Производство № 2а-236/2020
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красный Чикой 06 октября 2020 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Рязанова А.И.,
при секретаре Перминовой О.О.,
представителя Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора, помощника прокурора Капустина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Федеральному агентству водных ресурсов о признании бездействия незаконным, обязание Министерства природных ресурсов Забайкальского края обеспечить предоставление документов для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии, границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта- реки Чикой, и последующего внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости,
УС Т А Н О В И Л:
Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.
По заданию Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 19.03.2020 № Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране вод органами государственной власти, местного самоуправления, органами контроля, хозяйствующими субъектами, в части определения местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос.
В ходе проверки деятельности Министерства природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) по соблюдению требований водного законодательства установлено, что в нарушение водного законодательства Министерством не исполняются требования законодательства по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Чикой, расположенной в Красночикойском районе, и направлению соответствующих документов в Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для последующего включения этих сведений в государственный водный реестр и направления в орган регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) для рек определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда водный объект не покрыт льдом.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4.1. статьи 5 Водного кодекса РФ).
Полномочия по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
Для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта необходимо предварительное внесение сведений в государственный водный реестр.
Полномочия по ведению государственного водного реестра возложены на Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, а по финансированию мероприятий по установлению местоположения береговой линии и установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос - на Федеральное агентство водных ресурсов.
В нарушение указанных требований законодательства Министерством природных ресурсов Забайкальского края не приняты меры по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Чикой.
В свою очередь, в связи с неисполнением Министерством природных ресурсов Забайкальского края своих полномочий указанные сведения до настоящего времени не внесены в государственный водный реестр и в единый государственный реестр недвижимости.
Заявка с приложением необходимых документов в Федеральное агентство водных ресурсов о финансировании данных мероприятий, не направлялась, финансовое обеспечение осуществления данных полномочий не производилось.
Изложенное нарушение природоохранного законодательства, выразившиеся в непринятии мер по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Никой, влечет угрозу нарушения гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий, фактически входящих в границы водного объекта - реки Чикой, причинение ущерба уникальной экологической системе объекта Всемирного наследия Юнеско - озера Байкал.
Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос имеет важное значение, поскольку Водным кодексом РФ установлен ряд ограничений хозяйственной и иной деятельности на указанных территориях.
Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности в приоритетном порядке осуществляется на водных объектах, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участках, расположенных в границах поселений.
На Байкальской природной территории в границах Забайкальского края протекает река Чикой, длина водотока которой составляет 769 км, водосборная площадь 46200 км2, код водного объекта №, местоположение которого БАЙ/СЕЛЕНГ/285, является притоком второго порядка озера Байкал, впадает в реку Селенга в 285 км от устья.
В соответствии с представленной информацией Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству для реки Чикой определена высшая категория водных объектов рыбохозяйственного значения, сведения о которой внесены в государственный рыбохозяйственный реестр.
Данная река протекает через многочисленные населенные пункты Красночикойского района Забайкальского края (Усть-Ямаровка, Архангельское, прииск Большая речка, Афонькино, Зашулан, Шимбилик, Захарово, Фомичево, Красные речки (Дурново), Большаково, Коротково, Быково, Малоархангельск, Барахоево, Яндрихино, Нижний Нарым, Гутай, Жиндо, Усть-Урлук, Хилкотой, Шонуй, Укыр, а также наибольший из них с. Красный Чикой с общим количества населения 15445 человек, с общей протяженностью береговой линии в границах поселений 55 км, в связи с чем активно используется в рекреационных целях, а также несет наибольшую антропогенную нагрузку.
По данным Амурского БВУ река Чикой испытывает антропогенное влияние из-за деятельности золотодобывающих организаций ООО «Меркурий», ООО «Глория», а также расположенных в с. Красный Чикой очистных сооружений, находящихся в эксплуатации МУП «РЖКХ», всего за 2019 год объем забранной воды из реки Чикой составил 139,55 тыс. куб. м., объем сточных вод, имеющих загрязняющие вредные вещества, сброшенных в реку Чикой составил за 2019 год 103,88 тыс. куб. м.
Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных полос объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, и как следствие их загрязнение (засорение). В связи с тем, что водные объекты общего пользования находятся в собственности Российской Федерации, непринятие мер к охране водных объектов нарушает права Российской Федерации.
Ответчики относятся к органам, наделенным публично-властными полномочиями по исполнению и применению законов, оценка надлежащего выполнения которых может быть осуществлена исключительно в порядке административного судопроизводства. Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в кассационном определении от 11.10.2017 № 49-КГ17-18.
Министерством природных ресурсов Забайкальского края не обеспечено выполнение мероприятий по охране водного объекта - реки Чикой. В силу возложенных на министерство обязанностей и определенных законодательством полномочий именно данный орган обязан выполнить мероприятия, указанные в исковом заявлении.
Просил с учетом уточнений от 25.09.2020 обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 01.01.2021 при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой в Красночикойском районе Забайкальского края, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета. Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в срок до 01.12.2022 обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Амурского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чикой в Красночикойском районе Забайкальского края, и последующего внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании представитель Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора, помощник прокурора Капустин Д.В., действующий на основании поручения, административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик, Министерство природных ресурсов Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенным, о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, против удовлетворения административного иска возражений не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель административного ответчика, Федерального агентства водных ресурсов, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, в возражениях на административный иск и дополнениях к возражениям просила в удовлетворении требований Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Росводресурсам отказать в полном объеме, указав, что административным истцом в нарушение требований п. 10 ст. 220 КАС РФ не заявлено требование об оспаривании какого-либо решения, действия либо бездействия Росводресурсов, а содержится лишь требование о возложении обязанности совершить определенные действия.
Административным истцом в административном исковом заявлении поставлен вопрос о возложении на Росводресурсы определенных обязанностей. Однако, при отсутствии незаконного действия, бездействия или решения оснований для возложения на Росводресурсы какой-либо обязанности не имеется.
Требований о признании какого-либо действия, бездействия или решения не заявлено, доводов относительно совершения Росводресурсами незаконного действия, допущения незаконного бездействия или принятия им незаконного решения в административном иске не приведено.
Министерство природных ресурсов Забайкальского края не обращалось в установленном порядке в Росводресурсы за получением субвенций из федерального бюджета в целях выполнения мероприятий по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой.
В материалах дела, а также в административном исковом заявлении, отсутствуют доказательства обращения Министерства природных ресурсов Забайкальского края в Росводресурсы за соответствующим согласованием целевых прогнозных показателей и размера субвенций на мероприятия по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой.
Данные доказательства не могут быть представлены административным истцом поскольку Росводресурсы не отказывали Министерству природных ресурсов Забайкальского края, так как указанное Министерство даже не обращалось за согласованием и размером субвенций на указанные мероприятия.
Росводресурсы считают, что возложение на Росводресурсы обязанности в срок до 01.01.2021 при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой в перечень мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, при отсутствии в материалах дела соответствующего обращения в установленном порядке Министерства природных ресурсов Забайкальского края в Росводресурсы, не согласуется с правилами административного судопроизводства, закрепленными в главе 22 КАС РФ, и не отвечает задачам административного судопроизводства.
Принимая во внимание отсутствие незаконного действия (бездействия) Росводресурсов по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой в Красночикойском районе Забайкальского края, просила в удовлетворении требований (с учетом заявления об уточнении исковых требований) Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Росводресурсам отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо, Амурское бассейновое водное управление, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя в представленном суду отзыве указало, что Министерство природных ресурсов Забайкальского края, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края в области переданных Российской Федерацией полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, не обращалось в Росводресурсы за согласованием и размером субвенций в целях выполнения мероприятий по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой.
Представитель Управления Росреестра по Забайкальскому краю будучи надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях (границах водных объектов):
- тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта;
- описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает реестра границ, то есть реестр сведений в том числе о границах береговых линиях (границах водных объектов).
В соответствии с ч. 4, 4.1 ст. 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Полномочия по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) переданы органам государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 и 3 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18.03.2008 № 61, к осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, отнесены установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, а также мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).
Согласно ч.ч. 2, 5, 8, 14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая, в том числе, сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ.
Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой лини (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу п. 22 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15 (1) статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта) и других зонах с особыми условиями использования территории, установленных в отношении водного объекта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, а также перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Следовательно, для сведения в государственный реестр недвижимости сведений о местоположении береговой линии водного объекта необходимо предварительное внесение сведений в государственный водный реестр.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Согласно п. 10.2 ч. 4 ст. 31 Водного кодекса РФ в государственный водный реестр включаются документированные сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта).
В соответствии с ч. 2, 7.4, 7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2006 № 629, субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному Агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ - на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 12.12.1, 12.12.1.2 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503 Министерство природных ресурсов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции но оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области водных отношений. Министерство в области водных отношений осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия, в том числе осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Забайкальского края.
Пунктом 1.3 Регламента и организационных мероприятий по формированию бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от 08.02.2019 № 24, предусмотрено, что инициаторами предложений по включению водохозяйственных и водоохранных мероприятий, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2020-2022 годах, могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1,5.1.1,5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В силу пункта 4.5 Положения об Амурском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66, Амурское БВУ осуществляет ведение государственного водного реестра.
Таким образом, полномочия по ведению государственного водного реестра возложены на Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, а по финансированию мероприятий по установлению местоположения береговой линии - на Федеральное агентство водных ресурсов.
В нарушение указанных требований законодательства Министерством природных ресурсов Забайкальского края не приняты меры по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) реки Чикой, в свою очередь, в связи с неисполнением Министерством природных ресурсов Забайкальского края своих полномочий указанные сведения до настоящего времени не внесены в государственный водный реестр и в единый государственный реестр недвижимости. Заявка с приложением необходимых документов в Федеральное агентство водных ресурсов о финансировании данных мероприятий не направлялась, финансовое обеспечение осуществления данных полномочий не осуществлялось, что подтверждается письмом Врио министра природных ресурсов Забайкальского края от 31.03.2020, ответом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№, требованием от ДД.ММ.ГГГГ№, ответом ФГБУ «Забайкальского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ№г-154, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№о-2020/398-20 на имя и.о. начальника отдела водных ресурсов Амурского БВУ по Забайкальскому краю, ответом Амурского БВУ по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№, ответом ФГБУ «Байкальское УГМС» от ДД.ММ.ГГГГ№, ответом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, согласно перечню мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2020 году, по Забайкальскому краю, утвержденному Губернатором Забайкальского края Осиповым А.М. мероприятий по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой не запланировано.
Не приятие указанных мер, по мнению суда, влекут угрозу нарушения гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий, фактически входящих в границы водного объекта - реки Чикой в Красночикойском районе Забайкальского края, причинение ущерба уникальной экологической системе объекта всемирного наследия ЮНЕСКО - озеру Байкал.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ при признании решения, действия бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, суд полагает административные исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Федеральному агентству водных ресурсов об обязании при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой в Красночикойском районе Забайкальского края, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета; обязании обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Амурского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чикой в Красночикойском районе Забайкальского края, и последующего внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учётом вышеизложенного, суд полагает разумным и достаточным установить административным ответчикам срок для исполнения решения суда заявленный административным истцом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 01.01.2021 при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Чикой в Красночикойском районе Забайкальского края, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета.
Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в срок до 01.12.2022 обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Амурского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чикой в Красночикойском районе Забайкальского края, и последующего внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья А.И. Рязанов
Мотивированное решение суда изготовлено 06.10.2020.