ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2366/20 от 25.05.2020 Красногорского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красногорск Московской области 25 мая 2020 года

Красногорский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Комиссаровой Н.Н.,

при помощнике судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> об оспаривании бездействия органа государственной власти, признании исполненным обязательства по уплате налога, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес>, просит признать незаконным бездействие ИФНС по <адрес>, выразившееся в лишении ФИО1 права на льготы многодетной семьи в отношении земельного налога и имущественного налога на объекты недвижимости за 2018 г. по адресу: МО, <адрес>А, <адрес>, просит признать исполненным ДД.ММ.ГГГГФИО1 налоговое обязательство - начисленные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГФИО1 земельный налог и имущественный налог на объекты недвижимости за 2018 г. по адресу: МО, <адрес>.А, <адрес>, в размере оплаченного налога <данные изъяты> руб., обязать ИФНС
внести в информационную базу ИНФС достоверную информацию о праве ФИО1 как отца многодетной семьи на освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков по адресу: МО, <адрес>А, совокупная площадь которых не превышает норму выделения земли в Красногорском муниципальном районе и праве на вычет по имущественному налогу на 4-х детей и размере налога.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по <адрес> ему был начислен земельный налог за период 2018 г. в сумме <данные изъяты> руб., а также имущественный налог за 2018 г. на жилой дом площадью 118,3 кв.м, расположенный по адресу: МО, <адрес>А в сумме 2648 руб., а также на квартиру по адресу: <адрес> площадью 50,7 кв.м, в сумме <данные изъяты> руб., а также на 1/3 долю жилого дома, расположенного по адресу: МО, <адрес>, площадью 93,3 кв.м., в сумме <данные изъяты> руб. Указывает, что он является многодетным отцом, имеющим льготу на освобождение от уплаты земельного налога и уменьшении имущественного налога. ДД.ММ.ГГГГ истцом направлена через личный кабинет ответчику претензия с удостоверением многодетного отца о досудебном урегулировании спора и обоснованием несогласия с размером начисленного земельного и имущественного налога за 2018г. по всем объектам недвижимости, на которую ответчик не сообщил истцу результат рассмотрения и не применил налоговую льготу, имеющуюся у истца. ДД.ММ.ГГГГг истец оплатил имущественный налог, рассчитанный по калькулятору на сайте ФНС РФ с учетом льготного статуса истца - многодетного отца с целью избежать необоснованного начисления пени. Считает, что из-за бездействия ответчика в личном кабинете истца на сайте Федеральной налоговой службы РФ до настоящего времени указана недостоверная информация о наличии долга у истца. Полагает, что административным ответчиком при расчете налогов в уведомлении от 17.09.2019г ИФНС и после претензии от 20.09.2019г. не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от <данные изъяты> № 63-ФЗ в п. 6.1 ст. 403 Налогового кодекса РФ по объекту недвижимости - квартира площадью 50,7 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> В налоговом уведомлении налог на указанное имущество указан в размере <данные изъяты> руб., однако, по мнению административного истца, размер налога по квартире должен быть <данные изъяты> руб. ( 50,7кв.м- 20кв.м на каждого ребенка из налогооблагаемой базы 5 кв.м - 40кв.м стандартный вычет). Размер налога по дому, расположенному по адресу: МО, <адрес>, указан- <данные изъяты> руб., а должен быть <данные изъяты> руб., который истцом уплачен, (то есть стандартный вычет минус 50 кв. метров и минус на каждого ребенка из налогооблагаемой базы по 7 кв. м.). Также считает, что не верно рассчитан налог на 1/3 доли в доме по адресу: МО, <адрес>: должно - <данные изъяты>., указано ответчиком - <данные изъяты>. По мнению административного истца, не верно рассчитан налог на дом по адресу: МО, <адрес>А : должно-<данные изъяты>., указано ответчиком - <данные изъяты> руб.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о слушании дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - ИФНС по <адрес>ФИО3 возражала против удовлетворения административных исковых требований ФИО1 по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, из которых следует, что в базе данных Инспекции по налоговым обязательствам, касающимся администрирования имущественных налогов на территории <адрес>, имеются сведения о том, что ФИО1 принадлежат 3 земельных участка с кадастровыми № площадью 622 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровая стоимость) на 01.01.2018 г. - <данные изъяты> руб.); № площадью 320 кв.м., по адресу: <адрес>, прилегающий к участку д/в (налоговая база (кадастровая стоимость) на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.); площадью 64 кв.м., по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, <адрес> (налоговая база (кадастровая стоимость) на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.). От ФИО1 в Инспекцию поступило заявление на предоставление налоговой льготы с приложением удостоверения многодетной семьи . Комплект документов, подтверждающий, что среднедушевой доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в <адрес> на душу населения, - в размере 50% ФИО1 в инспекцию не предоставлялся. Соответственно, ФИО1 за налоговый период 2018 год предоставлена федеральная льгота, предусмотренная п.п. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога на участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Предоставление льготы подтверждается налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ В таблице расчет земельного налога в строке начислений за земельный участок с кадастровым номером указан размер налогового вычета в размере <данные изъяты> руб. Соответственно, сумма земельного налога, подлежащая уплате за указанный земельный участок, составила с учетом льготы <данные изъяты> руб. По земельным участкам с кадастровыми номерами и действующим налоговым законодательством, исходя из представленных ФИО1 документов, льгота не предусмотрена. Доводы заявителя, изложенные в административном исковом заявлении, являются несостоятельными ввиду прекращения действия нормативных актов, на которые он ссылается. В базе данных Инспекции по налоговым обязательствам, касающимся администрирования имущественных налогов на территории <адрес>, имеются сведения о том, что ФИО1 принадлежат объекты недвижимости: 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей); гараж, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, участок, прилегающий к участку при д/в (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубля); жилой дом, <адрес> МО, <адрес> (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей), хозблок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубль). Представителем ответчика приведен расчет налога на имущество физических лиц за 2018 год. По квартире, находящейся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>: налоговая база <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость) - <данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость 5 квадратных метров общей площади квартиры х 4 (количество несовершеннолетних детей) х 0,10% (налоговая ставка) = <данные изъяты> руб. По жилому дому, находящемуся по адресу: <адрес> А: Налоговая база <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.1 руб. (кадастровая стоимость) - <данные изъяты>,1 руб. (кадастровая стоимость 7 квадратных метров общей площади жилого дома х 4 (количество несовершеннолетних детей) х 0,30% (налоговая ставка) = 2648,00 руб. По 1/3 доли жилого дома, находящемуся по адресу: <адрес>, <адрес> налоговая база <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.3 руб. (кадастровая стоимость) / 3 - <данные изъяты>,3 руб. (кадастровая стоимость 7 квадратных метров площади доли жилого дома х 4 (количество несовершеннолетних детей) х 0,30% (налоговая ставка) = <данные изъяты>,00 руб. Полагает, что расчет налога на имущество физических лиц за 2018 год произведен налоговым органом верно, с учетом предоставленной п. 6.1 ст. 403 НК РФ льготы, а расчет административного истца является ошибочным. Просит отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ознакомившись с доводами административного истца, с учетом возражений административного ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В силу положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанности по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие), на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), а также порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; возлагаются на данный орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями. Вместе с тем, указанные положения в совокупности с положениями, предусмотренными ст. 218 КАС РФ, обязывают лицо, обратившееся в суд представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемые ими решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, нарушают их права, свободы и законные интересы, создаются препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации установлен Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 являлся в 2018 году собственником недвижимого имущества, расположенного на территории <адрес>: земельных участков с кадастровыми № площадью 622 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> (налоговая база (кадастровая стоимость) на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.); площадью 320 кв.м., по адресу: МО, <адрес>, <адрес>, <адрес>, прилегающий к участку д/в (налоговая база (кадастровая стоимость) на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.); площадью 64 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> (налоговая база (кадастровая стоимость) на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.); 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: МО, <адрес> (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей); гараж, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, участок, прилегающий к участку при д/в (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубля); жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес>А (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей), квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей), хозблок, расположенный по адресу: <адрес><адрес> (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубль).

Семья административного истца имеет статус многодетной семьи, что подтверждается удостоверением многодетной семьи <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 были поданы в Инспекцию федеральной налоговой службы по <адрес> заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, которая внесена налоговым органом в налоговую базу, что подтверждается скриншотом из налоговой базы.

ИФНС по <адрес> направлено ФИО1 налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога за 2018 г.: земельного налога в размере <данные изъяты> рубля, налога на имущество физических лиц – <данные изъяты> рублей.

Оценивая доводы сторон о правильности расчета налога на имущество и земельного налога, произведенного налоговым органом, суд исходит из следующего.

Согласно п.п. 10 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ)

В силу п. 6.1 ст. ст. 391 НК РФ уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

В соответствии с п. 3 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

В силу п. 5 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Согласно п. 6.1. ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 - 5 настоящей статьи, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Налоговый вычет, предусмотренный настоящим пунктом, предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 6 и 7 статьи 407 настоящего Кодекса, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

Согласно п. 6 ст. ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" действие положений подпункта 7 пункта 2 статьи 358, подпункта 10 пункта 5 статьи 391, пункта 1, абзаца четвертого пункта 10 и пункта 17 статьи 396, пунктов 6.1, 7 и 8 статьи 403, абзаца четвертого пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.

В соответствии п. 5.12 решения Совета депутатов <данные изъяты> помимо федеральных, установлены местные налоговые льготы для членов многодетных семей, признанных таковыми в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", если среднедушевой доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в <адрес> на душу населения, - в размере 50%.

Согласно п. 6.5 решения Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N , расчет доходов и подтверждение статуса гражданина, имеющего право на льготы, осуществляется при обращении в территориальные структурные подразделения Министерства социальной защиты населения <адрес> по месту жительства налогоплательщика (для жителей <адрес>) с выдачей справки.

Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N установлен перечень документов, подтверждающих право на льготу для многодетных семей:

Заявление о предоставлении льготы.

Документ, удостоверяющий личность.

Выписка из домовой книги.

Документ, подтверждающий принадлежность к льготной категории.

Справка о подтверждении доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в <адрес> на душу населения, выданная органами социальной защиты населения по месту жительства (предоставляется ежегодно).

Оснований для применения к настоящим правоотношениям положений решения Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения об установлении земельного налога на территории <адрес>", решение Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения землей в Красногорском муниципальном районе", Решение Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения об установлении земельного налога на территории городского поселения Красногорск" не имеется, поскольку они утратили силу к моменту возникновения спорных правоотношений и не распространяют на них свое действие.

Ознакомившись с представленными расчетами, суд приходит к выводу, что расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц произведен административным ответчиком в соответствии с вышеприведенными положениями ст. ст. 391, 403 НК РФ с применением льготы, предоставленной для многодетных семей с учетом количества детей у административного истца, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом положений, предусмотренных п.п. 10 п. 5 ст. 391, п.п. 3, 5 ст. 403 НК РФ и включена в налоговое уведомление с учетом уменьшения кадастровой стоимости недвижимого имущества в соответствии с вышеуказанными положениями налогового законодательства.

При таких обстоятельствах действия ИФНС по <адрес> по начислению и взысканию с ФИО1 земельного налога и налога на имущество за 2018 год в общей сумме 13 990 рублей соответствуют требованиям закона, соответственно оснований для признания исполненным ДД.ММ.ГГГГФИО1 налогового обязательства –начисленных в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГФИО1 земельного налога и налога на имущество на объекты недвижимости за 2018 г. в размере оплаченного административным истцом налога в сумме <данные изъяты> рубля, не имеется.

Принимая во внимание, что налоговым органом в установленном порядке в налоговую базу внесены сведения о наличии у административного истца налоговых льгот, установленных для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, которые применены при расчете земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 г., суд приходит к выводу, что административным ответчиком не было допущено незаконного бездействия, доводы ФИО1 о лишении его права на льготы, предоставленные многодетной семье, в отношении земельного налога и имущественного налога на объекты недвижимости за 2018 г. не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергаются письменными материалами дела.

Оснований для возложения на ИФНС обязанности внести в информационную базу ИНФС достоверную информацию о праве ФИО1 как отца многодетной семьи на освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков по адресу: <адрес>, <адрес>.А, совокупная площадь которых не превышает норму выделения земли в Красногорском муниципальном районе и праве на вычет по имущественному налогу на 4-х детей и размере налога суд не усматривает, поскольку положения п. 6.6. решения Совета депутатов городского поселения <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения об установлении земельного налога на территории городского поселения <адрес>", которыми установлено, что если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками на территории городского поселения <адрес>, льгота может применяться к земельным участкам, совокупная площадь которых не превышает норму выделения земли в Красногорском муниципальном районе, не применимы к рассматриваемым правоотношениям, поскольку их действие распространяется на исчисление и уплату налогоплательщиками земельного налога за налоговый период 2017 года (решение Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ), решение Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения землей в Красногорском муниципальном районе", устанавливающего максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утратило силу в связи с принятием решения Совета депутатов Красногорского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ N , признавшего решение Совета депутатов муниципального образования "<адрес>" <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ, утратившим силу. При этом суд также учитывает, что расчет налога на имущество произведен административным ответчиком с учетом налоговой льготы, предусмотренной ст. 403 НК РФ.

При таких обстоятельствах, исходя их предмета и основания иска, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес>ФИО1 к Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> об оспаривании бездействия органа государственной власти, признании исполненным обязательства по уплате налога, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать в полном объеме.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья Н.Н. Комиссарова