ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2369/19 от 28.02.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-2369/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 28 февраля 2019 года

Якутский городской суд РС (Я) в составе судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что ____ обратился в Департамент градостроительства ОА г. Якутска с уведомлением о планируемом строительстве/реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____ для проживания. Письмом от ____ ответчик отказал истцу в испрашиваемом согласовании строительства/реконструкции по тем основаниям, что планируемое место строительства расположено в территориальной зоне «Л-1», в которой градостроительные регламенты не подлежат установлению. Истец считает отказ ответчика незаконным, поскольку земельный участок образован, объект индивидуального жилищного строительства построен еще до введения в действие Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск» №169-НПА от 25.12.2013, до установления территориальной зоны «Л-1», истцом приобретен по договору купли-продажи 04.08.2016. Просит признать незаконным отказ ответчика в согласовании размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___, обязать выдать согласование.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержали, заявили ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска в суд, поскольку первоначально административный иск был подан своевременно, однако определением суда от ____ был возвращен по причине ненадлежащего оформления доверенности на представителя. Просят административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 иск не признал, пояснил, что решение об отказе принято с соблюдением положений закона, административным истцом пропущен срок обращения в суд, просит в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____, предоставленного в целях использования для индивидуального жилищного строительства.

____ административный истец обратился в ОА г. Якутска с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном участке.

____ Департаментом градостроительства ОА г. Якутска выдано уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденным НПА Якутской городской Думы от 25.12.2013 №169-НПА, земельный участок с кадастровым номером ___ находится в зоне «Л-1», где размещение индивидуального жилого дома не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как установлено судом, административное исковое заявление об оспаривании решения ДГ ОА г. Якутска от ____ первоначально подано ФИО1 с соблюдением срока обращения в суд.

Заявление было возвращено административному истцу определением Якутского городского суда РС(Я) от ____, поскольку не были представлены документы, свидетельствующие о наличии полномочий у представителя административного истца, подписавшего административное исковое заявление.

В разумный срок после получения по почте копии определения о возвращении административного искового заявления, ____ ФИО1 повторно обратился с административным исковым заявлением.

Данные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления, и наличии оснований для его восстановления, поскольку административный истец был намерен реализовать свое право на оспаривание решения административного ответчика в предусмотренный Кодексом административного судопроизводства РФ срок.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ч.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ч.3).

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу части 4 той же статьи земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Аналогичные положения содержит ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

Определение функциональных зон исходя из фактического землепользования или материалов технической инвентаризации на жилой объект законодательством не предусмотрено (определение ВС РФ № 74-АПГ15-15 от 23 сентября 2015 года).

Согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.

Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 02.12.2009 N 1200/1зр утвержден проект планировки территории центральной части города Якутска, прошедший процедуру публичных слушаний 30 августа 2016 года на основании распоряжения главы городского округа "Якутск" от 30.04.2009 N 1334р "О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории центральной части города Якутска".

Распоряжением первого заместителя главы ГО «город Якутск» от ____ утвержден проект планировки территории кварталов , улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска.

Как следует из сведений ИСОГД от ____, испрашиваемый земельный участок располагается в зоне Л-1, где градостроительные регламенты не подлежат установлению, а также не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).

Согласно Правилам землепользования и застройки ГО "г. Якутск", принятого решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N РЯГД-5-9 (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), зона "Л-1" – зона городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков.

Территориальная зона Л-1 выделена в целях обеспечения правовых условий сохранения естественных ландшафтов на территории городского округа "город Якутск".

В зоне "Л-1" допускается размещение в качестве видов разрешенного использования земельных участков (основного, условного, вспомогательного) видов деятельности и объектов в соответствии с классификатором, приведенным в приложении к приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.

Согласно указанному классификатору зоны городских лесов относятся к охраняемым природным территориям, хозяйственная деятельность на которых ограничена.

Пунктом 6 ст. 36 ГрК РФ установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними баланса.

Поскольку принадлежащий истцу земельный участок находится в территориальной зоне «Л-1», которая определена в соответствии с утвержденными в установленном порядке Правилами землепользования и застройки г. Якутска и где не предусмотрено строительство индивидуального жилого дома, предусмотренные законом основания для вынесения уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства у ответчика имелись.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья А.А. Кочкина