УИД62RS0003-01-2020-004147-78
№ 2а-2373/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Скорой О.В.,
при секретаре Никишине М.О.,
с участием представителя административного ответчика Семушкиной М.А., действующей на основании доверенности,
заинтересованного лица Кочергина П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному иску Русакова ПЕ к Начальнику ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Рязани, ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Рязани о признании незаконным решения начальника,
У С Т А Н О В И Л :
Русаков П.Е. обратился в суд с административным иском к Начальнику ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Рязани, ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Рязани о признании незаконным решения, мотивируя свои требования тем, что 09 июня 2020 г. административным истцом был заключен договор найма жилого помещения (квартиры) с его собственником ФИО5, сроком на 5 лет по адресу: <адрес>, мкр. Олимпийский городок, <адрес>. Поскольку истец находится за пределами России в <адрес> и в связи с пандемией приехать в Россию нет возможности, то административным истцом ФИО5 была выдана доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная вице-консулом Генерального консульства России в Осаке (Япония), предоставляющая Кочергину П.В. право подписать и подать от имени административного истца заявление о регистрации по новому месту жительства. Доверенность была направлена ему почтой.
В июле 2020 г. Кочергин П.В. обратился в ГБУ РО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Рязанской области», с заявлениями от своего и от имени административного истца, по вышеуказанной доверенности, о государственной регистрации договора найма жилого помещения (квартиры) от 09.06.2020 г.. Заявления были приняты и ему была выдана опись документов, принятых на регистрацию. 27 июля 2020 г. договор был зарегистрирован и выдана выписка из ЕГРН от 29.07.2020г.
03 августа 2020 г. представитель административного истца Кочергин П.В. обратился в ГБУ РО «МФЦ Рязанской области» от имени административного истца с заявлением о снятии с регистрационного учета по старому месту жительства и заявлением о регистрации по новому месту жительства, о чем была выдана расписка от 03.08.2020 г. Письмом от 06.08.2020 г. №б/н начальник ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району возвратил пакет документов заявителю. В письме указывалось, что для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин России в период его нахождения за пределами России направляет почтовым отправлением из страны проживания, заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства в произвольной форме с указанием адреса выбытия. Подлинность подписи должна быть засвидетельствована в дипломатическом или консульском учреждении России в стране проживания. После чего Кочергин П.В. попросил административного истца прислать ему по почте заявление о снятии с регистрационного учета в произвольной форме, подписанное и заверенное в установленном порядке. Административным истцом по почте Кочергину П.В. было направлено такое заявление, где подпись была заверена вице-консулом Генерального консульства России в Осаке (Япония). Получив заявление, Кочергин П.В. 07.09.2020 г. повторно обратился в ГБУ РО «МФЦ Рязанской области» от имени административного истца с заявлениями о снятии с регистрационного учета по старому месту жительства и регистрации по новому месту жительства. Письмом от 02.09.2020 г. начальник ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Рязани повторно возвратил пакет документов заявителю. В письме было указано, что оснований для снятия с регистрационного учета не имеется, так как законодательством выдача гражданам доверенностей на снятие с регистрационного учета и регистрацию по новому месту жительства не предусмотрена. Отказ ОМВД России по Октябрьскому району города Рязани административный истец считает незаконным и нарушающим права административного истца на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории России.
На основании изложенного ФИО1 просит суд признать незаконным решение начальника ОВМ ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № б/н о возврате комплекта документов без снятия с регистрационного учета гражданина России Русакова ПЕ, ДД.ММ.ГГГГ рождения по месту жительства по адресу: <адрес>, Кукуевская набережная, <адрес> отказе в постановке на регистрационный учет по новому месту жительства по адресу: <адрес>, микрорайон Олимпийский городок, <адрес>; обязать ОВМ ОМВД России по <адрес> снять с регистрационного учета гр. России Русакова ПЕ, ДД.ММ.ГГГГ рождения по месту жительства по адресу: <адрес>, Кукуевская набережная, <адрес> поставить на регистрационный учет по новому месту жительства по адресу: <адрес>, микрорайон Олимпийский городок, <адрес>.
Административный истец Русаков П.Е., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не просил.
Представитель административного ответчика Семушкина М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Кочергин П.В. поддержал требования административного истца. Суду пояснил, что административный истец является его другом. На протяжении длительного времени (более двадцати лет) Русаков П.Е. проживает за пределами Российской Федерации. В настоящее время он, административный истец, зарегистрирован по адресу: <адрес>, Кукуевская набережная, <адрес>, в жилом помещении его бывшей супруги, брак с которой был расторгнут много лет назад. ФИО1 желает сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства, но нужно чтобы в его паспорте была регистрация на случай, если он решит приехать в Россию со своей новой супругой – жительницей Китая. Поэтому он, ФИО5, решил помочь своему другу ФИО1 и зарегистрировать его в своем жилом помещении.
Суд, выслушав представителя ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть 1 статьи 3).
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета.
Вопросы снятия граждан с регистрационного учета регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года К 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"
В соответствии с пунктом 31 Правил снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;
к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 7 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984, утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Пунктом 54 Административного регламента установлено, что для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет:
заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания (пункт 54.1),
паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста) (пункт 54.2).
В соответствии с пунктом 55 Административного регламента для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) в период его нахождения за пределами Российской Федерации направляет почтовым отправлением из страны проживания заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия, подлинность его подписи на котором нотариально засвидетельствована в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания либо у нотариуса с последующей легализацией документа или проставлением на нем апостиля (для государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов), за исключением случаев, когда ни легализация, ни апостиль не требуются в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Пунктом 90 Административного регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом:
на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44 - 50 Административного регламента
на бумажном носителе в орган регистрационного учета посредством почтового отправления, с представлением документов, предусмотренных пунктом 43 Административного регламента;
на бумажном носителе непосредственно в орган регистрационного учета с представлением документов, предусмотренных пунктом 51, подпунктом 53.1 пункта 53, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента;
в форме электронного документа с использованием Единого портала.
Из приведенных правовых норм следует, что с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания гражданин вправе обратиться в миграционный орган лично, либо через своего законного представителя.
Пунктом 55 Административного регламента установлен порядок снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданина в период его нахождения за пределами Российской Федерации.
Согласно п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ.
Из приведенных правовых норм следует, что с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания гражданин вправе обратиться в миграционный орган лично, либо через своего законного представителя. Подача заявления через представителя, наделенного полномочиями в порядке статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом не предусмотрена. При этом, пунктом 55 Административного регламента установлен порядок снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданина в период его нахождения за пределами Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 03.08.2020г. ФИО5 через ГБУ РО «МФЦ <адрес>» ТО по <адрес> обратился от имени ФИО1 с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства: <адрес>, Сергиево - <адрес>, Кукуевская набережная <адрес> постановке на регистрационный учет по новому месту жительства: <адрес>, микрорайон Олимпийский городок, <адрес>.
ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Рязани 06.08.2020г. через МФЦ был возвращен пакет документов по регистрационному учету Русакова П.Е. с указанием устранения нарушений п.55 Административного регламента и разъяснением норм действующего законодательства.
Кочергин П.В. повторно обращается через ГБУ РО «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг Рязанской области» и предоставляет от имени Русакова П.Е. заявление о постановке на регистрационный учет с одновременным заявлением о снятии с регистрационного учета от 18.08.2020, подписанного Русаковым П.Е. и заверенного вице - консулом Генерального консульства России в Осаке.
ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Рязани 02.09.2020г. через МФЦ был возвращен пакет документов по регистрационному учету Русакова П.Е. с указанием на необходимость устранения нарушений п.55 Административного регламента и разъяснением норм действующего законодательства.
Кочергин П.В. через ГБУ РО «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг Рязанской области» повторно обратился от имени своего доверителя Русакова П.Е. по доверенности выданной 16.06.2020 вице - консулом Генерального консульства России в Осаке Япония с заявлением о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета гражданина Русакова П.Е.
ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Рязани 09.09.2020г. через МФЦ был возвращен пакет документов по регистрационному учету Русакова П.Е.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в снятии Русакова П.Е. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес> и постановке на регистрационный учет по адресу: <адрес>, микрорайон Олимпийский городок, <адрес> соответствует требованиям Правил регистрации и снятия с регистрационного учета, а также требованиям Административного регламента.
Доводы Кочергина П.В. о том, что он является законным представителем Русакова П.Е. на основании доверенности, удостоверенной в установленном порядке, и имел право обратиться с заявлением к административному ответчику о снятии Русакова П.Е. с регистрационного учета и постановке на регистрационный учет но новому адресу судом отклоняются, поскольку в силу положений статьи 52 ГПК РФ законными представителями являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом, и которые выступают в защиту права, свобод и законных интересов недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан.
Кочергин П.В. не является законным представителем Русакова П.Е. и представлял его интересы по доверенности в порядке главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности ряда положений Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) Конституционный Суд Российской Федерации признал, что институт регистрации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а потому уведомление гражданином органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным порядком является не только его правом, но и обязанностью. Согласно Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 209-О).
Поскольку административный истец на протяжении длительного времени (более двадцати лет) не проживает на территории Российской Федерации, подтвержденных сведений о его намерении проживать по адресу: <адрес>, микрорайон Олимпийский городок, <адрес> о том, что он не проживает в указанной квартире вынужденно в материалы дела не представлено, суд считает необоснованными доводы административного истца о том, что оспариваемое решение нарушает его права на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Русакова ПЕ к Начальнику ОВМ ОМВД России по <адрес>, ОВМ ОМВД России по <адрес> о признании незаконным решения начальника – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья подпись