ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2375/2021 от 16.09.2021 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД 63RS0-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2021 года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Зинкина В.А.,

при секретаре судебного заседания Сухановой Д.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2375/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> городского округа Самара (межрайонное) о признании решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным административным иском, который мотивировала тем, что <дата> она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> городского округа Самара (межрайонное) (далее - Управление) с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала

К заявлению приложила: договор купли-продажи от 14.08.2020г. жилого помещения площадью 53,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>/ул.8 марта, <адрес>; выписку из ЕГРН от <дата>, подтверждающую переход права собственности на административного истца; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-6 от 04.04.2014г.

<дата> административным истцом через МФЦ было получено уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 22.07.2021г., основанием для отказа в удовлетворении заявления административного истца послужило наличие информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно п. 8 ч. 2 ст.8 Федерального закона от <дата> № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Административный истец полагает решение Управления незаконным, поскольку, согласно условиям договора купли-продажи от 14.08.2020г. ФИО3 (Продавец) продала в собственность ФИО2 (Покупатель) двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>/ул.8 марта, <адрес>.

Цена продаваемого имущества в соответствии с пунктом 3 договора определена сторонами в размере 1 350 000 рублей, стороны договорились о следующем порядке расчета:

- покупатель передает продавцу сумму в размере 929733,22 руб. из счет собственных средств до подписания договора;

- денежные средства в размере 420266,75 руб. должны быть перечислены из средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, выданному ГУ-УПФ России в <адрес><дата> на имя ФИО2, путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца ФИО3 в установленные законом сроки.

Согласно п. 3.3. договора в течение пяти дней с момента государственной регистрации права покупатель обязуется подать документы для выплаты средств материнского (семейного) капитала в ПФРФ.

Пунктом 12 договора предусмотрено, что данный договор имеет силу акта приема-передачи.

<дата> Управлением Росреестра по <адрес> произведена государственная регистрация перехода права собственности на квартиру к ФИО2

В установленный договором срок обязательства покупателем согласно п.3.3. договора выполнены не были, что нарушает условия договора.

Решением Красноглинского районного суда по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО3 к ФИО2 и встречному исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 о признании договора купли-продажи недействительным судом в удовлетворении встречного искового заявления о признании договора купли-продажи недействительным было отказано, в том числе, поскольку административный истец в ГУ-УПФ РФ по <адрес> г.о. Самара (межрайонное) с соответствующим заявлением не обращалась.

Соответственно административный истец обязана исполнить обязательства, предусмотренные договором купли-продажи жилого помещения, в том числе в связи установления судом действительности договора, а равно действительности его условий.

Многоквартирный дом признан аварийным и подлежит сносу согласно распоряжению первого заместителя главы городского округа от <дата>

При этом признание многоквартирного дома аварийным было после совершения сделки и перехода права собственности на жилое помещение к административному истцу, в связи с чем административный истец полагает, что обязательства по исполнению условий согласно п. 3 договора не имеют обратной силы и подлежат обязательному исполнению.

Согласно п. 2.2 распоряжения и постановления администрации г.о. Самары от <дата> в срок до <дата> гарантировано предоставление других жилых помещений, что в свою очередь создаст условия для улучшения жилищных условий посредством реализации права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

Оспаривание п. 3.3 договора и признание договора недействительным может повлечь не только утрату уплаченных средств и непереведенных согласно распоряжения материнским капиталом, но и само жилое помещение, подлежащее сносу, с последующим предоставлением жилого помещения с учетом улучшения жилищных условий.

В случае своевременного исполнения п. 3.3 договора, т.е. в течение 5дней после регистрации права собственности жилого помещения, уадминистративного ответчика не было бы оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Следовательно, в данном случае идет речь об исполнении ранее не исполненных обязательств по договору, что административным ответчиком при вынесении решения учтено не было.

Направление средств материнского капитала (семейного) капитала возможно на исполнение обязательств, возникших из не противоречащей закону сделки, которая привела к улучшению жилищных условий семьи, имеющей детей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец полагает, что решением от <дата> административный ответчик нарушил права административного истца, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 7, п. 1 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 256-ФЗ «Одополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем просит суд:

1. Признать незаконным и отменить решение административного ответчика от <дата>.

2. Обязать административного ответчика удовлетворить заявление административного истца о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в соответствии с письменным отзывом на иск просили заявленные требования оставить без удовлетворения.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав в судебном заседании представителя административного истца, изучив отзыв административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата>ФИО2 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-6 , в соответствии с которым административный истец имеет право на получение материнского (семейного) капитала в размере 429408,50 рублей в связи с рождением третьего ребенка ФИО4, <дата> года рождения.

<дата> на основании заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала П.О.ВБ. перечислена сумма в размере 20 000 руб. за счет средств материнского (семейного) капитала.

<дата> на основании заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала П.О.ВБ. перечислена сумма в размере 25 000 руб. за счет средств материнского (семейного) капитала.

На основании договора купли-продажи от <дата>ФИО3 (Продавец) продала в собственность ФИО2 (Покупатель) двухкомнатную квартиру площадью 53,8 кв.м., 1 этаж, расположенную по адресу: <адрес> (далее по тексту - Договор).

Цена продаваемого имущества в соответствии с пунктом 3 договора определена сторонами в размере 1 350 000 рублей, стороны договорились о следующем порядке расчета:

- покупатель передает продавцу сумму в размере 929 733 руб. 22 коп. из счет собственных средств до подписания договора;

- денежные средства в размере 420 266 рублей 75 коп. должна быть перечислены из средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии МК-6 , выданному ГУ-УПФ России в <адрес><дата> на имя ФИО2 путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца ФИО3 в установленные законом сроки.

Согласно п. 3.3. договора в течение пяти дней с момента государственной регистрации права Покупатель обязуется подать документы для выплаты средств материнского (семейного) капитала ПФРФ.

Пунктом 12 договора предусмотрено, что данный договор имеет силу акта приема-передачи.

<дата> Управлением Росреестра по <адрес> произведена государственная регистрация перехода права собственности на квартиру к ответчику (истцу по встречному иску) ФИО5, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> № КУВИ-002/2020-44398556.

В связи с неисполнением обязательств по договору по оплате денежных средств в размере 420266, рублей ФИО3 обратилась в суд.

Решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> частично удовлетворены требования ФИО3 и с ФИО2 взыскана задолженность по договору купли-продажи от <дата> в размере 420266,78 рублей, проценты за неправомерное удержание денежных средств за период с <дата> по <дата> в размере 6295,39 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 7465,62 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 16000 рублей, а всего 450027,79 рублей.

Встречные исковые требования ФИО2 к ФИО3 о признании договора купли-продажи недействительным оставлены без удовлетворения.

<дата>ФИО2 обратилась в Управление с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а именно на оплату указанного жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 420266,78 руб.

По результатам рассмотрения заявления административного истца Управлением <дата> вынесено решение об отказе в его удовлетворении на основании п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с наличием информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

Истец полагает указанное решение незаконным, нарушающим ее права, в связи с чем обратилась в суд.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от <дата> №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон от <дата> № 256-ФЗ) распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах, путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от <дата> №256-ФЗ жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

При этом в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Вмногоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от <дата> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Установлено, что распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором находится указанное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.

Материнский капитал по смыслу Федерального закона от <дата> № 256-ФЗ представляет из себя целевую социальную выплату (субсидию), производимую в виде безналичных денежных средств, перечисляемых по решению уполномоченных государством должностных лиц пенсионного фонда из средств бюджета Российской Федерации через бюджет пенсионного фонда, для их последующего использования в интересах лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, исключительно в предусмотренных Законом целях. Целевой характер использования средств материнского (семейного) капитала является мерой защиты, установление которой обусловлено необходимостью поддержания семьи со стороны государства в наиболее незащищенных сферах: жилищной, образовательной и пенсионной. Данная мера призвана избежать расходования средств материнского (семейного) капитала на другие менее значимые нужды. Реализация права на распоряжение средствами материнского капитала связана с соблюдением нескольких условий, среди которых соответствие закону сделки, посредством которой достигается конечная цель - улучшение жилищных условий.

Вместе с тем, перечисление денежных средств и распоряжение средствами материнского капитала на исполнение указанной сделки для приобретения жилого помещения, расположенного в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не соответствует целям, указанным в Федеральном законе от <дата> № 256-ФЗ, поскольку приобретенное жилое помещение в настоящее время является непригодным для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Доводы административного истца о дальнейшем улучшении жилищных условий семьи посредством предоставления другого жилого помещения в рамках государственной программы по переселению из аварийного жилья подлежат отклонению, поскольку реализация государственной программы носит длительный характер и не гарантирует защиту интересов ребенка, не является основанием для распоряжения средствами материнского капитала по указанной сделке.

Также судом отклоняются доводы о том, что сделка купли-продажи заключена до признания дома аварийным, включает в себя условие о распоряжении средствами материнского капитала и должна быть исполнена, поскольку Управление не выступает стороной сделки, заявление о распоряжение средствами материнского капитала подано <дата>, т.е. после признания дома аварийным, и подлежит рассмотрению на момент его подачи.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение административного ответчика является законным, нарушений действующего законодательства при его принятии не установлено, а заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАСРФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> городского округа Самара (межрайонное) о признании решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено <дата>.

Судья: В.А. Зинкин