ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-237/2022 от 02.03.2022 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-237/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 года город Алдан

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Капраловой М.И., при секретаре судебного заседания Лапиной Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреянова Андрея Александровича к администрации муниципального образования «Город Томмот», Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства республики Саха (Якутия)» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу незаконным,

у с т а н о в и л:

Андреанов А.А. обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» (далее – Дирекция), к администрации муниципального образования «Город Томмот» (далее – Администрация) о признании незаконным действия об отказе в предоставлении жилого помещения, в обоснование своих требований, указывая на то, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: ......., которая признана аварийным. Указанный многоквартирный жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 29.04.2020 истцом получено уведомление администрации МО «Город Томмот», в котором истцу разъяснено, что истец вправе получить компенсацию, которая не может превышать стоимости приобретенного жилого помещения.

В судебное заседание административный истец Андреянов А.А. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представители административных ответчиков не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

От Дирекции поступил письменный отзыв, полагают, что являются ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того истцом пропущен срок для обращения в суд. Также полагают, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства,

Руководствуясь статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, поскольку их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Суд, изучив, огласив материалы административного дела, отзыв Дирекции на административное исковое заявление, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5- 9 данной статьи.

Судом установлено, что истец Андреянов А.А. является собственником квартиры ......., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.12.2021.

Согласно Распоряжению главы МО «Город Томмот» № 249-р от 28.05.2014 многоквартирный жилой ....... признан аварийным и подлежащим сносу.

20 марта 2020 года ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» разъяснено, что в соответствии п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ истец имеет право только на выплату возмещения.

29 апреля 2020 года администрацией МО «Город Томмот» разъяснено, что на основании разъяснений ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» от 7 марта 2020 года истец вправе получить компенсацию.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Так, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи (часть 10). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской

Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда

расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

В силу этого Андреанов А.А. вправе в обеспечение своих жилищных прав требовать предоставления, взамен изъятого аварийного жилья другого жилого помещения в собственность, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истец как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение администрации муниципального образования «Город Томмот» и Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства республики Саха (Якутия)» об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу является незаконным.

Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд не соглашается с доводами Дирекции о том, что Дирекция не является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку административным истцом оспаривается решение об отказе в предоставлении жилого помещения, принятое Дирекцией, как государственным органом обладающим властными полномочиями, в рамках осуществления возложенных законом обязанностей по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеющего публичный характер.

Кроме того, доводы Дирекции о том, что спор подлежал рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, суд полагает, что основаны на неправильном толковании норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Административным истцом в данном случае оспариваются решения (действия) как органа местного самоуправления, так и государственного казенного учреждения, осуществляющего исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств государственного бюджета республики (Соглашение от 17 мая 2019 г.).

Таким образом, спор вытекает из публичных правоотношений, не носит гражданско-правового характера и не рассматривается в порядке искового производства, поскольку возникшие правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Согласно статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1), пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).

При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий.

Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые действия совершены ответчиками в апреле 2020 года, иск направлен в суд 07 февраля 2022 года.

Как следует из материалов дела с целью защиты своих прав и законных интересов неоднократно обращался в Администрацию, которая вела переписку с администрацией МО Алданский район и с Дирекцией.

Следовательно, данные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительных причин для восстановления истцу предусмотренного статьей 219 КАС РФ срока на обращение в суд.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Андреянова Андрея Александровича к администрации муниципального образования «Город Томмот», Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства республики Саха (Якутия)» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу незаконным, - удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства республики Саха (Якутия)» и администрации муниципального образования «Город Томмот» об отказе в предоставлении жилого помещения в рамках реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

Возложить на Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства республики Саха (Якутия)» и администрацию муниципального образования «Город Томмот» обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Андреанова Андрея Александровича о предоставлении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Алданского

районного суда РС(Я) М.И. Капралова

Мотивированное решение изготовлено 10.03.2022.