ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2373/19 от 06.08.2019 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2019 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи С.А. Юлбарисовой

при секретаре О.Н. Морозовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю к Голькову Максиму Геннадьевичу о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (далее в том числе – Межрайонная ИФНС России №12 по Приморскому краю, Инспекция) обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что Гольков М.Г. имеет в собственности имущество (транспортные средства и земельные участки), которое является объектом налогообложения. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Приморскому краю (г. Артем) административному ответчику начислен земельный налог в размере 1 064 руб. за 2015, 2016 года. В последующем объекты налогообложения (земельные участки) сняты с налогового учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Приморскому краю (г. Артем) в связи с прекращением на них права собственности. Согласно карте расчета с бюджетом задолженность по земельному налогу передана в Межрайонную ИФНС России №12 по Приморскому краю по месту налогового учета налогоплательщика как физического лица. Следовательно, Межрайонная ИФНС России №12 по Приморскому краю является правомочным органом по взысканию задолженности по земельному налогу и соответствующей пени. Инспекцией произведен расчет, в частности, транспортного и земельного налогов, в адрес налогоплательщика направлено соответствующее налоговое уведомление от 16.10.2017 №16601714. Административным ответчиком обязанность по уплате налогов не исполнена, в связи с чем за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начислены пени. Голькову М.Г. направлено требование от 11.12.2017 №33798 об уплате налогов и пени, которое не было исполнено в установленный срок. Согласно карте расчета с бюджетом налоговым органом произведено уменьшение транспортного налога в размере 1 138 руб. за 2016 год за транспортное средство «TOYOTA VISTA», государственный регистрационный знак <номер>, а также применена налоговая льгота на мотоцикл «STELS», государственный регистрационный знак <номер>, в размере 114 руб. за 2016 год. Таким образом, за Гольковым М.Г. числятся следующие задолженности: задолженность по транспортному налогу в размере 5 709 руб. и пени – 14,14 руб., из них 1 727 руб. за 2016 год, 3 982 руб. за 2014 год; задолженность по земельному налогу в размере 1 064 руб. и пени – 2,07 руб., из них 263 руб. за 2015 год, 801 руб. за 2016 год. Согласно выписке из лицевого счета задолженность по налогам не погашена. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России №12 по Приморскому краю просит взыскать с Голькова М.Г. задолженность по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 5 709 руб., пени в размере 14,14 руб. за 2014, 2016 года; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1 064 руб., пени в размере 2,07 руб. за 2015, 2016 года на общую сумму 6 789,21 руб.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности (л.д. 40, 41) – Якубенко О.А. – настаивала на заявленных требованиях по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что в 2017 году Голькову М.Г. было направлено уведомление о необходимости уплатить налоги за 2014, 2016 года в связи с новыми сведениями, поступившими из ГИБДД. Указала, что на сегодняшний день задолженность не погашена.

Административный ответчик Гольков М.Г. в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного разбирательства извещался надлежащим образом посредством направления в его, известный суду, адрес судебной повестки заказным письмом с уведомлением о вручении (л.д. 35). Указанное письмо возвращено в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения (л.д. 37-38).

Судом учитывается, что адрес, в который административному ответчику направлялась корреспонденция, является, согласно справкам отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Приморскому краю, последним известным адресом его регистрации по постоянному месту жительства (л.д. 32, 39).

В силу положений пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 67, пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд признает повестку, направленную в адрес административного ответчика, доставленной.

Таким образом, суд предпринял все меры для вручения Голькову М.Г. судебных извещений, и его нежелание получать указанные извещения не может говорить о нарушении его процессуальных прав.

Поскольку административный ответчик, надлежащим образом извещавшийся о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, его явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд, в силу положений статьи 150, части 2 статьи 289 КАС РФ, счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося Голькова М.Г.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По смыслу положений пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из представленных в материалы дела сведений об имуществе административного ответчика (л.д. 10) усматривается, что Голькову М.Г. принадлежит на праве собственности с 28.03.2015 транспортное средство – мотоцикл «STELS», государственный регистрационный знак <номер>.

Согласно данным МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю (л.д. 14-23) Голькову М.Г. также принадлежало на праве собственности следующее имущество:

в период с 30.12.2011 по 10.10.2015 – транспортное средство «NISSAN PRIMERA», государственный регистрационный знак <номер>;

в период с 10.07.2014 по 18.10.2014 – транспортное средство «NISSAN MURANO», государственный регистрационный знак <номер>;

в период с 16.08.2014 по 30.04.2015 – транспортное средство «TOYOTA COROLLA», государственный регистрационный знак <номер>;

в период с 16.10.2014 по 19.12.2014 – транспортное средство «TOYOTA RAV4», государственный регистрационный знак <номер>;

в период с 18.12.2014 по 09.06.2015 – транспортное средство «TOYOTA HARRIER», государственный регистрационный знак <номер>;

в период с 30.12.2015 по 07.05.2016 – транспортное средство «NISSAN TEANA», государственный регистрационный знак <номер>.

Кроме того, из содержания налогового уведомления от 16.10.2017 №16601714 (л.д. 6), а также из текста административного иска установлено и административным ответчиком не опровергнуто, что Голькову М.Г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>. Также ему принадлежало следующее имущество:

транспортное средство «TOYOTA VISTA», государственный регистрационный знак <номер>;

в период с 12.02.2015 по 13.03.2015 – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>;

в период с 10.09.2015 по 23.10.2015 – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>;

в период с 05.11.2015 по 06.04.2016 – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>;

в период с 16.05.2016 по 31.10.2016 – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>;

в период с 21.06.2016 по 15.09.2017 – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>.

Согласно пункту 3 статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По смыслу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Приморского края транспортный налог установлен и введен Законом Приморского края от 28.11.2002 №24-КЗ «О транспортном налоге».

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 8 названного закона налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог, введенный на территории Приморского края, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно пункту 1 статьи 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

На территории Артемовского городского округа земельный налог введен решением Думы Артемовского городского округа от 02.08.2005 №158 «Об установлении земельного налога».

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Исходя из положений НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункты 2, 3 статьи 52 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как усматривается из содержания материалов дела, налоговым органом в адрес административного ответчика посредством почтовой корреспонденции (л.д. 7) направлялось налоговое уведомление от 16.10.2017 №16601714 (л.д. 6) о необходимости уплатить не позднее 01.12.2017 (налоговые периоды – 2014, 2015, 2016 года), в частности, следующие налоги:

транспортный налог в общем размере 6 961 руб.:

в отношении транспортного средства – мотоцикл «STELS», государственный регистрационный знак <номер>, – 114 руб. (2016 год);

в отношении транспортного средства «NISSAN PRIMERA», государственный регистрационный знак <номер>, – 1 050 руб. (2014 год);

в отношении транспортного средства «NISSAN MURANO», государственный регистрационный знак <номер>, – 2 310 руб. (2014 год);

в отношении транспортного средства «TOYOTA COROLLA», государственный регистрационный знак <номер>, – 183 руб. (2014 год);

в отношении транспортного средства «TOYOTA RAV4», государственный регистрационный знак <номер>, – 219 руб. (2014 год);

в отношении транспортного средства «TOYOTA HARRIER», государственный регистрационный знак <номер>, – 220 руб. (2014 год);

в отношении транспортного средства «NISSAN TEANA», государственный регистрационный знак <номер>, – 1 727 руб. (2016 год);

в отношении транспортного средства «TOYOTA VISTA», государственный регистрационный знак <номер>, – 1 138 руб. (2016 год);

земельный налог (с учетом переплаты – 70 руб.) в общем размере 1 064 руб.:

в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 70 руб. (2015 год);

в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 79 руб. (2015 год);

в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 96 руб. (2015 год);

в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 88 руб. (2015 год) и 131 руб. (2016 год);

в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 293 руб. (2016 год);

в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 377 руб. (2016 год).

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 НК РФ (в редакции, применявшейся в отношении недоимки, образовавшейся до 27.12.2018) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ (в редакции, применяющейся в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017) пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

По смыслу положений пунктов 1, 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, под которым понимается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ).

Из материалов дела следует, что 15.12.2017 в адрес административного ответчика посредством почтовой корреспонденции направлялось требование №33798 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 11.12.2017 со сроком платежа до 05.02.2018. Из содержания указанного требования усматривается, что размер недоимки по налогам составил 8 025 руб. (по транспортному налогу – 6 961 руб., по земельному налогу – 1 064 руб.), а сумма пени – 19,86 руб. (пеня по транспортному налогу – 17,23 руб., пеня по земельному налогу – 2,63 руб.) (л.д. 8, 9).

Доказательства исполнения данного требования в материалы дела не представлены.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из содержания материалов дела усматривается, что судебный приказ о взыскании с Голькова М.Г. недоимки по налогам и пени вынесен мировым судьей судебного участка №23 Советского судебного района г. Владивостока 07.08.2018, то есть в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования №33798 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (л.д. 5).

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Вышеназванный судебный приказ от 07.08.2018 отменен мировым судьей судебного участка №23 Советского судебного района г. Владивостока 21.02.2019 (л.д. 5).

Рассматриваемый административный иск поступил в Советский районный суд г. Владивостока 21.06.2019 (л.д. 2-4), то есть в течение четырех месяцев с момента отмены судебного приказа.

Изложенное свидетельствует о соблюдении административным истцом требований НК РФ о сроках предъявления административного иска.

Из содержания административного иска следует, что налоговым органом произведено уменьшение транспортного налога в размере 1 138 руб. за 2016 год за транспортное средство «TOYOTA VISTA», государственный регистрационный знак <номер>, а также применена налоговая льгота на мотоцикл «STELS», государственный регистрационный знак <номер>, в размере 114 руб. за 2016 год

Таким образом, за Гольковым М.Г. числятся следующие задолженности: задолженность по транспортному налогу в размере 5 709 руб., из них 1 727 руб. за 2016 год, 3 982 руб. за 2014 год, а также пени по транспортному налогу – 14,14 руб.; задолженность по земельному налогу в размере 1 064 руб., из них 263 руб. за 2015 год, 801 руб. за 2016 год, и пени по земельному налогу – 2,07 руб.

Приведенные административным истцом расчеты взыскиваемых денежных сумм суд признает верными, соответствующими положениям действующего законодательства.

Как отражено Межрайонной ИФНС России №12 по Приморскому краю в административном иске, задолженность по налогам Гольковым М.Г. не погашена.

Поскольку административный ответчик ненадлежащим образом исполнил возложенную на него законом обязанность по своевременной уплате налогов, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, в силу статьи 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю к Голькову Максиму Геннадьевичу о взыскании задолженности по налогам, пени – удовлетворить.

Взыскать с Голькова Максима Геннадьевича задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2014, 2016 года в размере 5 709 руб., пени в размере 14,14 руб.; задолженность по земельному налогу за 2015, 2016 года в размере 1 064 руб., пени в размере 2,07 руб., а всего – 6 789,21 руб.

Взыскать с Голькова Максима Геннадьевича в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2019.

Судья С.А. Юлбарисова