ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-236/20 от 26.06.2020 Называевского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-236/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Называевск 26 июня 2020 года

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ю.В. Булгаковой,

с участием прокурора Цыценко П.Д.,

при помощнике судьи Ивановой С.В.

и секретаре судебного заседания Бершауэр Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Называевска Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям здания администрации, оснащения помещения информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильными направляющими полосами, тактильными табличками на кабинетах, обеспечивающими указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги,

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, в обоснование которого указал, что прокуратурой района в январе 2020 года проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства здание администрации <адрес> муниципального района <адрес> не оборудовано информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильными направляющими полосами, тактильными табличками на кабинетах, обеспечивающими указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги. По выявленным нарушением прокурором района в адрес администрации <адрес> муниципального района <адрес> внесено представление, однако при проведении повторной проверки в мае 2020 года было установлено, что выявленные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> муниципального района <адрес>, возложить обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям здания администрации, оснастить помещения информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильными направляющими полосами, тактильными табличками на кабинетах, обеспечивающими указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги.

В судебном заседании прокурор Цыценко П.Д. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - глава <адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные прокурором исковые требования признал в полном объеме, просил установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьёй 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В силу положений п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу п.6 ч.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ч.1 ст. 6 Закона, Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение требований законодательства о защите прав и интересов инвалидов разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

В судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на территории <адрес> работа по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям администрации не организована.

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ; СП 59.13330.2012. Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 41 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, обязательными для применения, в том числе являются разделы 6-8 СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Пунктом 7.1.8 СП 59.13330.2012 установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Также в судебном заседании установлено, что на территории Называевского муниципального района <адрес> проживают инвалиды, в том числе инвалиды по зрению.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, здание администрации <адрес> не оснащено информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильные направляющие полосы также отсутствуют.

Требования п. 6.5.2 СП 59.13330.2016 Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минстроя РФ /пр от ДД.ММ.ГГГГ, в здании администрации также не соблюдены: тактильные таблички на кабинетах обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги отсутствуют.

В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для устранения указанных нарушений необходимы финансовые затраты, которых в настоящее время в бюджете города не имеется.

Бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии всех необходимых мер для устранения указанных нарушений, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите.

При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Определяя срок исполнения судебного решения, суд принимает во внимание, что на нарушение норм закона и необходимость его устранения ответчику было указано еще до рассмотрения настоящего искового заявления - представлением прокурора об устранении нарушений действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, однако учитывая, что расходы на оборудование здания администрации мнемосхемой, тактильными табличками и направляющими тактильными полосами в местный бюджет на 2020 год не включены, дополнительных источников дохода у администрации города не имеется, расходы на выполнение указанных мероприятий на основании решения суда будут включены в проект бюджета на 2021 год, суд находит разумным установление срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.3 ст. 114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Называевского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Называевска Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в необеспечении условий для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям здания администрации, и возложить обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к помещениям здания администрации, оснащения помещения информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильными направляющими полосами, тактильными табличками на кабинетах, обеспечивающими указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги, в срок до 01.03.2021.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 26.06.2020.

Судья Ю.В. Булгакова