ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2369/20 от 14.01.2021 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело №2а-295/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2021 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Рохлиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Орловской городской общественной организации инвалидов «Соломон» к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Орловская городская общественная организация инвалидов «Соломон» (далее - ОГООИ «Соломон») обратилась в суд с административным иском к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла о признании незаконным решения.

В обоснование заявленных требований представитель административного истца ФИО1 указала, что Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла проводился конкурс на право заключения договоров безвозмездного пользования или аренды муниципального недвижимого имущества, предназначенного для представления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

Административным истцом был подан пакет требуемых документов с соответствующим заявлением для заключения договора по нежилому помещению по адресу: <...>. 13.11.2020 г. Комиссией по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (Протокол № 2) заявление ОГООИ «Соломон» до дальнейшего рассмотрения не допущено.

В качестве мотивировки указано, что комиссия, при проверке заявления с прилагаемыми к нему документами, не нашла подтверждения ведения Орловской городской общественной организации инвалидов «Соломон» деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляемой на территории муниципального образования "Город Орел" в течение трех лет.

Полагает, что решение Комиссии по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций незаконно и необоснованно, поскольку у административного истца отсутствовала обязанность предоставления документов, подтверждающих ведения Орловской городской общественной организации инвалидов «Соломон» деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

На основании изложенного просит суд признать незаконным решение Комиссии по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций УМИЗ Администрации г. Орла об отказе в допуске заявления Орловской городской общественной организацией инвалидов «Соломон» о предоставлении объекта в безвозмездное пользование до дальнейшего рассмотрения и участия в конкурсе на право заключения договоров безвозмездного пользования муниципального недвижимого имущества, предназначенного для представления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе. Обязать УМИЗ Администрации г. Орла заключить с ОГООИ «Соломон» договор безвозмездного пользования помещением по адресу: <...>.

В судебном заседании представитель административного истца ОГООИ «Соломон» ФИО1 доводы административного иска поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований, поскольку ОГООИ «Соломон» документально не подтверждено ведение деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляемой на территории муниципального образования "Город Орел" в течение трех лет.

Заинтересованное лицо председатель Комиссии по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций УМИЗ Администрации г. Орла ФИО3 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ОГООИ «Соломон» по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Согласно положениям пунктов 1, 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

При этом часть 6 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ предусматривает оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев.

Федеральный законодатель, наделяя органы местного самоуправления полномочиями в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, вопросы порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнес к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Исходя из положений п. 11 Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 27.06.2013 N 35/0656-ГС (ред. от 30.10.2014) «О принятии Положения "О предоставлении муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе" (второе чтение - окончательная редакция)», заявление о предоставлении объекта в безвозмездное пользование должно содержать, помимо прочего, сведения о видах деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", которые социально ориентированная некоммерческая организация осуществляла в соответствии с учредительными документами за последние пять лет, а также о содержании и результатах такой деятельности (виды деятельности, краткое описание содержания и конкретных результатов реализованных программ, проектов, мероприятий).

Подпунктом 2 п. 3 Положения «О предоставлении муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2013 года №35/0656-ГС установлено, что объект предоставляется в безвозмездное пользование социально ориентированной некоммерческой организации, при условии осуществления ею в соответствии с учредительными документами деятельности по одному или нескольким видам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", на территории муниципального образования "Город Орел" в течение не менее трех лет до подачи организацией заявления о предоставлении объекта в безвозмездное пользование.

В судебном заседании установлено, что Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла проводился конкурс на право заключения договоров безвозмездного пользования или аренды муниципального недвижимого имущества, предназначенного для представления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

Административным истцом был подан пакет документов с соответствующим заявлением для заключения договора по нежилому помещению по адресу: <...>

13.11.2020 г. Комиссией по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (Протокол № 2) заявление ОГООИ «Соломон» до дальнейшего рассмотрения не допущено.

В качестве мотивировки указано, что комиссия при проверке заявления с прилагаемыми к нему документами, не нашла подтверждения ведения Орловской городской общественной организации инвалидов «Соломон» деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляемой на территории муниципального образования "Город Орел" в течение трех лет, чем нарушены положения пп. 2 п. 3 Положения «О предоставлении муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2013 года №35/0656-ГС (далее - Положение).

Исходя из материалов дела, документов, свидетельствующих об осуществлении Орловской городской общественной организации инвалидов «Соломон» деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" на протяжении последних трех лет, у административного истца не имеется, в Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла и суду не представлено.

Таким образом, административным истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что им осуществляется деятельность, направленная на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Вместе с тем, исходя из системного толкования п. 11 Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 27.06.2013 N 35/0656-ГС (ред. от 30.10.2014) «О принятии Положения "О предоставлении муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе" во взаимодействии со ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ, предоставление таких доказательств является обязательным условием подтверждения осуществления деятельности, направленной на решение социальных проблем.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной вышеуказанными нормами, имеют право на заключение договоров безвозмездного владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. При этом положениями статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям муниципальное имущество в безвозмездное пользование на долгосрочной основе.

Из системного толкования норм подпункта 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Положения о порядке передачи имущества в безвозмездное пользование следует, что предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование является правом собственника этого имущества при условии соблюдения правил предоставления муниципальных преференций, а не его обязанностью.

Кроме того, суд учитывает, что в силу положений статьи 46 Конституции РФ и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина, организации возможна только в случае реального нарушения прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По смыслу статьи 62 и пункта 6 части 2 статьи 220 КАС РФ по данной категории дел в административном исковом заявлении административный истец должен указать сведения о своих правах, свободах и законных интересах, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием и представить совместно с исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования. Обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод возложена на административного истца.

Вместе с тем, административный истец не привел никаких доводов и не представил доказательств нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемыми актами судебного пристава- исполнителя, что в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ является необходимым условием для признания их незаконными.

Доводы административного истца о том, что отказом в допуске к участию в конкурсе на предоставление помещения, нарушены его права, не принимаются судом в качестве основания для удовлетворения требований. Отсутствие у административного ответчика безусловной обязанности по предоставлению муниципального имущества в безвозмездное пользование свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца.

В связи с чем, по убеждению суда, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Орловской городской общественной организации инвалидов «Соломон» к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения – 22 января 2021 г.

Председательствующий Ю.С.Самойлова