ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2366/19 от 08.04.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Абакан 08 апреля 2019 года

Дело № 2а-2366/2019

Абаканский городской суд в составе:

председательствующего А.С. Моркеля,

при секретаре В.А. Чернецкой,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заявление ФИО5 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, судебному приставу-исполнителю МО по ОВИП УФССП России по РХ ФИО4 об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ

ФИО5 обратилась в Абаканский городской суд с административным иском к УФССП по РХ, судебному приставу-исполнителю МО по ОВИП УФССП по РХ ФИО4 об оспаривании действий. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО2 о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетней ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к судебному приставу-исполнителю ФИО4 с просьбой ознакомиться с материалами исполнительного производства. СПИ ФИО4 в устном порядке отказано в ознакомлении с материалами исполнительного производства на основании того, что исполнительное производство передано в другой территориальный орган ФССП. При этом был продемонстрирован акт об изменении места совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ При этом в акте подпись старшего судебного пристава отсутствовала, а датой утверждения указано ДД.ММ.ГГГГ.. Считает, что передача исполнительного производства по территориальности в Московский РОСП/196084 <адрес> незаконна, так как адресом регистрации должника является пер. <адрес>. На основании изложенного просит признать действие СПИ ФИО4 по отказу в ознакомлении с материалами исполнительного производства незаконным и обязать предоставить для ознакомления копии материалов исполнительного производства; признать действия СПИ ФИО4 по направлению исполнительного документа и копии акта об изменении места совершения исполнительных действий для исполнения по территориальности в <адрес> незаконным и обязать СПИ устранить нарушение прав административного истца.

Определениями Абаканского городского суда в качестве заинтересованных лиц привлечены руководитель УФССП по РХ ФИО6, должник ФИО2, МИФНС по РХ.

В судебное заседание административный истец не явился, направив своего представителя.

Административный ответчик СПИ МО по ОВИП УФССП России по РХ ФИО4 возражала против удовлетворения требований. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец в устном порядке обратилась за ознакомлением. Ей пояснили, что материалов в настоящий момент нет. Письменные заявления не поступали. Ранее ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращалась за ознакомлением с материалами, ознакомилась. Более никаких действий не проводилось. ДД.ММ.ГГГГ должник объявлен в розыск. Должник был установлен на другой территории, в связи с чем было принято решение о передаче производства по территориальности.

Представитель УФССП по РХ ФИО11, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований.

Заинтересованные лица руководитель УФССП по РХ ФИО6, должник ФИО2, МИФНС по РХ в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания судом извещались.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

В силу ч.1ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно гл.22 КАС РФ, п.1ст.121 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 122 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В силу ст. 2 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст. 4 указанного закона одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно ч.1 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Согласно п.2 ч.5 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» после установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 - 7.2 настоящей статьи.

Согласно ч.7 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.

Согласно п.2 ч.7.1 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ч.7.2 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Однако, не соблюдение указанных правил гражданами не может являться основанием для отказа в проведении исполнительных действий, по месту пребывания гражданина.

Наличие регистрации не является обязательным признаком «места пребывания».

Как установлено в судебном заседании, по результатам розыскных действий по исполнительному производству -ИП должник ФИО2 находится в <адрес>. У него отобрано объяснение. Должник указал адрес своего пребывания, род деятельности.

В связи с установлением места пребывания должника судебным приставом составлен акт об изменении места совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденный ДД.ММ.ГГГГ начальником МО по ОВИП УФССП по РХ.

Как пояснила СПИ ФИО4 предоставленная административному истцу копия акта была составлена до утвержденного акта и является неверной.

ДД.ММ.ГГГГ руководителем УФССП по РХ утверждено постановление о передаче исполнительного производства в МО по ОВИП УФССП России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство СД направлено УФССП по <адрес>.

Таким образом, исполнительное производство направлено для исполнения по территориальности в иной территориальный орган ФССП России на основании постановления, законность которого административным истцом не оспаривается, а соответственно является обоснованным.

Оспариваемый акт составлен на основании данных розыска должника и соответствует требованиям закона.

В силу ч.1 ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.

Законом не предусмотрен порядок обращения с требованием об ознакомлении с материалами исполнительного производства, а также количество таких заявлений.

Судебный пристав-исполнитель не отрицает, что административный истец обращался к нему ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об ознакомлении с материалами исполнительного производства.

Доказательств ознакомления административного истца с материалами исполнительного производства по заявлению суду не представлено, как и не представлено доказательств свидетельствующих о принятии мер к ознакомлению с материалами исполнительного производства (указания времени и даты явки к СПИ для ознакомления, уклонения административного истца от ознакомления в назначенное время).

Таким образом, судебным приставом-исполнителем ФИО4 допущено нарушение права взыскателя на ознакомление с материалами (копиями материалов) исполнительного производства.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя необходимо установить нарушение прав и свобод заявителя, а также нарушение судебным приставом-исполнителем норм закона.

Как установлено в судебном заседании СПИ ФИО4 не приняла мер к ознакомлению административного истца по его заявлению с материалами исполнительного производства, чем нарушила его права.

Следовательно, требования административного истца подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление ФИО5 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, судебному приставу-исполнителю МО по ОВИП УФССП России по РХ ФИО4 об оспаривании бездействий частично.

Признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя МО по ОВИП УФССП России по РХ ФИО4 по отказу в ознакомлении с материалами исполнительного производства -ИП.

Обязать судебного пристава-исполнителя МО по ОВИП УФССП России по РХ ФИО4 в течении десяти дней по вступлению решения суда в силу устранить допущенные нарушения.

В удовлетворении иных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Моркель

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2019 года.