ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2365/202214 от 14.01.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-2365/2022 14 января 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре Иконникове Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействий незаконными, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, в обоснование требований указав, что в соответствии с поручением Прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения административным ответчиком законодательства об особо охраняемых природных территориях, а именно, установления охранных зон особо охраняемых территорий регионального значения – памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского района Ленинградской области.

Проверкой установлено, что охранные зоны указанных особо охраняемых территорий регионального значения – памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского района Ленинградской области не установлены.

Полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, согласно п. 2 положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №241 (далее Положение №341) закреплены за Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.

Как следует из п. 3.1 Положения №341 Комитет разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов Ленинградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

Однако в нарушение требований действующего законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, надлежащих мер к реализации вышеуказанных полномочий в части подготовки проекта решения об установлении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения административным ответчиком не принято.

По фактам выявленных нарушений природоохранной прокуратурой Ленинградской области 13.08.2021 г. в адрес председателя КПР ЛО внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Из ответа на представление от 10.09.2021 г. следует, что п.10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» может быть применен к памятникам природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский». Должностным лицам отдела особо охраняемых природных территорий департамента природных ресурсов Комитета указано на необходимость неукоснительного соблюдения требований, предъявляемых п.10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ. Исполняющему обязанности начальника отдела особо охраняемых природных территорий департамента природных ресурсов Комитета поручено усилить контроль за соблюдением подчиненными сотрудниками указанной нормы и приступить к разработке проекта решения об установлении охранных зон ООПТ регионального назначения, созданных после 30.12.2013 г..

До настоящего времени мер по разработке проекта решения об установлении охранных зон ООПТ регионального назначения административным ответчиком не принято.

По мнению административного истца, бездействие административного ответчика создает угрозу неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки и памятники природы и на прилегающие к ним участки, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В связи с чем административный истец просит суд:

- признать незаконными бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранных зон памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского района Ленинградской области и об установлении их границ;

- возложить наКомитет по природным ресурсам Ленинградской областиобязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда подготовить предложения о создании охранных зон памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.

В настоящее судебном заседании Ленинградский межрайонный природоохранный прокурора не явился,извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.

Представитель административного ответчика не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, ранее, в судебном заседании от 03.12.2021 г. возражал против удовлетворения административных исковых требований, также ранее представил письменный мотивированный отзыв на административный иск, в котором указал на отсутствие бездействий со стороны Комитета по природным ресурсам ЛО и просил об отказе в удовлетворении административных исковых требований, полагая их необоснованными.

Представители заинтересованного лица - администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в настоящем судебном заседании просили принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства.

Заинтересованные лица П., ФИО1, Р. в настоящем судебном заседании просили удовлетворить административные исковые требования, полагая изложенные в нем требования законными и обоснованными.

Иные заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле определениями суда, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.

При таких обстоятельствах, суд, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1ст.218КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Как следует из пп. 2 п.11 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных впункте 10настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Материалами административного дела установлено, что на основании поручения Прокуратуры Ленинградской области административным истцом проведены анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях и проверка исполнения Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области законодательства об особо охраняемых природных территориях, а именно, установления охранных зон особо охраняемых территорий регионального значения – памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского района Ленинградской области.

Проведенной проверкой выявлено, что что охранные зоны указанных особо охраняемых территорий регионального значения – памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского района Ленинградской области не установлены.

Полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, согласно п. 2 положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №241 (далее Положение №341) закреплены за Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.

Как следует из п. 3.1 Положения №341 Комитет разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов Ленинградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

Однако в нарушение требований действующего законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, надлежащих мер к реализации вышеуказанных полномочий в части подготовки проекта решения об установлении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения административным ответчиком не принято.

В ходе проведенного анализа состояния законности в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях административным истцом в адрес председателя КПР ЛО направлено письмо для рассмотрения вопроса о необходимости подготовки проектов решений Губернатора Ленинградской области о создании охранных зон природного парка и памятников природы регионального значения, об установлении их границ и утверждении положения о них.

Ответным письмом за подписью председателя Комитета административный ответчик сообщил о том, что считает создание охранных зон не является обязательным для всех памятников природы и природных парков.

В дальнейшем между сторонами продолжала вестись переписка по указанному вопросу, однако административным ответчиком была высказана однозначная позиция относительно того, что действующее законодательство не предусматривает обязательного создания охранных зон для всех государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, соответственно охранная зона не подлежит обязательному установлению в отношении каждого такого объекта, одновременно с этим ч. 11 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена возможность прекращения существования охранных зон для ООПТ, что дает основание сделать вывод относительно того что не все ООПТ могут иметь охранную зону.

По фактам выявленных нарушений природоохранной прокуратурой Ленинградской области 13.08.2021 г. в адрес председателя КПР ЛО внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Из ответа на представление от 10.09.2021 г. следует, что п.10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» может быть применен к памятникам природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский». Должностным лицам отдела особо охраняемых природных территорий департамента природных ресурсов Комитета указано на необходимость неукоснительного соблюдения требований, предъявляемых п.10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ. Исполняющему обязанности начальника отдела особо охраняемых природных территорий департамента природных ресурсов Комитета поручено усилить контроль за соблюдением подчиненными сотрудниками указанной нормы и приступить к разработке проекта решения об установлении охранных зон ООПТ регионального назначения, созданных после 30.12.2013 г.

С момента составления указанного письма до настоящего времени мер по устранению выявленных нарушений административным ответчиком не предпринято.

Учитывая изложенное, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с подпунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне общественные отношения в сфере организации, охраны, функционирования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2, пунктами 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ памятники природы, составляющие одну из категорий особо охраняемых природных территорий, могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении (пункты 2 и 3 статьи 26 указанного закона).

Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Согласно пункту 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 (далее - Правила № 138), решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу пункта 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, согласно п. 2 положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №241 (далее Положение №341) закреплены за Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.

Как следует из п. 3.1 Положения №341 Комитет разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов Ленинградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

Надлежащих мер к реализации вышеуказанных полномочий в части подготовки проекта решения об установлении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения административным ответчиков не принято.

Указанные обстоятельства не отрицались стороной административного ответчика в ходе рассмотрения настоящего административного дела, с указанием на отсутствие установленной законом обязанности производить данные действия.

Между тем, по мнению суда, позиция административного ответчика не основана на нормах действующего законодательства.

Сторона административного ответчика в возражениях указывала на отсутствие предусмотренной действующим законодательством в области особо охраняемых природных территорий создания охранных зон для всех государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, из чего следует, что охранная зона и ее границы не подлежат обязательному установлению.

Данный довод Комитета по природным ресурсам Ленинградской области не принимается во внимание судом, как неоснованный на нормах материального права в силу следующего.

Согласно положениям п.10ст.2 Федерального закона №33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

Из указанной нормы следует, что риск возникновения неблагоприятных антропогенных воздействий на такие особо охраняемые природные территории без установленных в соответствии с действующим законодательством охранных зон заведомо предполагается.

Позиция административного ответчика об отсутствии норм права, предусматривающих обязательное установление охранных зон в отношении всех без исключения ООПТоснованы на неверном толковании указанных норм закона.

Наличие требования, установленного п.21Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 (далее - Правила № 138) о подготовке пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ не устанавливает право исполнительного органа готовить такие проекты выборочно по принципу наличия либо отсутствия необходимости создания такой охранной зоны, поскольку вопрос об определении обоснованности такого решения применительно к государственным природным заповедникам, национальным паркам, природным паркам и памятникам природы не относится к компетенции Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.

Таким образом, исходя из выше установленных судом обстоятельств, в нарушение требований закона подготовка проекта решения об установлении охранных зон памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» Комитетом по природным ресурсам не осуществлена.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований Ленинградского межрайонного природоохранного прокуратура в полном объеме.

При этом суд соглашается с позицией административного истца о том, что установленное судом незаконное бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, нарушает установленные требования Федерального закона № 33-ФЗ, что однозначно создает угрозу наступления тяжких последствий, в том числе возникновения неблагоприятных антропогенных воздействий на такие особо охраняемые природные территории, чем очевидно нарушаются права неопределенного круга лиц, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, у Ленинградского межрайонного природоохранного прокуратура возникло право на обращение в суд с настоящим административным иском, согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.ст.178, 227 КАС РФ, суд определяет способ восстановления нарушенного права административного истца как обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 1 года, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, подготовить предложение о создании охранных зон памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.

Таким образом, административные исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области подлежат удовлетворению в полном объеме, по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 39, 150 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействий незаконными, обязании произвести действия – удовлетворить.

Признать незаконными бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранных зон памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области и об установлении их границ.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 1 года, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, подготовить предложение о создании охранных зон памятников природы «Токсовские высоты», «Колтушские высоты» и государственного природного парка «Токсовский» на территории Всеволожского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2022 года.