствия реки Рудица на земельных участках с кадастровыми номерами , , уже был установлен Тульским областным судом ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение Веневского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора к ФИО1 В иске прокурору было отказано из-за отсутствия водных объектов Федерального значения на земельных участках ФИО1 с указанными кадастровыми номерами. Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области участвовало в названном судебном процессе в качестве третьего лица.

Также факт отсутствия реки Рудица на земельных участках ФИО1 установлен и в арбитражном суде Тульской области, которым вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Обследованием, проведенным сотрудниками «Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов» был установлен тот факт, что за пределами земельных участков ФИО1 образовался карстовый провал с возрастом 30-50 лет колодцеобразной формы с водой, диаметром 5,20 м, глубиной до зеркала воды провала 1,5 м, диаметр зеркала воды 2,10 м, в связи с чем течение реки Рудица на земельные участки ФИО1 невозможно.

В ДД.ММ.ГГГГ году была проведена дополнительная проверка с выездом на место администрацией Веневского района, на указанной территории была обнаружена сельскохозяйственная техника, на которой сотрудники КФХ ФИО1 проводили сельскохозяйственные работы.

Ранее, территория, высвободившаяся в связи с исчезновением реки Рудица, была отмежевана администрацией Веневского района Тульской области, был присвоен кадастровый , и по договору купли-продажи, заключенному между администрацией и КФХ ФИО1, участок перешел в собственность КФХ ФИО1 для осуществления последним деятельности.

На указанном земельном участке с кадастровым номером были высажены сельскохозяйственные культуры - клевер, пшеница, собран урожай.

Однако, не проводя каких-либо обследований, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области настаивало на том, что не определены координаты водного объекта - реки Рудица.

Ручей Рудица был исключен из Государственного водного реестра, в связи с бездействием Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области и не сообщением об изменении русла реки в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Как указал административный истец, им дважды направлялись уведомления в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области с информацией о том, что произошли русловые изменения реки Рудица и о необходимости засвидетельствовать указанный факт, поскольку река разделилась на два водных объекта.

Административный ответчик, по мнению ФИО1, уклонился от проведения мониторинга двух водных объектов реки Рудица и ручья Рудица, образованных в связи с изменением русла реки, чем совершил действие, выраженное в бездействии по выполнению требований п. 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №432 от 08.10.2014, требований п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377, Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 №219, не представили в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов информацию в соответствии с установленными формами и порядком представления данных об изменении морфологических особенностей водных объектов и их частей, в руслообразовании, в результате образования карстового провала 30-50 летней давности и образования ручья Рудица.

Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, по мнению административного истца, нарушило пункты 12, 13 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №432 от 08.10.2014, так как, располагая данными, полученными в судебных процессах, об изменениях морфологических особенностей реки Рудица, не провели общий анализ русловых процессов в пределах подведомственной территории и не представили данные в Федеральное агентство водных ресурсов о разделении реки Рудица на два водных объекта.

Формы предоставления данных мониторинга определены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.02.2008 №30 «Об утверждении форм и порядка предоставления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями».

Согласно п. 92 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 №432 материалы этапов мониторинга должны быть направлены из Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области о русловых изменениях реки Рудица в региональное Бассейновое водное управление.

В силу п. 94 приказа №432 от 08.10.2014 при обнаружении в ходе ведения мониторинга дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон изменений, требующих корректировки картографических или иных материалов, производится их корректировка и направление в Бассейновое водное управление.

Как указал административный истец, сотрудники Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области бездействовали и не информировали Федеральные органы о возникновении двух водных объектов, реки Рудица и ручья Рудица, нарушив требование приказа №432, не производили корректировку картографического материала.

В нарушение действующего законодательства обследование реки Рудица проводилось по картографическому материалу организацией «Геоинформ плюс» на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, а натуральное обследование по определению береговой полосы не проводилось.

Обращаясь с настоящим административным иском, ФИО1 полагал, что указанными действиями, выраженными в бездействии, должностные лица Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области нарушили права административного истца, поскольку по его земельному участку с кадастровым номером юридически (картографически), но не фактически потекла река Рудица, образована прибрежная полоса, водоохранные зоны, которые внесены в государственный водный реестр, в кадастр недвижимости и прибрежные полосы реки Рудица, по утверждению сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области находятся на земельных участках, принадлежащих ФИО1, что свидетельствует, по мнению сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, о нарушении ФИО1 ст.ст. 6, 8, 11 ВК РФ, ст.ст. 27, 102 ЗК РФ.

Административный истец утверждает, что факт нахождения прибрежной полосы, водоохраной зоны на земельных участках ФИО1 не соответствует действительности, в связи с чем нарушены права собственника земельных участков ФИО1 на землю с кадастровыми номерами , ;

Расположив прибрежную полосу реки Рудица на вышеуказанных земельных участках, внеся прибрежную зону в государственный водный реестр, в государственный кадастр недвижимости, сотрудники Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области нарушили права собственника ФИО1 на землю.

Определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованных лиц привлечены Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов, ФГБВУ «Центррегионводхоз».

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного искового заявления поддержал, по основаниям, в нем изложенным, просил суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Возражения мотивировала тем, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 №432 утверждены методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.

Осуществляя полномочия по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), установленные пунктом 5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377, Министерством проведена работа по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Рудица со всеми притоками. Материалы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Рудица со всеми притоками на территории Тульской области направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно информации отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ сведения по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Тульской области, в том числе реки Рудица со всеми притоками, внесены в государственный водный реестр.

В целях осуществления мониторинга состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов Тульской области (в том числе реки Рудица), выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество водных объектов Тульской области и их состояния, министерством ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Вертикаль» заключен Государственный контракт на выполнение работ по организации мониторинга дна и берегов водных объектов Тульской области со сроком окончания работ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Указывая на то, что министерством организована работа по осуществлению государственного мониторинга водного объекта - реки Рудица в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, права и законные интересы административного истца не нарушены, представитель административного ответчика полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц - Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства водных ресурсов, ФГБВУ «Центррегионводхоз» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Исходя из положений ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2).

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из обстоятельств, указанных в административном исковом заявлении, при которых ФИО1 стало известно о нарушении его прав, даты обращения с административным исковым заявлением, руководствуясь положениями ст. ст. 92, 93 КАС РФ, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 соблюден.

Отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) регулируются наряду с другими федеральными нормативными правовыми актами Водным кодексом Российской Федерации, который как часть водного законодательства основывается на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека приоритета охраны водных объектов перед их использованием (часть 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 3 поименованного Кодекса).

Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся: 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты.

В соответствии со ст. 63.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя, в числе прочего, подсистему государственного мониторинга водных объектов.

Согласно ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора).

Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 №219 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

Методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления мониторинга утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 8 указанного Положения).

В соответствии с п. 14 названного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга: организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований;

осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 №13, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, среды их обитания, а также охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической и радиационной безопасности, федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями Губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.

Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в сфере водных отношений.

Министерство в соответствии с п. 4 Положения осуществляет следующие функции - участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Тульской области, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (п.п. 2); осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Тульской области, а также в пределах своей компетенции в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Тульской области (п.п. 41); осуществляет водохозяйственные мероприятия, а также меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Тульской области, а также в пределах своей компетенции водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тульской области (п.п. 42).

Таким образом, в силу вышеприведенных положений нормативных правовых актов на Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области возложена обязанность по организации проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 №432 утверждены методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.

Согласно п. 3 названного Приказа органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга:

организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований;

осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, и наблюдений за водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, полученные в результате осуществления регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Формы и порядок представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.05.2008 №111 (далее – Порядок).

Согласно п. 2 указанного Порядка, данные мониторинга, полученные уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представляются в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

В силу п. 7 Порядка Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют:

1) данные регулярных наблюдений за водными объектами, состоянием их дна, берегов, водоохранных зон водных объектов;

2) данные наблюдений за гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

3) сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, полученных в результате осуществления регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

4) данные, полученные в результате регулярных наблюдений за состоянием и режимом зон затопления, подтопления.

Согласно Приложению к Порядку представления в Федеральное агентство водных ресурсов данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют данные мониторинга по формам 7-29 (Список гидрологических постов на реках, ручьях, каналах; Список гидрологических постов на озерах, прудах, обводненных карьерах, водохранилищах; Список пунктов гидрохимических наблюдений на реках, ручьях, каналах; Список пунктов гидрохимических наблюдений на озерах, прудах, обводненных карьерах, водохранилищах; Список пунктов гидробиологических наблюдений на реках, ручьях, каналах; Список пунктов гидробиологических наблюдений на озерах, прудах, обводненных карьерах, водохранилищах; Список станций наблюдения за гидрохимическими показателями морских вод; Уровни воды рек, ручьев, каналов; Расход воды рек, ручьев, каналов; Уровни воды озер, прудов, обводненных карьеров, водохранилищ; Мутность воды водных объектов; Расходы взвешенных и влекомых наносов; Толщина льда (см) и высота снега (см) на льду; Качество воды поверхностных водных объектов (гидрохимические показатели); Данные о состоянии гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; Данные о загрязнении донных отложений; Данные о состоянии дна водных объектов; Характеристика берегов водных объектов; Данные о водоохранных зонах водных объектов; Данные наблюдений за режимом использования водоохранных зон водных объектов; Данные наблюдений за режимом использования зон затопления, подтопления).

Разрешая заявленные требования, проверяя доводы и возражения сторон, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки К, площадью 688995 кв.м, К, площадью 72029 кв.м, с К, площадью 10754 кв.м, по адресу ориентира: здание школы: <адрес>.

Согласно имеющимся в материалах административного дела пояснениям представителя Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ б/н, адресованным в Веневский районный суд Тульской области (дело ), Тульской природоохранной прокуратурой была проведена контрольная проверка исполнения Министерством водного законодательства, в части определения местоположения границ береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – р.Рудица. Река Рудица занесена в базу данных государственного водного реестра, однако, нет сведений о границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и береговой линии водного объекта.

По итогам проверки прокуратуры в адрес Министерства вынесено представление об устранении нарушения водного законодательства, а также принятия мер по постановке сведений о береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Рудица в государственный водный реестр.

В целях исполнения закона, прокурор обратился в Центральный районный суд г. Тулы с аналогичными требованиями.

Министерство исполнило решение суда, заключив государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Геоинформ+» об оказании услуг по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Рудица со всеми притоками. Государственный контракт исполнен согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг.

Материалы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Рудица со всеми притоками на территории Тульской области направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Факт направления материалов по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Рудица со всеми притоками на территории Тульской области в Федеральное агентство водных ресурсов подтверждается соответствующим письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Рудица со всеми притоками на территории Тульской области внесены в государственный водный реестр, что подтверждается письмом Федерального агентство водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ сведения по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Тульской области, в том числе р. Рудица со всеми притоками, внесены в государственный водный реестр.

Из письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в Арбитражный суд Тульской области, следует, что Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о расположении земельных участков с кадастровыми номерами , в границах зоны с особыми условиями использования территории. На земельном участке с кадастровым номером установлены зоны с особыми условиями использования территории: , , а именно водоохранная зона. На земельных участках с кадастровыми номерами , установлены зоны с особыми условиями использования территории: , , а именно водоохранная зона.

Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец ФИО1 указал, что Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области уклонилось от проведения мониторинга двух водных объектов реки Рудица и ручья Рудица, образованных в связи с изменением русла реки, совершив действие, выраженное в бездействии по выполнению требований п. 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №432 от 08.10.2014, требований п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377, Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 №219, в результате чего земельные участки с кадастровыми номерами , , , принадлежащие административному истцу на праве собственности, приобрели статус с особыми условиями использования территории. Тем самым нарушены права собственника ФИО1 на полноценное использование земельных участков.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области (Государственным заказчиком) и ООО «Вертикаль» (Подрядчик) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен Государственный контракт

Согласно п. 1.1 Государственного контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по организации мониторинга дна и берегов водных объектов Тульской области, в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (Приложение ), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить работы в установленном настоящим Контрактом порядке.

Сроки выполнения работ по настоящему Контракту: начало выполнения работ – с момента заключения Государственного контракта, окончание выполнения работ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Перечень и объем работ, выполняемых Подрядчиком, определен Техническим заданием (приложение к Контракту) (п. 3.1 Государственного контракта).

В соответствии с Техническим заданием основанием для проведения работ являются: Водный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 №219 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов», приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.05.2008 №111 «Об утверждении форм и порядка предоставления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов», приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 №431 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей», приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.02.2014 №112 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части организации и проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов».

Целью работ указано осуществление мониторинга состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов Тульской области, выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество водных объектов Тульской области и их состояние (п. 2 Технического задания).

В перечень работ согласно п. 4 Технического задания, в числе прочих, включены проведение мониторинга береговых линий, русловых процессов, состояния водоохранных зон, рельефа дня (протяженность обследования в каждом створе принять равной 1 км), включающего в себя:

- изучение, оценку и прогноз динамики изменений конфигурации и положения береговых линий (особенно в части разрушения берегов) водных объектов;

- мониторинг интенсивности развития эрозионных процессов и оценку опасности разрушения берегов для местного населения;

- определение преобладающего типа русловых процессов для прогноза изменения конфигурации русла, береговой линии, морфометрических характеристик водного объекта;

- качественную оценку экологического состояния русел и береговых линий рек;

- изучение и оценку динамики изменения русловых форм во времени и пространстве;

- идентификацию, оценку интенсивности и опасности процессов подтопления и заболачивания прибрежных территорий, связанных с процессами половодья;

- идентификацию, оценку интенсивности и опасности процессов заиления и зарастания русловых и береговых частей, связанных с изменением гидрологического режима рек и приводящих к круглогодичному подтоплению и заболачиванию прибрежных территорий;

- выявление и мониторинг несоблюдения специального режима хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне;

- выявление потенциальных и установленных источников загрязнений в пределах водоохраной зоны исследуемых объектов;

- оценку экологического состояния водных экосистем в пределах водоохранной зоны в зависимости от природных условий и хозяйственной деятельности на данной территории.

Проведение мониторинга береговых линий, русловых процессов и состояния водоохранных зон осуществляется на 20 створах наблюдения (Приложение В к Техническому заданию) в период летне-осенней межени после прохождения весеннего половодья с периодичностью наблюдения 2 раза и периодом между наблюдениями не менее 2 месяцев.

Проведение мониторинга рельефа дна и донных отложений, согласно п. 4.3 Технического задания, включает:

- отбор и определение типа донных отложений;

- оценка динамики поступления наносов в водный объект;

- оценка влияния изменения гидрологического режима на водный объект в связи с поступлением наносов и изменением рельефа дна водного объекта;

- установление поверхностных марок в створах наблюдения за характером берегового склона.

- выполнение химических анализов проб донных отложений.

Согласно п. 9 Технического задания по окончании работ Подрядчик предоставляет Государственному заказчику отчет о проведенных работах, полученных результатах и сделанных выводах в 2-х экземплярах на бумажном носителе и в 1-м экземпляре на электронном носителе – диске.

В ходе рассмотрения административного дела судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области и ООО «Вертикаль» подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг по итогам выполнения Государственного контракта. Государственный заказчик каких-либо отклонений от условий Контракта или других недостатков в работах, выполненных Подрядчиком, не обнаружил.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящее время контракт реализован подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ.

Согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ, Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области полученная информация направлена для формирования Бассейновой программы осуществления государственного мониторинга водных объектов по Окскому и Донскому бассейновым округам на 2022-2024 г.г. в границах Тульской области.

Анализ изложенного, с учетом положений вышеприведенных норм права, на основании оценки имеющихся по делу доказательств в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст. 60, 61 КАС РФ, позволяет суду прийти к выводу, что довод административного истца о совершении Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области действия, выраженного в бездействии по выполнению требований п. 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №432 от 08.10.2014, требований п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377, Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 №219, в непредставлении в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов информации в соответствии с установленными формами и порядком представления данных об изменении морфологических особенностей водных объектов и их частей, не нашел своего подтверждения.

То обстоятельство, что Государственный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть после обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд, безусловно не свидетельствует о наличии незаконных действий (бездействий) Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области.

Ссылки административного истца ФИО1 на то, что оспариваемыми действиями, выраженными в бездействии, нарушаются его права как собственника земельных участков на полноценное их использование, поскольку образована прибрежная полоса р. Рудица, водоохранные зоны, которые внесены в государственный водный реестр, в кадастр недвижимости, не основаны на материалах дела.

Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, либо угрозы их нарушения; со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области отсутствуют незаконные действия (бездействие), поскольку обязанности, возложенные на последнего как на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации п. 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №432 от 08.10.2014, Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 №219, исполнены.

Поскольку при рассмотрении заявленных ФИО1 требований не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых действий (бездействия), решения закону и нарушения оспариваемыми действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Правовых оснований для признания действия (бездействия) Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области незаконным не имеется.

Утверждения административного истца об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

При установленных судом обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права, учитывая, что в процессе рассмотрения административного дела не было установлено наличие нарушенного и подлежащего восстановлению права административного истца, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1, в том числе способом, указанным в административном исковом заявлении, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.10.2021.

Председательствующий