ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2373/19 от 04.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

дело № 2а-2373\2019

66RS0004-01-2019-002089-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2019 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сафиной С. Г. к <адрес> г.Екатеринбурга, Отделу инспекционного контроля, коммунальной энергетики и развития ЖКХ об оспаривании решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Решением <адрес> г.Екатеринбурга от <//> отказано в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>/ ул.8 марта, <адрес>.

С данным решением не согласилась собственник указанного жилого помещения Сафина С.Г., в обоснование которого указала, что административным ответчиком необоснованно не были учтены технические характеристики нижерасположенного помещения, которое является нежилым, соответственно п. 3.8 СанПиН 2.1.22645-10 в квартирах не допускается расположение ванных комнат и туалетов непосредственно над жилыми комнатами и кухнями за исключением двухуровневых квартир, в которых допускается размещение уборной и ванной (или душевой) непосредственно над кухней, не распространяется на спорные правоотношения. При этом планируемый санузел подлежит размещению над офисными помещениями.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве административного ответчика также привлечена Администрация г.Екатеринбурга.

В судебное заседание не явилась административный истец, уполномочила на участие в деле своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованное лицо Мельчаков В.В. на требованиях настаивали.

В судебном заседании представитель Администрации г.Екатеринбурга и <адрес> г.Екатеринбурга просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, так как на момент рассмотрения заявления у органа местного самоуправления отсутствовали достоверные данные о переводе жилых помещений второго этажа в нежилые помещения.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.

В силу ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

Судом установлено, что заявленная комната на праве собственности принадлежит Сафиной С.Г.

Согласно техническому заключению ООО «Проектностроительаня Компания «Тепло» проектом перепланировки предусматривается монтаж перегородок санузла и прихожей с устройством дверных проемов, для экономии места в образованном санузле устанавливается дверной блок с раздвижной пенальной дверью.

Согласно плану БТИ по данным обследования на <//> жилое помещение общей площадью 22,1 кв.м. состоит из комнаты площадью 22,1 кв.м.

В оспариваемом решении при отказе в согласовании указано, что в соответствии с п. 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от <//> не допускается перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

В соответствии п. 3.8 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <//>, в жилых зданиях не допускается расположение ванных комнат и туалетов непосредственно над жилыми комнатами и кухнями за исключением двухуровневых квартир, в которых допускается размещение уборной и ванной (или душевой) непосредственно над кухней.

Также административный ответчик сослался на п.п. 24, 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <//> размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2 уровнях основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: изменения параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха.

В обоснование возражений относительно принятого решения административный истец ссылается на то, что нижерасположенным является нежилое офисное помещение, соответственно в силу объективных причин размещение санузла допускается над нежилыми помещениями.

В соответствии со ст.ст. 25-27 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В соответствии с п. 1-1 Постановления Администрации г. Екатеринбурга от <//> N 2505 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" полномочия по подписанию решений о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений делегированы заместителям глав администраций районов по вопросам жилищного и коммунального хозяйства.

Административным истцом не оспорено, что именно <адрес> г.Екатеринбурга уполномочена на разрешение вопросов о согласовании перепланировок (переустройства) жилых помещений на территории <адрес> г.Екатеринбурга.

Помещение административного истца находится на третьем этаже.

Согласно данным БТИ г.Екатеринбурга помещения второго этажа являются нежилыми. Непосредственно расположенный под помещением административного истца объект является нежилым – по плану заинвентаризировано как нежилое. При этом перевод произведен на основании Постановления Главы города Екатеринбурга от <//>, акта приемочной комиссии от <//>.

Таким образом, на инвентаризационном учете состоит именно нежилое помещение, находящееся под помещением административного истца. Доказательства обратного суду не представлены при том, что согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации именно на административном ответчике лежит обьязанность по доказыванию законности вынесенного правового акта.

Обоснованной является ссылка представителя административнорго истца на то, что само по себе не представление документов в отношении иных помещений не является предусмотренным законом основанием для признания законности действий уполномоченного органа, учитывая, что в соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации на заявителя возложена обязанность по представлению определенных, прямо указанных документов. Иные сведения согласно ч. 2.1 ст. 26 Жилищного кодекса российской Федерации подлежат истребованию органом местинеого самоуправления.

Удовлетворяя административные исковые требования суд не усматривает оснований для удовлетворения иска к Отделу инспекционного контроля, коммунальной энергетики и развития ЖКХ, так как данный субъект не является самостоятельным публичным органом, надлежащим административным ответчиком является <адрес> г.Екатеринбурга.

Кроме этого, административный истец просит обязать административного ответчика согласовать произведенные работы, однако в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при удовлетворении административного иска суд выносит решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Понуждение к согласованию перепланировки и переустройства оценивается судом как превышение полномочий суда и замещение им функций уполномоченного органа местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение <адрес> г.Екатеринбурга от <//> «Об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>», обязав <адрес> города Екатеринбурга устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Сафиной С. Г., об исполнении решения суда сообщить в течение месяца в суд, вынесший решение, и административному истцу.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.М.Василькова