ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-237/20 от 31.12.9999 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-237/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ р.п.Тоншаево

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Соловьёвой Н.В.,

при секретаре Шевеловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тоншаево административное дело по административному иску прокурора Тоншаевского района к администрации муниципального образования рабочий поселок Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тоншаевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Тоншаевский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования рабочий поселок Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, указывая, что прокуратурой Тоншаевского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства и законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории администрации муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме. Так, постановлением администрации муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «О формировании современной городской среды муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2018-2022 годы», которой предусмотрено финансирование на 2020 год в сумме 1924,450 тыс. рублей из местного, районного, областного и федерального бюджетов. Вместе с тем антикоррупционную экспертизу данный нормативно-правовой акт уполномоченным органом местного самоуправления не прошел. Таким образом, со стороны администрации м.о.р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области допущены нарушения требований федерального законодательства, в части непроведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Непринятие мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном законом порядке ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует нормативным правовым актам, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации м.о.р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена муниципальная программа «О формировании современной городской среды муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2018-2022 годы»; обязать администрацию м.о.р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч.ч. 3, 9 ст. 227 КАС РФ прокурор просит установить административному ответчику 10-дневный срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Тоншаевского района Нижегородской области Борсуков Я.Л. административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам административного иска.

Администрация м.о.р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие; исковые требования признают в полном объеме.

Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав явившихся, исследовав материалы административного дела, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В суде установлено, что прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства и законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что постановление администрации муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена муниципальная программа «О формировании современной городской среды муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2018-2022 годы», не прошло антикоррупционную экспертизу.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 данного закона предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, такой меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В статье 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии со ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе:

1) устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции;

2) устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.

Из анализа данных правовых норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.

Решением Пижемского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов рабочего поселка Пижма Тоншаевского района Нижегородской области и их проектов (далее – Порядок).

Согласно пункту 1.2 Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты (проекты): регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления рабочего поселка Пижма во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий; утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных полномочий; связанные с распределением бюджетных средств; связанные с управлением муниципальной собственностью, связанные с размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образования рабочий поселок Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области допущены нарушения требований федерального законодательства в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Непринятие мер по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы постановления администрации муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ которым утверждена муниципальная программа «О формировании современной городской среды муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2018-2022 годы» ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Тоншаевского района к администрации муниципального образования рабочий поселок Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации рабочего поселка Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена муниципальная программа «О формировании современной городской среды муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2018-2022 годы» незаконным, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации рабочего поселка Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена муниципальная программа «О формировании современной городской среды муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2018-2022 годы».

Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокурору.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья: (подпись) Н.В.Соловьёва

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

Копия верна:

Судья:

Секретарь: