Дело №2а-46/2022 (2а-237/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2022 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,
при секретаре – Налисник Е.В.,
с участием прокурора - Алескерова Д.А.,
представителя административных истцов – ФИО1,
представителя заинтересованного лица – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4 к Сакскому городскому совету Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация города Саки Республики Крым о признании недействующим решения об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым в части,
установил:
03 декабря 2021 года ФИО3, ФИО4 обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Сакскому городскому совету Республики Крым, в котором, с учётом последующих уточнений (т.5 л.д. 100-107), просили признать незаконным решение Сакского городского совета Республики Крым от 26 октября 2018 года №1-104/3 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» в части расположения земельного участка с кадастровым № в границах территории общего пользования: пешеходная зона улицы Революции и улицы Курортной, с момента издания оспариваемого решения.
В обоснование исковых требований указано, что Сакским городским советом 26 октября 2018 года принято решение №1-104/3 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» с картой разногласий. Административный истец является субъектом отношений, регулируемых данным решением, поскольку 24.11.2016 между Администрацией города Саки Республики Крым и административными истцами в порядке переоформления заключён договор аренды №211 земельного участка, площадью 300 кв. м., находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый №, вид разрешенного использования: общественное питание, категория земель: земли населенных пунктов (подпункты 1.1, 1.3 Договора) для обслуживания нежилого строения (детское кафе) сроком на 30 лет. На земельном участке расположено нежилое строение, состоящее в целом из: кафе Литера «А», открытой террасы «а», ротонды «б», сооружений, которое принадлежащим административным истцам на праве долевой собственности на основании договора купли-продажи от 09.09.2003. Реализуя право, предусмотренное пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, административные истцы 16.04.2020 обратились в Администрацию города Саки Республики Крым с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в собственность без проведения торгов за плату на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, 08.05.2020 Администрацией города Саки Республики Крым вынесено постановление №381 «Об отказе ФИО3 и ФИО4 в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату», в связи с тем, что земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования: пешеходная зона улицы Революции и улицы Курортной, земельные участки, расположенные в границах которой, не подлежат приватизации. Границы территории общего пользования: пешеходная зона улицы Революции и улицы Курортной, утверждены Генеральным планом муниципального образования городской округ Саки, который утверждён оспариваемым решением Сакского городского совета. В связи с несогласием с данным постановлением, оно обжаловалось в Арбитражный суд Республики Крым. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2021 по делу №А83-12806/2020 принято решение об отказе в удовлетворении иска. Двадцать первым арбитражным апелляционным судом 22.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения со ссылкой на выкопировку из Генерального плана, согласно которой границы земельного участка пересекают границы ул. Курортной и ул. Революции.
Как указывают административные истцы, приобретённое по договору купли-продажи от 09.09.2003 нежилое строение в целом состоит из: кафе Литера «А», открытая терраса «а», ротонды «б», сооружений. В инвентарном деле домовладения по указанному адресу по состоянию на 09.09.2003 ограждения указаны в наименовании строений и сооружений и на момент приобретения объекта недвижимости на земельном участке уже были расположены открытая терраса «а», ротонда «б» и сооружения. Соответственно, объект недвижимого имущества: нежилое строение, кафе с открытой террасой, ротондой и ограждениями, принадлежащий ФИО4 и ФИО3 на праве долевой собственности, расположен на земельном участке, который был сформирован для целей обслуживания данного объекта недвижимости. Сформированный земельный участок поставлен на кадастровый учёт 19.12.2013, соответственно, место положения границ земельного участка согласовано и утверждено органом местного самоуправления ещё 19.12.2013 с учётом существующего порядка землепользования. Административные истцы считают, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 14 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», так как при определении границ территориальных зон и земель общего пользования не была учтена ранее разработанная градостроительная документация, факты предоставления и выделения земельных участков, сложившаяся планировка и существующее землепользование; пункту 3 статьи 209 ГК Российской Федерации. Данные обстоятельства объективно являются препятствием для реализации административными истцами принадлежащего им права на приобретение земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, что является недопустимым.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 28 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Саки Республики Крым.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3, ФИО4 по доверенностям - ФИО1 доводы административного иска поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Саки по доверенности - ФИО2 считала заявленный иск не подлежащим удовлетворению, ввиду необоснованности.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Как установлено судом, 26 октября 2018 года решением №1-104/3 Сакского городского совета Республики Крым 1 созыва на 104 сессии «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым с учётом исключенных материалов в соответствии с картой разногласий» утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Саки Республики Крым с учётом исключенных материалов в соответствии с картой разногласий (Приложение 1) (том 3 л.д. 24-60).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
К вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 29 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, принятого решением Сакского городского совета Республики Крым от 11 ноября 2014 года №40 (далее – Устав), к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории (т. 2 л.д. 133-136).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Устава, Сакский городской совет является представительным органом городского округа, и к его полномочиям относится утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки.
В силу изложенного, очевидно, что решение вопросов утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории на территории города Саки Республики Крым относится к полномочиям Сакского городского совета Республики Крым.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статьёй 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
При этом, участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия является одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедура проведения общественных обсуждений оговорена в части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: 1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; 2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) официальный сайт и (или) информационные системы; 5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым установлен Положением о проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённым Решением Сакского городского совета Республики Крым от 29 июня 2018 года №1-97/16.
Согласно подпункту 2.2 Положения, на публичные слушания или общественные обсуждения в обязательном порядке выносятся: проекты генерального плана муниципального образования городской округ Саки, изменения в него; проекты правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Саки, изменения в них; проекты документации по планировке территории и проекты внесения изменений в них; проекты документации по межеванию территорий и проекты внесения изменений в них; проекты решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; проекты решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; проекты правил благоустройства и проекты внесения изменений в них.
Согласно подпункту 3.1 Положения, организатор публичных слушаний, общественных обсуждений оповещает жителей о предстоящих публичных слушаниях или общественных обсуждениях не менее чем за 20 календарных дней от даты их проведения путём опубликования постановления главы муниципального образования - председателя Сакского городского совета или решения Сакского городского совета о назначении публичных слушаний или общественных обсуждений, уведомления о них в печатном издании муниципального образования городской округ Саки Республики Крым - газете «Слово города» и на сайте муниципального образования городской округ Саки Республики Крым http://admsaki.ru/ в разделе «Публичные слушания» в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения, дополнительно осуществляется информирование населения в форме объявлений по месту расположения обсуждаемого на публичных слушаниях или общественных обсуждениях проекта (вопроса).
Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Как предусмотрено частями 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 11-13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Из материалов дела следует, что контракт на выполнение работ «Подготовка генерального плана муниципального образования городской округ Саки» осуществлялся на основании муниципального контракта №47 от 27.09.2016, заключённого между Администрацией города Саки и Общества с ограниченной ответственностью «ПроектИнжТеррПланирование» г. Краснодар.
Согласно постановлению Администрации города Саки от 30 декабря 2016 года №1823 «О подготовке проекта генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республика Крым» постановлено: осуществить подготовку проекта генерального плана муниципального образования городской округ Саки, Республика Крым (т. 2 л.д.33).
Разработка генерального плана муниципального образования городской округ Саки осуществлялась на основании указанного постановления, в соответствии с постановлением Администрации города Саки Республики Крым от 30 декабря 2016 года №1818 «О создании комиссии по подготовке проекта генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым». Пунктом 1 указанного постановления рекомендовано создать комиссию по подготовке генерального плана территории муниципального образования городской округ Саки. Утверждены: Состав комиссии по подготовке генерального плана территории муниципального образования городской округ Саки (Приложение 1); Положение о комиссии по подготовке генерального плана территории муниципального образования городской округ Саки (Приложение 2); Порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке генерального плана территории муниципального образования городской округ Саки (Приложение 3) (пункт 2 Постановления). Комиссии по подготовке генерального плана территории муниципального образования городской округ Саки - организовать работу по подготовке генерального плана территории муниципального образования городской округ Саки согласно порядку и срокам, предусмотренным в приложении 3 к настоящему постановлению (т.2 л.д. 34-39).
Решением Сакского городского совета Республики Крым от 30 июня 2017 года №1-75/4 «О проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» определено: провести публичные слушания по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым (пункт 1). Пунктом 2 установлено, что организатором публичных слушаний назначена комиссия по подготовке проекта генерального плана территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым. Организатору публичных слушаний: 2.1 провести публичные слушания по рассмотрению проекта генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым в срок с 07.07.2017 по 15.08.2017, собрание провести 15.08.2017 в 17-00 по адресу: ул. Курортная, 75/16; 2.2. организовать с 07.07.2017 экспозицию демонстрационных материалов проекта генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым по адресу: <...>; 2.3. обеспечить размещение демонстрационных материалов проекта генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым на официальном сайте администрации г. Саки http://adm-saki.ru; 2.3. определить порядок ознакомления с демонстрационными материалами по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым: пн-пт. с 09.30 до 17.30 обед с 13.00 до 14.00; 2.4. обеспечить приём письменных предложений и замечаний по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым с 07.07.2017 по 09.08.2017 включительно по адресу: <...>, каб.5; 2.5. разместить в газете «Слово города» и на официальном сайте администрации г. Саки http://adm-saki.ru информацию о дате, времени о проведении публичных слушаний; 2.6. осуществить подготовку помещения для проведения публичных слушаний;2.7. провести публичные слушания; 2.8. на основании протокола о проведении публичных слушаний в течение 3-х рабочих дней со дня проведения публичных слушаний составить заключение о результатах публичных слушаний; 2.9. опубликовать заключение о результатах публичных слушаний путём размещения в газете «Слово города» и обнародовать на официальном сайте администрации г. Саки http://adm-saki.ru (т.3 л.д. 16-17).
Данное решение опубликовано на официальном сайте и размещено в газете «Слово города» - 08 июля 2017 года (т. 2 л.д. 13).
Таким образом, порядок организации проведения публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Установлено, что публичные слушания по рассмотрению проекта генерального плана городского округа Саки Республики Крым проведены 15 августа 2017 года в 17-00 в конфенренц-зале по адресу: <...>, о чём составлен соответствующий протокол публичных слушаний (т.3 л.д. 65-77).
После проведения публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана подготовлено заключение по результатам публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым опубликовано в газете «Слово города» от 09 сентября 2017 года (т. 3 л.д. 78-80, т. 2 л.д.15).
В соответствии с протоколом заседания ХVI Архитектурно – градостроительного совета Республики Крым от 12 октября 2018 года с участием республиканских органов исполнительной власти проект Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым отправлен на доработку для урегулирования разногласий, относительно корректировки отображения границ городских лесов, уменьшения площади существующих территорий озеленения общего пользования, а также расположения объекта ПАО «НПО «Йодобром» (т. 3 л.д. 114-113).
Постановлением Администрации города Саки от 13 апреля 2018 года №406 создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Саки (т. 2 л.д. 27-32).
Результаты работы согласительной комиссии оформлены протоколом заседания №1 от 21 июня 2018 года и картой разногласий к протоколу №1 (т.2 л.д. 41-46, 48-58).
Решение о направлении проекта «Генеральный план муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний, решение согласительной комиссии по урегулированию разногласий при согласовании проекта «Генеральный план муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», карты разногласий к протоколу №1 заседания согласительной комиссии по урегулированию разногласий при согласовании проекта №Генеральный план муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», план устранения замечаний на утверждение Сакскому городскому совету было принято 24 октября 2018 года (письмо 24.10.2018 №1146/02.1-32) (т.3 л.д. 61).
На заседании 104 сессии 1 созыва Сакским городским советом Республики Крым, состоявшемся 26 октября 2018 года, принято Решение №1-104/3 об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ саки Республики Крым с учётом исключённых материалов в соответствии с картой разногласий, которое опубликовано в газете «Слово города» от 02 ноября 2018 года (т.2 л.д.14), а также размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.
На основании вышеизложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Сакским городским советом Республики Крым решение №1-104/3 от 26 октября 2018 года принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедуры его принятия, включающей проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам их проведения, и что содержание утверждённого Генерального плана соответствует положениям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что соблюдение процедуры принятия административным ответчиком оспариваемого решения административными истцами не оспаривается.
Проверяя решение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административных истцов о нарушении их прав, судом установлено следующее.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее градостроительные отношения).
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, границы городского округа, местоположение существующих и строящихся объектов городского округа.
Из совокупного анализа приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий.
Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому землепользованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как установлено, 09 сентября 2009 года на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариально, административные истцы купили ФИО4 - 6/10 доли, ФИО3 - 4/10 доли, принадлежащие продавцу ФИО5 на праве частной собственности нежилое здание (детское кафе), расположенное на <адрес>. Как указано, нежилое здание имеет общую площадь 35,9 кв.м., расположено на земельном участке размером 295 кв.м. Нежилое здание в целом состоит из: кафе литер «А», открытой террасы «а», ротонды «Б», сооружений. Договор зарегистрирован в электронном Реестре прав собственности на недвижимое имущество 17 октября 2003 года (т.1 л.д. 128-129).
Решением Сакского городского совета АР Крым от 27 мая 2004 года «О передаче в общую долевую аренду земельного участка гражданам ФИО4 и ФИО3 для совместного обслуживания кафе «Таврика» по ул. Революции, 33а» прекращено за гр. ФИО5 право аренды земельного участка №58 от 26 декабря 2001 года под размещение детского кафе по <адрес>, в связи с продажей недвижимости. Указано: договор аренды от 26 декабря 2001 года считать утратившим силу (пункт 1). Одновременно утверждён технический отчёт по установлению границ земельного участка гражданам ФИО4 и ФИО3 для совместного обслуживания кафе «Таврика» в <адрес> (пункт 2). Также гражданам ФИО4 и ФИО3 передано в общую долевую аренду сроком на 5 лет земельный участок общей площадью 295 кв.м. по <адрес>, из застроенных земель, не представленных в собственность под коммерческое использование. Кадастровый № (пункт 3). Кроме того, установлены ограничения на пользование земельным участком, заключающиеся в прокладке и ремонте линейных сооружений (пункт 4); установлен размер арендной платы за пользование земельным участком в сумме 3658 грн., из расчёта 12,40 грн. за 1 кв.м. в год (пункт 5); на граждан ФИО4 и ФИО3 возложена обязанность в месячный срок с момента получения настоящего решения заключить с Сакским городским советом договор аренды земельного участка и произвести его государственную регистрацию (пункт 6) (т.3 л.д. 202).
19 декабря 2013 на кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 300 кв.м. по адресу: <адрес>, с присвоением кадастрового №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общественное питание, правообладатель - Муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым (т. 1 л.д. 230-232, 233-240).
24 ноября 2016 года между Администрацией города Саки Республики Крым (арендодатель) и ФИО4 и ФИО3 (арендаторы) заключён договор №211 аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора. Согласно пункту 1.1 Договора, арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок общей площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Пунктом 1.3 Договора определено, что участок предоставляется для вида разрешенного использования - общественное питание. Категория земель: земли населённых пунктов. Договор действует в течение 30 лет с 02.06.2005 по 02.06.2035 (пункт 2.1). В пункте 6.1 Договора указано, что земельный участок имеет ограничения (обременения) в соответствии со статьёй 4 Закона Республики Крым №38-ЗРК от 30.07.2014 «Об особенностях имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и согласно решению 25 сессии Сакского городского совета 24-го созыва от 27.05.2004 «О передаче в общую долевую аренду земельного участка гражданам ФИО4 и ФИО3 для совместного обслуживания кафе «Таврика» по <адрес>» (т. 3 л.д. 208-214).
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о расположении на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес>, объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами № (т.1 л.д. 230).
15 апреля 2020 года в Администрацию города Саки Республики Крым обратились административные истцы с заявлениями о предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым № для обслуживания нежилого строения (детское кафе) на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 4 л.д. 155-156, 159-160).
По результатам рассмотрения заявлений административных истцов 08 мая 2020 года Администрацией города Саки Республики Крым принято постановление №381 об отказе ФИО3 и ФИО4 в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату земельного участка с кадастровым №, в связи с тем, что земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования (пешеходная зона улицы Революции и улицы Курортной), земельные участки, расположенные в границах которой, не подлежат приватизации. Отделу земельных отношений поручено подготовить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 24.11.2016 №211, регламентирующее использование территории общего пользования (пешеходная зона улицы Революции и улицы Курортной) неограниченным кругом лиц. На заявителей возложена обязанность в течение 30 календарных дней с момента принятия настоящего постановления освободить территорию общего пользования путём демонтажа ограждения указанной территории и обеспечить её использование неограниченным кругом лиц (т.4 л.д. 153-154).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права ФИО3, ФИО4 и их законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявители обратились в Арбитражный суд Республики Крым в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года по делу №А-83-12806/2020 в удовлетворении заявленных требований ФИО3 и ФИО4 отказано в полном объёме (т. 5 л.д. 1-8).
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2021 года решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года оставлено без изменения (т. 5 л.д. 9-17).
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 января 2022 года решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2021 года оставлены без изменения (т. 5 л.д. 18-21).
Обращение в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным иском стороной административного истца инициировано в связи с предоставлением Администрацией города Саки Республики Крым в Арбитражный суд Республики Крым в обоснование оспариваемого постановления об отказе ФИО3 и ФИО4 в предоставлении земельного участка в собственность в качестве доказательства выкопировки из Генерального плана (т.1 л.д. 34).
Как установлено судом, предоставленная стороной истца выкопировка из оспариваемого Генерального плана является фактически фрагментом Карты установления функциональных зон территории городского округа Саки, согласно которой арендуемый земельный участок полностью отнесён к одной функциональной зоне: зоне делового, общественного и коммерческого назначения (т.4 л.д. 144).
При этом, само по себе установление такого функционального зонирования стороной административного истца не оспаривается.
Что касается территории общего пользования, то территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
И согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линиями, которые обозначают границы территорий общего пользования, - это красные линии, подлежащие установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Как следует из пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц. Кроме того, красные линии утверждаются в составе документации по планировке территории и являются действующими и обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности.
Более того, как следует из вышеуказанного решения Арбитражного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года, обстоятельство расположения арендуемого административными истцами земельного участка в границах территории общего пользования усматривалось судом из Публичной кадастровой карты, что согласовывалось со Схемой границ земельного участка и фото-таблицей, предоставленной ответчиком к Акту №37.
В вышеприведенном постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2021 года расположение данного земельного участка в границах пешеходных зон также усматривалось из Публичной кадастровой карты, что согласовывалось со Схемой границ земельного участка и фото-таблицей, предоставленной ответчиком к Акту №37, а также из выкопировки из Генерального плана муниципального образования, выкопировки из паспорта объекта улично-дорожной сети «Улица Революции».
Как пояснил представитель Администрации города Саки в судебном заседании по настоящему административному делу, а также допрошенный в качестве свидетеля начальник отдела архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации города Саки ФИО6, выкопировка из Генерального плана муниципального образования из карты функционального зонирования предоставлялась в Арбитражный суд Республики Крым в подтверждение законности и обоснованности принятого постановления об отказе в предоставлении земельного участка административным истцам в собственность с целью схематичного изображения вклинивания арендуемого земельного участка в территорию общего пользования – пешеходную зону улиц Революции и Курортной.
При этом, как усматривается из предоставленных Администрацией города материалов Проекта строительства детского кафе в 2002 году «Детское кафе на пересечении улиц Революции и Курортная в г. Саки», План разбивки колонн колоннады должен был учитывать движение пешеходов по пешеходному тротуару (т. 4 л.д. 197).
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение Сакского городского совета Республики Крым №1-104/3 от 26 октября 2018 года «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым с учётом исключенных материалов в соответствии с картой разногласий» в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушение прав определением в Генеральном плане муниципального образования функционального зонирования арендуемого земельного участка административными истцами не доказано, в связи с чем, отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО3, ФИО4 к Сакскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим Генерального плана муниципального образования городской округ Саки, утверждённого решением Сакского городского совета Республики Крым №1-104/3 от 26 октября 2018 года, в части расположения земельного участка с кадастровым № в границах территории общего пользования (пешеходная зона улицы Революции и улицы Курортной) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
Решение суда составлено в окончательной форме 30 марта 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>