ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2370/2022 от 12.05.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №2а-2370/2022

УИД 75RS0001-02-2022-002259-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2022 года г.Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шестакова Д.А. при секретаре Понкратове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа «Поселок Агинское» к Управлению Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

администрация городского округа «Поселок Агинское» обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административным ответчиком Управлением Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав, учредительные документы Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское» путем утверждения Устава в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Причиной отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав некоммерческой организации Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское» явилось то, что согласно п.4.5 раздела 6 Устава, принятие решения о внесении изменений в Устав, в том числе, принятие и утверждение Устава в новой редакции отнесено к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления Фонда - Правления, и не предусмотрена возможность изменения Устава учредителем, а также то, что имеются положения, противоречащие федеральному законодательству.

Указывая на то, что на момент создания Фонда нельзя было предвидеть, что правление Фонда начнет препятствовать достижению целей фонда, предусмотренных уставом, а возможность изменения устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными на то лицами, административный истец просил признать незаконным распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю повторно рассмотреть документы, представленные администрацией городского округа «Поселок Агинское» ДД.ММ.ГГГГ, входящий номер -эл на регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в течение четырнадцати рабочих дней со дня вступления решения в законную силу и зарегистрировать Устав Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское», о чем сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В возражении на административный иск представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю Симоченко М.А. указала, что в административном иске не приведено доводов незаконности оспариваемого решения. Согласно п.4.1 Устава Фонда, утвержденного решением правления Фонда ДД.ММ.ГГГГ, органами Фонда являются: правление Фонда (высший орган управления); исполнительный директор (исполнительный орган); попечительский совет (орган надзора за деятельностью Фонда). Администрация городского округа «Поселок Агинское» не является органом фонда, а также государственным органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда и правом на обращение в суд с исковым заявлением о внесении изменений в Устав Фонда, как учредитель Фонда, Администрация городского округа «Поселок Агинское» законодательством Российской Федерации не наделена. Просила в удовлетворении искового заявления отказать.

В ходе судебного разбирательства протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Фонд поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское».

В судебное заседание заинтересованное лицо Фонд поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское», извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направило.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель административного истца Цыбиков Д.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить административный иск.

Представители административного ответчика Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю Симоченко М.А. и Тимофеева Ю.В. возражали против удовлетворения искового заявления, полагая изложенные в нем доводы необоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст.46 (ч.1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.

Порядок государственной регистрации общественных организаций предусмотрен положениями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), а также Административным регламентом предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455.

На основании п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о некоммерческих организациях государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.

На основании п. 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона N 129-ФЗ или решений судов.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на информационный портал Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» поступило заявление Дашина А.С., являющегося главой администрации городского округа «Поселок Агинское», о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица (Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское»), и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда, заявителем представлено постановление администрация городского округа «Поселок Агинское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Устава Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское».

Распоряжением начальника Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю -р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское».

Обращаясь в суд с административным иском, административный истец администрация городского округа «Поселок Агинское» полагала, что решение Управления об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, является необоснованным.

Вместе с тем, с доводами административного истца о незаконности оспариваемого решения Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю об отказе в удовлетворении заявления о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, суд не может согласиться.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения распоряжения послужило заключение главного специалиста-эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное тем, что решение о внесении изменений в Устав Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское» принято неуполномоченным органом, поданное заявление по форме Р13014 подписано неуполномоченным лицом.

Оснований не согласиться с выводами, отраженными в заключении, суд не усматривает.

Так, в соответствии с п.1 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ общественно полезным фондом (далее - фонд) в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Согласно п.1 ст.123.19 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом.

В силу п. 1 ст.123.20 Гражданского кодекса РФ устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

Исходя из вышеуказанной нормы, с заявлением о внесении изменений в устав Фонда могут обратиться: органы фонда, либо государственный орган, уполномоченный осуществлять надзор за деятельностью фонда.

Согласно пункту 4.1 устава Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское», утвержденного решением правления Фонда ДД.ММ.ГГГГ, органами Фонда являются: Правление Фонда (высший орган управления); Исполнительный директор (исполнительный орган); Попечительский совет (орган надзора за деятельностью Фонда).

Администрация городского округа «Поселок Агинское» не является органом фонда, а также государственным органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда.

Также согласно п.4.5 раздела 6 Устава Фонда в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, принятие решения о внесении изменений в устав, в том числе принятие и утверждение устава в новой редакции, отнесено к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления Фонда - Правления, и не предусмотрена возможность изменения устава учредителем.

Таким образом решение о внесении изменений в Устав Фонда принято неуполномоченным лицом.

Заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, подписано электронной цифровой подписью главы администрация городского округа «Поселок Агинское» Дашина А.С.

Согласно п.1.3 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица заявителями, в том числе, является руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Фонда, это исполнительный директор Балданова Д.Б.

Документов, подтверждающих право подписи заявления по форме Р13014 главой администрация городского округа «Поселок Агинское» Дашиным А.С. при подаче заявления не представлено.

В связи с чем, заявление подписано неуполномоченным лицом.

Кроме того, в представленном для государственной регистрации Уставе Фонда, утвержденного постановлением администрации городского округа «Поселок Агинское» от 15.10.2020 №489 «Об утверждении Устава Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское» имеются положения, противоречащие действующему законодательству.

Так, п.1.11 Устава от 15.10.2020 определено, что Фонд вправе создавать филиалы и открывать представительства, в том числе и на территории иностранных государств – в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Данное положение противоречит п.1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, у Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю имелись предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское».

Учитывая, что вынесенное распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации Фонд поддержки предпринимательства городского округа «Поселок Агинское» соответствует действующему законодательству, не нарушает прав заявителя, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление администрации городского округа «Поселок Агинское» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Судья Шестаков Д.А.

Мотивированное решение изготовлено 26.05.2022