Дело № 2а-236/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 26 июня 2020 года
Называевский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Ю.В. Булгаковой,
с участием прокурора Цыценко П.Д.,
при помощнике судьи Ивановой С.В.
и секретаре судебного заседания Бершауэр Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Называевска Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям здания администрации, оснащения помещения информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильными направляющими полосами, тактильными табличками на кабинетах, обеспечивающими указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги,
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, в обоснование которого указал, что прокуратурой района в январе 2020 года проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства здание администрации <адрес> муниципального района <адрес> не оборудовано информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильными направляющими полосами, тактильными табличками на кабинетах, обеспечивающими указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги. По выявленным нарушением прокурором района в адрес администрации <адрес> муниципального района <адрес> внесено представление, однако при проведении повторной проверки в мае 2020 года было установлено, что выявленные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> муниципального района <адрес>, возложить обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям здания администрации, оснастить помещения информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильными направляющими полосами, тактильными табличками на кабинетах, обеспечивающими указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги.
В судебном заседании прокурор Цыценко П.Д. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - глава <адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные прокурором исковые требования признал в полном объеме, просил установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьёй 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу положений п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу п.6 ч.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч.1 ст. 6 Закона, Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение требований законодательства о защите прав и интересов инвалидов разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на территории <адрес> работа по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям администрации не организована.
Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; СП 59.13330.2012. Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 41 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, обязательными для применения, в том числе являются разделы 6-8 СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Пунктом 7.1.8 СП 59.13330.2012 установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Также в судебном заседании установлено, что на территории Называевского муниципального района <адрес> проживают инвалиды, в том числе инвалиды по зрению.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, здание администрации <адрес> не оснащено информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильные направляющие полосы также отсутствуют.
Требования п. 6.5.2 СП 59.13330.2016 Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минстроя РФ №/пр от ДД.ММ.ГГГГ, в здании администрации также не соблюдены: тактильные таблички на кабинетах обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги отсутствуют.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для устранения указанных нарушений необходимы финансовые затраты, которых в настоящее время в бюджете города не имеется.
Бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии всех необходимых мер для устранения указанных нарушений, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите.
При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Определяя срок исполнения судебного решения, суд принимает во внимание, что на нарушение норм закона и необходимость его устранения ответчику было указано еще до рассмотрения настоящего искового заявления - представлением прокурора об устранении нарушений действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, однако учитывая, что расходы на оборудование здания администрации мнемосхемой, тактильными табличками и направляющими тактильными полосами в местный бюджет на 2020 год не включены, дополнительных источников дохода у администрации города не имеется, расходы на выполнение указанных мероприятий на основании решения суда будут включены в проект бюджета на 2021 год, суд находит разумным установление срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.3 ст. 114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Называевского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Называевска Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в необеспечении условий для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям здания администрации, и возложить обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям здания администрации, оснащения помещения информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильными направляющими полосами, тактильными табличками на кабинетах, обеспечивающими указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги, в срок до 01.03.2021.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26.06.2020.
Судья Ю.В. Булгакова