ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2370/2022 от 26.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Адм. дело -----а-----

УИД -----

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата г. адрес

Ленинский районный суд адрес под председательством судьи Порфирьевой А.В. при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО4, представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к призывной комиссии адрес, ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии адрес Республики, возложении обязанности зачислить в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и выдать военный билет,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к призывной комиссии адрес, ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии адрес Республики от дата. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложении обязанности зачислить его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и выдать военный билет.

В обоснование требований указано, что в 2022г. он обратился в военный комиссариат адрес за получением военного билета. Однако, дата. призывной комиссией адрес вынесено решение (заключение) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Данное решение административный истец считает незаконным, противоречащим положениям действующего законодательства и подлежащим отмене, поскольку с 2010 года и до достижения возраста 27 лет в феврале 2020г. он не состоял на воинском учете, так как постоянно находился за пределами Российской Федерации, учился и работал в Китайской Народной Республике.

В судебное заседание административный истец не явился, обеспечив явку представителя ФИО4, которая требования доверителя поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» ФИО5 полагает исковое заявление не подлежащим удовлетворению, указав ранее в судебном заседании, на его законность и обоснованность.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 22 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей с 01.01.2008г.) призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 указанного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 663.

Согласно п. 34 Положения, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с дата, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Судом установлено, что решением призывной комиссии военного комиссариата адрес Республики (протокол N -----.) постановлено, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ФИО1, дата рождения не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислить его в запас.

Между тем, суд не может согласиться с обжалуемым решением призывной комиссии по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, в том числе постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Согласно пп. "д" пункта 15 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N 719, не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В силу пп. "д" пункта 50 того же Положения граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.

Из изложенных положений действующего законодательства следует, что граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, не подлежат воинскому учету.

Пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с дата, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1дата. был поставлен на воинский учет военным комиссариатом адрес. дата. ФИО1 был снят с воинского учета призывников, как убывший на учебу к КНДР.

В период с дата. ФИО1 обучался в ФИО2 и Технологии (Китакй). С сентября дата. ФИО1 обучался в Дальянском Морском ФИО2, изучая китайский язык, а затем, по программе бакалавриата, там же – с сентября дата Торговой компанией DALK, адрес, КНР дата. ФИО1 была выдана лицензия на право осуществления хозяйственной деятельности с дата по дата., как субъекту предпринимательской деятельности адрес.

В период с ------., как указывает административный истец, он осуществлял трудовую деятельность Торговой компанией DALK, адрес, КНР, что подтверждается приглашением данной организации от дата. (л.д. 18).

С дата. ФИО1 работал в ООО «Торговая компания Чжуцзянцяо (PRB) адрес, что подтверждается приглашением данной организации от дата. (л.д. 20).

На периоды обучения и работы ФИО1, дата. ему был выдан вид на жительство иностранного гражданина КНР, который неоднократно продлевался в связи с обучением, а затем выдавались визы в связи с коммерческой и торговой деятельностью, что отражено в заграничных паспортах административного истца.

Согласно представленным им доказательствам, последняя отметка в представленном истцом заграничном паспорте, содержит сведения об открытии визы по коммерческой и торговой деятельности ФИО1 со сроком пребывания 90 дней, с датой въезда до дата.

дата. ФИО1 исполнилось 27 лет.

Таким образом, на момент достижения 27-летнего возраста ФИО1 постоянно на законном основании проживал за пределами Российской Федерации, в связи с чем в силу положений статьи 8 Федерального закона от дата N 53-ФЗ не подлежал воинскому учету в военном комиссариате как лицо, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации.

Поскольку в соответствии в пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" заключение призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может быть вынесено лишь в отношении гражданина, который обязан был состоять на воинском учете, а у административного истца такая обязанность отсутствовала, законных оснований для вынесения подобного заключения в отношении ФИО1 у административного ответчика не имелось.

С учетом изложенного, заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения (заключения) призывной комиссии адрес от дата. о признании гражданина, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Вместе с тем, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца о возложении обязанности на ответчиков зачислить его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и выдать военный билет, поскольку данная обязанность возложена исключительно на административного ответчика в силу закона (статья 28 Федерального закона от дата N 53-ФЗ).

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным и отменить решение (заключение) призывной комиссии адрес от дата. о признании ФИО1, дата года рождения, уроженца адрес (------), не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В удовлетворении остальной части административного иска ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд адрес.

Судья А.В.Порфирьева

Мотивированное решение составлено дата.

Решение30.08.2022